В связи со стремительным ростом ресурсов и информационных потоков на предприятии возникает серьёзная потребность в актуальных данных обо всех аспектах его деятельности и управлении ими. Одним из способов решения этой проблемы является внедрение ERP-системы. ERP (англ. Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия) — организационная стратегия интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности. ERP-система — конкретный программный пакет, реализующий стратегию ERP.
Однако большинство продуктов данного класса решений наиболее подходит крупным компаниям и холдингам со сложной структурой управления финансовыми потоками, но что же делать предприятиям малого и среднего уровня?
Для поиска ответа на данный вопрос необходимо провести сравнительный анализ наиболее популярных ERP-решений на российском рынке по ключевым критериям.
Таблица 1 – Сравнительный анализ ERP-систем
Решение | Производитель | Сфера применения | Уровень | Время внедрения | Стоимость внедрения |
«Галактика» | Галактика | Нефтегазового комплекса, связи и телекоммуникаций, химической, пищевой промышленности, торговли, лесопромышленного комплекса | Средние и
Крупные предприятия |
На крупном: 12-18 месяцев
На малом: 6-8 месяцев |
95 260 руб. |
«Парус-Предприятие 8.хх» | Парус | Машиностроение, нефтегазовые компании, предприятия энергетической отрасли и др. | Крупные предприятия | 12-18 месяцев | 157563 руб. |
«1С:Управление небольшой фирмой 8 на 5 пользователей» | 1C | В сервисных, производственных и торговых компаниях малого бизнеса | Малые и средние предприятия | 1-4 недель | 31800 руб. |
«Ultima 2C» | Ultima | Любая | Малые и средние предприятия | 1 неделя | До 12 пользователей – бесплатно |
Как видно из приведённой таблицы – для малых и средних предприятий подходят «1С:Управление небольшой фирмой 8 на 5 пользователей» и «Ultima 2C», однако «Ultima 2C» является ещё и ограниченно бесплатной.
Ultima 2C – ограниченно бесплатное монолитное решение класса ERP II, ориентированное на потребности небольших и средних предприятий e-commerce, построенное на базе Ultima Businessware 2015 — наиболее современной и высокопроизводительной платформы на рынке.
Функционал:
- потребности в автоматизации внутренних бизнес-процессов средних предприятий с запасом перекрываются средствами конфигурации Ultima 2C;
- полнофункциональный интернет-магазин строится на Битриксе (редакции «Малый бизнес» и выше), полностью интегрированным в качестве web-компонента с платформой Ultima Businessware. Автоматическое обновление товарного каталога, включая описания товаров (свойства и фотографии), создание заказа на сайте с синхронным автоматическим размещением его в Ultima, личный кабинет (заказы, свойствапрофиля) с данными, подтягиваемыми online из ERP-системы, etc.
- бухгалтерия остается доминирующей 1С:Бухгалтерии 3.0, интегрированной с Ultima через REST API.
Платформа Ultima Businessware агрегирована с СУБД Oracle 12c Enterprise edition и изначально спроектирована для наиболее эффективного использования самых современных и мощных средств обработки данных Oracle – безальтернативного мирового лидера на рынке промышленных СУБД.
Возможности кастомизации решения сходны с 1С:
- код платформы Ultima Businessware поставляется в бинарном виде,
- код конфигурации Ultima 2C – открыт, делать можно что угодно.
Пределы бесплатности
- лицензия на платформу Ultima Businessware – при количестве одновременно работающих (конкурентных) пользователей до 12 человек включительно.
- конфигурация Ultima 2C – без ограничений.
- доступ к форуму поддержки: чтение – свободно, писание – после регистрации. При этом, при отсутствии оплаченного пакета поддержки, служба поддержки не берет на себя никаких обязательств по срокам ответов. Иными словами, с вопросами бесплатных пользователей разбираются по остаточному принципу
Практическое применение
Для оценки функциональности и доступности средств разработки Ultima2C выполним ряд простых операций в самой системе, таких как:
- Создание нового справочника;
- Выдача роли.
Создание справочника
В списковой форме справочников (пункт меню Dictionaries) создаем новую запись:
На закладке “Main” задаем основные параметры. Название справочника Name определяет
названия его объектов в базе данных. Формат отображения записей справочника Display format отвечает за то, как записи справочника будут отображаться в кратком виде, например, в элементах управления:
Описание Caption будет отображаться в экранных формах, как название справочника. Это
мультиязычное свойство (имеет свое значение для каждого из поддерживаемых системой языков):
На закладке “Properties” задаем свойства записей справочника. Два свойства – идентификатор записи справочника ID и ее название Name – создаются автоматически, причем идентификатор нельзя удалить или изменить:
Теперь можно сохранить справочник.
После сохранения нового справочника в системе Ultima Businessware® будет сгенерирован его класс. После компиляции и перезагрузки метаданных сгенерированный класс можно будет использовать при написании, например, скриптов или обработчиков. Также станет доступна для добавления в главное меню команда открытия списковой формы справочника.
Завершающим шагом будет создание объектов справочника в СУБД в схеме Ultima. с помощью сгенерированного приложением Ultima Businessware® SQL скрипта:
Выдача прав
Помимо возможности вызова списковой формы справочника пользователь должен обладать соответствующими правами для ее открытия. Для этого находим в справочнике ролей Role роль пользователя, которому необходимо предоставить возможность доступа к справочнику:
На закладке “Roles” можно убедиться, что редактируемая роль назначена именно тому
пользователю, которому мы собираемся предоставить доступ к справочнику (в нашем случае это пользователь Administrator с логином root). Тут же можно увидеть, каким еще пользователям назначена данная роль, и кто, соответственно, также получит этот доступ:
На закладке “Dictionaries” выдаем доступ к справочнику. В нашем случае это полный доступ, тогда как для открытия списковой формы и просмотра записей справочника достаточно доступа на чтение Read:
Теперь, после сохранения внесенных в роль изменений, пользователь Administrator обладает соответствующими правами на открытие списковой формы справочника.
В последующих публикациях продолжится исследование функциональных возможностей Ultima 2C.
Библиографический список
- Вязова Н.В., Назарова О.Б. Использование информационных технологий для повышения эффективности процесса формирования контингента студентов первого курса вуза / Н.В. Вязова, О.Б. Назарова // Новые информационные технологии в образовании. Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2014. С. 538-542.
- Назарова О.Б., Масленникова О.Е., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З.
- Преемственность дисциплин кафедры по направлению «Прикладная информатика» и межпредметная координация как фактор повышения эффективности образовательного процесса / О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева.- Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 2. № 1. С. 145-148.
- Масленникова, О.Е. Информационная система управления как ядро информационной инфраструктуры современного образовательного учреждения [Текст]/О.Е. Масленникова // Вестник компьютерных и информационных технологий. -М., 2010. -№ 8. -С. 47-51.
- Масленникова О.Е.. Анализ современного состояния исследований по проблеме разработки региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2014. № 10. С. 639-650.
- Назарова О.Б. Разработка региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем как научная проблема//Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2014. № 10. С. 651-663.
- Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б. Методические механизмы эффективности подготовки ИТ-специальностов вуза при переходе от процесса обучения к учению с применением комплекса профессионально-направленных задач//Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2011. № 7. С. 133-140.
- Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б., Белоусова И.Д. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах / Л.В.Курзаева, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева, О.Б. Назарова, И.Д. Белоусова. -Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 297-302.
- Требования к выпускной квалификационной работе студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» (методические рекомендации) /Назарова О.Б., Масленникова О.Е.,Махмутова М.В., Белоусова И.Д., Давлеткиреева Л.З., Попова И.В., Новикова Т.Б., Удотов А.С.//Международный журнал экспериментального образования, 2010. -№ 3. С. 13-14.
- Седнева Д.А., Климов П.А., Гусева Т.Ф., Вахрушев В.И., Румянцев Е.П., Новикова Т.Б. Описание моделей по созданию собственного бизнеса // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59171 (дата обращения: 18.11.2015).
- Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Гусева Т.Ф., Вахрушев В.И., Седнева Д.А., Климов П.А. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/?p=59425 (дата обращения: 18.11.2015).
- Глущенко Т.Б. Модель подготовки будущих учителей к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. – Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 3. С. 54-61.
- Глущенко Т.Б. Повышение профессиональной квалификации преподавателей как педагогическое условие подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. – Научные труды SWorld. Т. 14. № 1. С. 77a-79.
- Глущенко Т.Б. Структура и содержание готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. – Информатика и образование. № 2. С. 111-113.
- Наношкин А.Г., Назарова О.Б., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е.
- Моделирование бизнес-процесса «Работа букмекерской конторы в сети Интернет» /А.Г. Наношкин, О.Б. Назарова, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова. - Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7-1 (51). С. 101-109.
- Кручинская В.С., Новикова Т.Б. Необходимость поддержки и модернизации сайта / В.С. Кручинская, Т.Б. Новикова. – Актуальные проблемы современной науки в 21 веке сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014. С. 39-40.
- Новикова Т.Б. Интернет-представительство в формировании имиджа образовательного учреждения // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2010. № 9. С. 49-53.
- Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Новикова : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009
- Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Новикова : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009