Проблема выбора профессионального самоопределения старшеклассников очень актуальна в настоящее время. Усиление интереса к вечной проблеме профессиональной ориентации личности как процесса выбора профессии и самореализации в ней обусловлено, прежде всего, практическим запросом, формирующимся в постоянно меняющихся условиях экономических и социальных изменений, происходящих в современной России.
Изучением проблемы профессионального выбора занимались как отечественные, так и зарубежные авторы. Профессиональная пригодность, особенности личности, формирующиеся в процессе профессиональной ориентации и развития, рассмотрены в работах Е.М. Борисовой, Е.А. Климова, Л.А.Кравчук, С.А.Сидоренко и др. Проблемы выбора профессии старшеклассниками нашли свое отражение в исследованиях Е.А. Климова, В.А. Полякова, С.В.Фроловой, С.Н. Чистяковой и др.
В пору ранней юности все определенней и отчетливей складывается индивидуальный облик каждого старшеклассника, все яснее выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности [1].
Старшеклассники существенно отличаются друг от друга как по темпераменту и характеру, так и по своим стремлениям, интересам и способностям. Индивидуальные особенности личности особенно отчетливо проявляются в их решении, какой жизненный путь избрать каждому из них после окончания школы.
При выборе профессии у старшеклассников возникает множество противоречивых вопросов и проблем. К примеру, многие родители, думая о будущем своего ребенка, не учитывают его умения, интересы и способности, акцентируя внимание на престиже, востребованности и прибыльности будущей профессии. Дети также не всегда адекватно выбирают направление: или они следуют советам друзей и преподавателей, или испытывают влияние родителей, руководствующихся мотивами, изложенными выше.
Анализируя профессиональное самоопределение старшеклассников можно выделить основные виды мотивов их выбора: романтика профессий; общая мотивировка; мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; немотивированный выбор; ссылка на пример, мотивы познавательного характера [2].
С целью изучения мотивов выбора профессии старшеклассниками, нами было проведено экспериментальное исследование. Исследование осуществлялось на выборке испытуемых в количестве 17 человек, в возрасте 15-16 лет, женского и мужского пола (8 юношей, 9 девушек). В качестве психодиагностических методик были выбраны: методика «Мотивы выбора профессии» Р.В.Овчарова, Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А.Климова [4], Методика «ОПП» Д. Голланда.
Результаты, полученные по методике «Мотивы выбора профессии» Р.В.Овчарова представлены в таблице 1.
Таблица 1. Анализ результатов методики «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчарова в группе.
Мотивы | Испытуемые % | ( кол-во чел). |
Внутренние индивидуальные |
23,5 |
4 |
Внутренние социальные |
23,5 |
4 |
Внешние положительные |
23,5 |
4 |
Внешние отрицательные |
29,5 |
5 |
Анализ результатов по данной методике позволил нам определить, что 23,5% (4 чел.) испытуемых руководствуются внутренними индивидуально – значимыми мотивами, т.е. при выборе профессии они, в первую очередь, думают, соответствует ли она их интересам и способностям, умственному и физическому развитию; социально-значимые мотивы, такие, как: возможность приносить пользу людям, дает возможность для роста профессионального мастерства и др., выбирали для себя 23,5% (4 чел.) учащихся; внешние положительные мотивы, а именно близка к любимому школьному предмету, избрали 23,5% (4 чел.) учащихся; внешние отрицательные мотивы, т.е. профессия выбрана под давлением родителей или друзей – у 29,5% (5 чел.) старшеклассников.
Таким образом, можно сделать вывод, что для 47% (8 чел.) опрошенных учащихся главенствующими являются внутренние мотивы выбора профессии, а именно ее общественная и личная значимость, что говорит о том, что внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, без внешнего давления; для 53% (9 чел.) опрошенных характерны внешние мотивы выбора профессии, такие как стремление к престижу, боязнь неудачи» и т.д. Выбор профессии проходит под руководством взрослого.
Результаты, полученные по методике Е.А. Климова Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» (ДДО) представлены на таблице 2.
Таблица 2. Соотношение профессиональных предпочтений старшеклассников(%).
Тип | Испытуемые, % |
Человек-человек | 35,4 % (6 чел.) |
Человек-природа | 11,7 % (2 чел.) |
Человек-знаковая система | 11,7 % (2 чел.) |
Человек-художественный образ | 5,8 % (1 чел) |
Человек-техника | 35,4 % (6 чел.) |
Анализ результатов, полученных по данной методике, позволил определить, что 35,4 % (6 чел.) испытуемых предрасположены к профессиям, связанные со сферой «человек-человек», у данных учащихся хорошо развита сфера общения, а также умение взаимодействовать с другими людьми; для 35,4 % (6 чел.) учащихся характерен тип «человек-техника», для них характерны эмоциональная сдержанность, повышенное чувство ответственности, деловитость, способность самостоятельно работать, аккуратность и добросовестность; для 11,7 % (2 чел.) характерен тип «человек – знаковая система», т.е. рекомендованы все профессии, связанные с цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. Им присущи такие черты, как скрупулезность, аккуратность, системность в работе; 11,7 % (2 чел.) учащихся предрасположены к профессиям, связанных со сферой «человек-природа», им рекомендованы все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством; и у 5,8 % (1 чел.) выявлен тип «человек-художественный образ», для них характерны нестандартный ум, развитое эстетическое чувство, художественный такт.
Проанализировав результаты методики ДДО Е.А. Климова, можно сделать вывод о том, что старшеклассники отдают предпочтение профессии «человек-человек».
Результаты, полученные по методике Дж. Голланда «Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности» представлены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты методики «Профиль типов личности по Дж. Голланду».
Типы личности | Испытуемые |
реалистичный тип | 17,6 % (3 чел.) |
интеллектуальный тип | 17,6 % (3 чел.) |
социальный тип | 41,2 % (7 чел.) |
предприимчивый тип | 11,8 % (2 чел.) |
артистический тип | 11,8 % (2 чел.) |
Анализ результатов по данной методике позволил выявить преобладание «социального типа». Чуть ниже показатель по интеллектуальному и реалистическому типам. В данной группе нет конкретной направленности типа личности, что свидетельствует, скорее всего, либо о некоторой неопределенности в выборе профессии, либо о том, что дети данной группы не совсем определились с профилем будущей деятельности. Но, тем не менее, можно сказать, что большинство старшеклассников данной выборки 41, 2% (7 чел.) обладает социальными умениями, имеют психологический настрой на человека, обладают хорошими вербальными способностями.
Таким образом, изучив теоретические подходы по проблеме выбора профессии учащимися старших классов и проанализировав полученные результаты исследования, мы можем сделать вывод, что учащиеся не достаточно осознанно подходят к выбору профессии. Им не хватает навыков самопознания, чтобы определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстраивать алгоритм последующих действий. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о способностях и склонностях собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы. Это свидетельствует о том, что будущие выпускники как никогда нуждаются в квалифицированной помощи педагога-психолога.
Библиографический список
- Борисова Е.М. Индивидуальность и выбор профессии //Школа и производство.-№4.- 1988.- С.20-35.
- Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. – М.,1989.-446с.
- Васильев И.Н. Ориентация молодежи на рабочие профессии как социально-психологическая проблема.- М.: Знание, 1975.-367с.
- Климов Е.А. Как выбрать профессию.- М.: Просвещение, 2003.-158с.
Количество просмотров публикации: Please wait