Современная педагогика в структуре определения и модификации разделов педагогического знания определяет адаптивное знание и адаптивную педагогику как реализуемую возможность приспособления личности обучающегося через ресурсы современного образования к самостоятельной жизнедеятельности и общению в социуме.
Адаптивное знание – вид научно-педагогического знания, обеспечивающий за счет универсальности и функциональности подобранного педагогом дидактического материала качественное усвоение дидактических единиц в модели компетентностного подхода, реализующего ситуативное, поликультурное, индивидуализированное и групповое формирование компетенций в системе детерминант «знать», «уметь», «владеть», персонифицировано раскрывающих особенности акмеверификации развития и самоутверждения личности обучающегося в выбранном направлении обучения и подготовки.
Адаптивная педагогика – отрасль педагогической науки, определяющая адаптацию механизмом и основным ресурсом построения и оптимизации педагогического взаимодействия в системе непрерывного образования, реализующего идеи гуманизма и продуктивности, конкурентоспособности и креативности, гибкости и устойчивости, располагающих средствами верификации качества определения и решения задач развития личности как ценности и цели всех преобразований в научно-педагогической практике решения противоречий и дилемм.
Определим основные компоненты адаптивной педагогики в структуре детерминации и визуализации особенностей постановки и решения задач развития личности обучающегося в современном непрерывном образовании, заложив в основу ситуативного педагогического поиска работы [1-15], реализующие идеи и модели технологии системно-педагогического моделирования, определяющих возможность адаптивного и акмеверифицированного развития личности в модели непрерывного профессионального образования.
Адаптивная педагогика – раздел современной педагогики, определяющий способность и возможность развития обучающегося в модели качественного усвоения дидактического знания за счет ситуативной и персонифицированной адаптации дидактического материала к потребностям и возможностям обучающегося, являющегося уникальной ценностью современной культуры и образования.
Объект адаптивной педагогики – человек обучающийся и получающий образование в системе адаптивных программ и адаптивных продуктов современного непрерывного образования.
Предмет адаптивной педагогики – эффективные педагогические средства, определяющие адаптивность дидактического материала базовым элементом и ресурсом в построении качественного, акмеверифицированного образования.
Цель адаптивной педагогики – изучение и оптимизация возможностей развития личности в модели современного непрерывного образования, реализуемых за счет адаптивных методов и форм, средств и условий, педагогических технологий и педагогической деятельности, определяющих возможность акмеверификации за счет адаптации дидактичного материала и дидактических средств, педагогических технологий и условий развития личности в системе образования.
Задачи адаптивной педагогики:
1. Изучение опыта решения задач развития личности обучающегося в модели адаптивного знания как продукта современного образования и культуры.
2. Определение проблем и ограничений использования адаптивного знания в акмеверифицированной практике развития личности обучающегося.
3. Создание нового адаптивного знания, определяемого через создаваемые адаптивные педагогические средства, адаптивные методы и адаптивные формы организации педагогического взаимодействия.
4. Апробация и внедрение эффективных разработанных адаптивных педагогических средств.
Определим принципы построения адаптивной педагогической деятельности в конструкторе принципов, детерминирующих и визуализирующих возможность и вариации выбора направлений и практики решения детализации основ и возможностей адаптации как направления профессиональной деятельности педагога и адаптивного знания как формы и ресурса оптимального развития обучающегося.
Конструктор принципов построения адаптивной педагогической деятельности:
– принцип научного построения адаптивного знания и адаптивной практики решения задач развития обучающегося, реализуемых в профессиональной деятельности педагога;
- принцип последовательности изложения дидактического материала, являющегося адаптивным на определенном этапе использования;
- принцип системности научного знания в профессиональном становлении педагога и адаптивном развитии обучающегося;
- принцип систематичности занятий по адаптивным методикам и технологиям организации обучения;
- принцип объективности форм и методов контроля в адаптивной педагогике;
- принцип персонифицированной фасилитации дидактического материала, определяемого адаптивным на этапе определения сложностей в обучении у обучающегося, а также в структуре общей и профессиональной подготовки обучающегося, имеющего отклонения в развитии и здоровье;
- принцип формирования у обучающегося потребности в самостоятельности и продуктивности;
- принцип реализации идей гуманизма в продуктивном развитии и становлении обучающегося;
- принцип ситуативной акмеверификации выбора условий и возможностей определения и решения противоречий развития (хочу – могу – надо – есть), детерминируемых и реализуемых в системном поиске педагогического и мультикультурного генеза;
- принцип индивидуальной пролонгации адаптивных форм и методов, методик и технологий работы с обучающимися, имеющими специальные потребности в адаптивном знании и адаптивной педагогике;
- принцип учета индивидуальных особенностей обучающегося, включенного в систему адаптивного знания и адаптивной педагогической подготовки к самостоятельному решению учебных и профессиональных задач;
- принцип своевременной профессиональной ориентации обучающихся, имеющих отклонения в развитии и здоровье;
- принцип формирования культуры самостоятельной работы личности в адаптивно-акмеверифицированных условиях воспроизводства социальных и профессиональных отношений и способов решения задач;
- принцип культуросообразности и природосообразности выбора адаптивного знания в модели современного образования;
- принцип доступности и адаптивности дидактического материала в развитии личности обучающегося;
- принцип оптимизации условий и возможностей развития личности в модели адаптивного и акмеверифицированного знания;
- принцип результативности поиска в решении задач развития;
- принцип модификации адаптивного знания;
- принцип формирования потребности в успешном решении выделяемых задач;
- принцип ситуативности, персонификации и надежности выбора обучающегося в модели гарантированной педагогической поддержки и помощи;
- принцип единства социализации и самореализации личности в решении задач развития;
- принцип формирования потребности в здоровом образе жизни и активном поиске оптимальных условий развития и жизнедеятельности;
- принцип формирования потребности в акмеверификации качества и продуктивности решений в образовательном и профессиональном поиске личности.
Выделенные принципы адаптивной педагогической деятельности и адаптивного развития обучающегося обуславливают специфику выбора оптимальных решений развития в модели современного непрерывного образования.
Библиографический список
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015.№4-2.С.91-95.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3(62).С.63-67.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. №8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.