АДАПТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК РЕСУРС ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Свинаренко Владимир Геннадьевич1, Козырев Николай Анатольевич2, Козырева Ольга Анатольевна3
1Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, г. Москва, ведущий инженер
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, доктор технических наук, профессор
3Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматривается возможность определения основ адаптивной педагогики в модели современной структуры педагогической науки, описываются особенности адаптивной педагогики в определении и решении проблем развития личности и системы образования. Выделены цель, задач, объект, предмет адаптивной педагогики, принципы построения адаптивной педагогической деятельности.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, педагогическая методология, педагогическое моделирование, самореализация, самосовершенствование, социализация


ADAPTIVE PEDAGOGY AS A RESOURCE FOR THE HUMANIZATION OF EDUCATION

Svinarenko Vladimir Gennadievich1, Kozyrev Nikolay Anatolievich2, Kozyreva Olga Anatolievna3
1National research nuclear University «MEPhI», Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, Moscow, senior engineer
2Siberian state industrial University, Novokuznetsk, doctor of technical sciences, professor
3Siberian state Industrial University, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of pedagogical sciences, associate Professor

Abstract
The possibility of determining an adaptive model of pedagogy in the structure of modern pedagogical science, describes the features of adaptive pedagogy in identifying and solving the problems of personality development and education. Highlighted the purpose, objectives, object, object adaptive pedagogy, principles of adaptive teaching.

Keywords: pedagogical methodology, pedagogical modeling, self-actualization, self-improvement, self-study culture teacher (culture of self-dependent work or culture of self-dependent living activities), socialization


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивная педагогика как ресурс гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/61930 (дата обращения: 29.03.2024).

Современная педагогика в структуре определения и модификации разделов педагогического знания определяет адаптивное знание и адаптивную педагогику как реализуемую возможность приспособления личности обучающегося через ресурсы современного образования к самостоятельной жизнедеятельности и общению в социуме.

Адаптивное знание – вид научно-педагогического знания, обеспечивающий за счет универсальности и функциональности подобранного педагогом дидактического материала качественное усвоение дидактических единиц в модели компетентностного подхода, реализующего ситуативное, поликультурное, индивидуализированное и групповое формирование компетенций в системе детерминант «знать», «уметь», «владеть», персонифицировано раскрывающих особенности акмеверификации развития и самоутверждения личности обучающегося в выбранном направлении обучения и подготовки.

Адаптивная педагогика – отрасль педагогической науки, определяющая адаптацию механизмом и основным ресурсом построения и оптимизации педагогического взаимодействия в системе непрерывного образования, реализующего идеи гуманизма и продуктивности, конкурентоспособности и креативности, гибкости и устойчивости, располагающих средствами верификации качества определения и решения задач развития личности как ценности и цели всех преобразований в научно-педагогической практике решения противоречий и дилемм.

Определим основные компоненты адаптивной педагогики в структуре детерминации и визуализации особенностей постановки и решения задач развития личности обучающегося в современном непрерывном образовании, заложив в основу ситуативного педагогического поиска работы [1-15], реализующие идеи и модели технологии системно-педагогического моделирования, определяющих возможность адаптивного и акмеверифицированного развития личности в  модели непрерывного профессионального образования.

Адаптивная педагогика – раздел современной педагогики, определяющий способность и возможность развития обучающегося в модели качественного усвоения дидактического знания за счет ситуативной и персонифицированной адаптации дидактического материала к потребностям и возможностям обучающегося, являющегося уникальной ценностью современной культуры и образования.

Объект адаптивной педагогики – человек обучающийся и получающий образование в системе адаптивных программ и адаптивных продуктов современного непрерывного образования.

Предмет адаптивной педагогики – эффективные педагогические средства, определяющие адаптивность дидактического материала базовым элементом и ресурсом в построении качественного, акмеверифицированного образования.

Цель адаптивной педагогики – изучение и оптимизация возможностей развития личности в модели современного непрерывного образования, реализуемых за счет адаптивных методов и форм, средств и условий, педагогических технологий и педагогической деятельности, определяющих возможность акмеверификации за счет адаптации дидактичного материала и дидактических средств, педагогических технологий и условий развития личности в системе образования.

Задачи адаптивной педагогики:

1. Изучение опыта решения задач развития личности обучающегося в модели адаптивного знания как продукта современного образования и культуры.

2. Определение проблем и ограничений использования адаптивного знания в акмеверифицированной практике развития личности обучающегося.

3. Создание нового адаптивного знания, определяемого через создаваемые адаптивные педагогические средства, адаптивные методы и адаптивные формы организации педагогического взаимодействия.

4. Апробация и внедрение эффективных разработанных адаптивных педагогических средств.

Определим принципы построения адаптивной педагогической деятельности в конструкторе принципов, детерминирующих и визуализирующих возможность и вариации выбора направлений и практики решения детализации основ и возможностей адаптации как направления профессиональной деятельности педагога и адаптивного знания как формы и ресурса оптимального развития обучающегося.

Конструктор принципов построения адаптивной педагогической деятельности:

            – принцип научного построения адаптивного знания и адаптивной практики решения задач развития обучающегося, реализуемых в профессиональной деятельности педагога;

- принцип последовательности изложения дидактического материала, являющегося адаптивным на определенном этапе использования;

- принцип системности научного знания в профессиональном становлении педагога и адаптивном развитии обучающегося;

- принцип систематичности занятий по адаптивным методикам и технологиям организации обучения;

- принцип объективности форм и методов контроля в адаптивной педагогике;

- принцип персонифицированной фасилитации дидактического материала, определяемого адаптивным на этапе определения сложностей в обучении у обучающегося, а также в структуре общей и профессиональной подготовки обучающегося, имеющего отклонения в развитии и здоровье;

- принцип формирования у обучающегося потребности в самостоятельности и продуктивности;

- принцип реализации идей гуманизма в продуктивном развитии и становлении обучающегося;

- принцип ситуативной акмеверификации выбора условий и возможностей определения и решения противоречий развития (хочу – могу – надо – есть), детерминируемых и реализуемых в системном поиске педагогического и мультикультурного генеза;

- принцип индивидуальной пролонгации адаптивных форм и методов, методик и технологий работы с обучающимися, имеющими специальные потребности в адаптивном знании и адаптивной педагогике;

- принцип учета индивидуальных особенностей обучающегося, включенного в систему адаптивного знания и адаптивной педагогической подготовки к самостоятельному решению учебных и профессиональных задач;

- принцип своевременной профессиональной ориентации обучающихся, имеющих отклонения в развитии и здоровье;

- принцип формирования культуры самостоятельной работы личности в адаптивно-акмеверифицированных условиях воспроизводства социальных и профессиональных отношений и способов решения задач;

- принцип культуросообразности и природосообразности выбора адаптивного знания в модели современного образования;

- принцип доступности и адаптивности дидактического материала в развитии личности обучающегося;

- принцип оптимизации условий и возможностей развития личности в модели адаптивного и акмеверифицированного знания;

- принцип результативности поиска в решении задач развития;

- принцип модификации адаптивного знания;

- принцип формирования потребности в успешном решении выделяемых задач;

- принцип ситуативности, персонификации и надежности выбора обучающегося в модели гарантированной педагогической поддержки и помощи;

- принцип единства социализации и самореализации личности в решении задач развития;

- принцип формирования потребности в здоровом образе жизни и активном поиске оптимальных условий развития и жизнедеятельности;

- принцип формирования потребности в акмеверификации качества и продуктивности решений в образовательном и профессиональном поиске личности.

Выделенные принципы адаптивной педагогической деятельности и адаптивного развития обучающегося обуславливают специфику выбора оптимальных решений развития в модели современного непрерывного образования.


Библиографический список
  1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  2. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  3. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  4. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015.№4-2.С.91-95.
  5. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  6. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  7. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3(62).С.63-67.
  8. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  9. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. №8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  10. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
  11. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
  12. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
  13. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
  14. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с
  15. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Козырева Ольга Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация