ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Абрамова Анастасия Николаевна1, Митичева Татьяна Ивановна2
1Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, студентка 4 курса направления «Психолого-педагогическое образование»
2Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В данной статье изучены основные мотивы выбора профессии, влияющие на профессиональное самоопределение, а также представлены результаты экспериментального исследования по данной проблеме.

Ключевые слова: выбор профессии, мотивы, самоопределение, старшеклассники


THE PROBLEM OF CAREER CHOICE BY HIGH SCHOOL STUDENTS

Abramova Anastasia Nikolaevna1, Miticheva Tatiana Ivanovna2
1Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, 4 year student of direction "Psycho-pedagogical education"
2Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor

Abstract
In this article we studied the basic motives of choice of profession, influencing professional self-determination, and also presents the results of experimental studies on this issue.

Keywords: career choice, motives, self-determination and high school students


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Абрамова А.Н., Митичева Т.И. Проблема выбора профессии учащимися старших классов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/09/57745 (дата обращения: 16.03.2024).

Проблема выбора профессионального самоопределения  старшеклассников очень актуальна в настоящее время. Усиление интереса к вечной  проблеме профессиональной ориентации личности как процесса выбора профессии и самореализации в ней обусловлено, прежде всего,  практическим запросом, формирующимся в постоянно меняющихся условиях экономических и социальных  изменений, происходящих в современной России.

Изучением проблемы профессионального выбора занимались как отечественные, так и зарубежные авторы. Профессиональная пригодность, особенности личности, формирующиеся в процессе профессиональной ориентации и развития, рассмотрены в работах Е.М. Борисовой, Е.А. Климова, Л.А.Кравчук, С.А.Сидоренко и др.  Проблемы выбора профессии старшеклассниками нашли свое отражение в исследованиях  Е.А. Климова, В.А. Полякова, С.В.Фроловой, С.Н. Чистяковой и др.

В пору ранней юности все определенней и отчетливей складывается индивидуальный облик каждого старшеклассника, все яснее выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности [1].

Старшеклассники существенно отличаются друг от друга как  по темпераменту и характеру, так  и по своим стремлениям, интересам и способностям. Индивидуальные особенности личности особенно  отчетливо проявляются в их решении, какой жизненный путь избрать каждому из них после окончания школы.

При выборе профессии у старшеклассников возникает множество противоречивых вопросов и проблем. К примеру, многие родители, думая о будущем своего ребенка, не учитывают его умения, интересы и способности, акцентируя внимание  на престиже, востребованности и прибыльности будущей профессии. Дети также не всегда адекватно выбирают направление: или они следуют  советам друзей и преподавателей, или испытывают   влияние родителей, руководствующихся мотивами, изложенными выше.

Анализируя профессиональное самоопределение старшеклассников можно выделить основные виды мотивов их выбора: романтика профессий; общая мотивировка; мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; немотивированный выбор; ссылка на пример, мотивы познавательного характера [2].

С целью изучения  мотивов выбора профессии старшеклассниками, нами было проведено экспериментальное исследование. Исследование осуществлялось на выборке испытуемых в количестве 17 человек, в возрасте 15-16 лет, женского и мужского пола (8 юношей, 9 девушек). В качестве психодиагностических методик были выбраны: методика «Мотивы выбора профессии» Р.В.Овчарова,  Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А.Климова [4], Методика «ОПП» Д. Голланда.

Результаты, полученные по методике «Мотивы выбора профессии» Р.В.Овчарова представлены в таблице 1.

         Таблица 1. Анализ результатов методики «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчарова в группе.

Мотивы Испытуемые % ( кол-во чел).
Внутренние индивидуальные

23,5

4

Внутренние социальные

23,5

4

Внешние положительные

23,5

4

Внешние отрицательные

29,5

5

Анализ результатов по данной методике позволил нам определить, что 23,5% (4 чел.) испытуемых руководствуются внутренними индивидуально – значимыми мотивами, т.е. при выборе профессии они, в первую очередь, думают, соответствует ли она их интересам и способностям, умственному и физическому развитию; социально-значимые мотивы, такие, как: возможность приносить пользу людям, дает возможность для роста профессионального мастерства и др.,  выбирали для себя 23,5% (4 чел.) учащихся; внешние положительные мотивы, а именно близка к любимому школьному предмету, избрали 23,5% (4 чел.) учащихся;  внешние отрицательные мотивы, т.е. профессия выбрана под давлением родителей или друзей – у 29,5% (5 чел.) старшеклассников.

Таким образом, можно сделать вывод, что для 47% (8 чел.) опрошенных учащихся главенствующими являются внутренние мотивы выбора профессии, а именно ее общественная и личная значимость, что говорит о том, что внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, без внешнего давления; для 53% (9 чел.) опрошенных характерны внешние мотивы выбора профессии, такие как стремление к престижу, боязнь неудачи» и т.д. Выбор профессии проходит под руководством взрослого.

Результаты, полученные по  методике  Е.А. Климова   Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» (ДДО) представлены на таблице 2.

Таблица 2. Соотношение профессиональных предпочтений старшеклассников(%).

Тип Испытуемые, %
Человек-человек 35,4 % (6 чел.)
Человек-природа 11,7 % (2 чел.)
Человек-знаковая система 11,7 % (2 чел.)
Человек-художественный образ 5,8 % (1 чел)
Человек-техника 35,4 % (6 чел.)

Анализ результатов, полученных по данной методике, позволил определить, что 35,4 % (6 чел.) испытуемых предрасположены к профессиям, связанные со сферой «человек-человек», у данных учащихся хорошо развита сфера общения, а также умение взаимодействовать с другими людьми; для 35,4 % (6 чел.) учащихся характерен тип «человек-техника», для них характерны эмоциональная сдержанность, повышенное чувство ответственности, деловитость, способность самостоятельно работать, аккуратность и добросовестность; для 11,7 %  (2 чел.) характерен тип «человек – знаковая система», т.е. рекомендованы все профессии, связанные с цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. Им присущи такие черты, как скрупулезность, аккуратность, системность в работе; 11,7 % (2 чел.) учащихся предрасположены к профессиям, связанных со сферой «человек-природа», им рекомендованы все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством; и у 5,8 % (1 чел.) выявлен тип «человек-художественный образ», для них характерны нестандартный ум, развитое эстетическое чувство, художественный такт.

Проанализировав результаты методики ДДО Е.А. Климова, можно сделать вывод о том, что старшеклассники  отдают предпочтение профессии «человек-человек».

Результаты, полученные по методике Дж. Голланда «Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности» представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты методики «Профиль типов личности по Дж. Голланду».

Типы личности Испытуемые
реалистичный тип 17,6 % (3 чел.)
интеллектуальный тип 17,6 % (3 чел.)
социальный тип 41,2 % (7 чел.)
предприимчивый тип 11,8 % (2 чел.)
артистический тип 11,8 % (2 чел.)

Анализ результатов по данной методике позволил выявить преобладание «социального типа». Чуть ниже показатель по интеллектуальному и реалистическому типам. В данной группе  нет конкретной направленности типа личности, что свидетельствует, скорее всего, либо о некоторой неопределенности в выборе профессии, либо о том, что дети данной группы не совсем определились с профилем будущей деятельности. Но, тем не менее, можно сказать, что большинство старшеклассников данной выборки 41, 2% (7 чел.) обладает социальными умениями, имеют психологический настрой на человека, обладают хорошими вербальными способностями.

Таким образом, изучив теоретические подходы по проблеме выбора профессии учащимися старших классов и проанализировав полученные результаты исследования, мы можем сделать вывод, что учащиеся не достаточно осознанно подходят к выбору профессии. Им не хватает навыков самопознания, чтобы определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстраивать алгоритм последующих действий. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о способностях и склонностях собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы. Это свидетельствует о том, что будущие выпускники как никогда нуждаются в квалифицированной помощи педагога-психолога.

 


Библиографический список
  1. Борисова Е.М. Индивидуальность и выбор профессии //Школа и производство.-№4.- 1988.- С.20-35.
  2. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. – М.,1989.-446с.
  3. Васильев И.Н. Ориентация молодежи на рабочие профессии как социально-психологическая проблема.- М.: Знание, 1975.-367с.
  4. Климов Е.А. Как выбрать профессию.- М.: Просвещение, 2003.-158с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Анастасия Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация