В последнее время специалисты в области психологии уделяют особое внимание проблемам агрессивного поведения человека. Этому вопросу посвящено много статей и книг.
По мнению ученых Р. Бэрона и Д. Ричардсона агрессивность – это свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [1].
Психологи нашего времени считают, что агрессивность стала значительно моложе. Если раньше агрессивное поведение встречалось в подростковом возрасте, то сейчас эта проблема является актуальной и для младшей школы, а предпосылки агрессивного поведения у детей все чаще проявляются уже в дошкольном возрасте. Хотя явления детской агрессивности и не имеют массового характера, но мириться с ними наше общество не может.
За последнее время воспитатели детских садов заметили тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей: они очень раздражительные, крикливые, шумные, неусидчивые, «моторные», быстро вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. С ними сложно справиться, они часто бывают, непослушны и очень жестоки. Чтобы достичь своей цели они манипулируют взрослыми.
Изучения и длительные наблюдения показывают, что агрессивность, проявляющаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Агрессивные дети, склонные к насилию, кардинально отличаются от обычных миролюбивых сверстников внешним поведением, и психологической характеристикой. Исследовать эти характеристики очень важно, чтобы выяснить причину их возникновения и вовремя предотвратить опасные тенденции. Это и стало основанием экспериментального исследования.
На базе МБДОУ детский сад №3 «Колокольчик» с. Дивеево, Нижегородской области нами было проведено исследование уровня агрессивности у дошкольников, в исследовании принимали 15 воспитанников.
Результаты исследования по выявлению наличия у человека какой-либо агрессии (проективная методика «Несуществующее животное»[2] в дополнении со «Злым несуществующем животным» (предложена М.3.Друкаревич)) представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты исследования по методике «Несуществующее животное»
Таким образом, по результатам данной методики, можно сказать, что у 60% (9 детей) испытуемых наблюдается низкий уровень агрессивности, это говорит о том, что данные показатели имеют большинство ребят в группе. Эти дети в качестве злого несуществующего животного сделали рисунки, которые лишены признаков агрессии.
У 20% (3 детей) испытуемых наблюдается повышенная агрессивность. На вопрос о том, что любит делать животное, ребенок ответил: «Атакует врагов. Сам то, он злой и большой. Атаковывает внезапно. Колется рогами». На вопрос, кто его враги, Настя С. Ответила: «Ваня и Артемка т.к. они на него нападают».
У 7% (1 ребенок), имеется склонность к вербальной агрессии, о чем свидетельствует присутствие на рисунке следующих деталей: острых ушей, наиболее острых выростов, направленных вверх – это руки, у которых присутствуют когти, которыми он защищается от врагов, по рассказу Саши М. На вопросы о том, что он больше всего любит делать и чем он обычно занимается, мальчик ответил « Ест людей и следит за ними». На вопрос о том, чем питается животное, мальчик ответил, что мясом. Агрессия скрыта в рисунке простого несуществующего животного, а проявляется только в злом несуществующем животном. Можно сказать, что ни в рисунке, ни в рассказе Саши не присутствует агрессивная тематика.
У 13% (2 детей) испытуемых наблюдается боязнь агрессии и защитная агрессия. На боязнь агрессии указывают такие элементы в рисунке злого несуществующего животного: толстая кожа (фигурирует в описании), описание огромного размера животного, присутствие четко вырисованных зубов, которые служат для защиты «кусается зубами». Боязнь агрессии проявляется и в высказываниях, отражающих чувство одиночества несуществующего животного «Тартазон-Камука»: «Оно живет одно и не имеет ни друзей, ни врагов». О скрытом страхе Насти свидетельствует затемнение контурной линии, а о тревожности Ани говорит наличие рогов, копыт у несуществующего животного, затемнение контурной линии.
Наличие невротической агрессии у воспитанников в данной группе обнаружено не было (0%).
Результаты схемы наблюдения, разработанной Лаврентьевым Г.П. и Титаренво Т.М. [3] представлены на рисунке 2.
Рис.2 Результаты по методике Г. П. Лаврентьева
По рисунку 3 можно заметить, что 5 воспитанников имеют низкий уровень агрессивности, что соответствует 33%. К такому уровню можно отнести детей, которые применяют агрессию как средство привлечения к себе внимание сверстников. Проявляя свои эмоции, дети – громко ругаются, раскидывают вещи и т.д.
40% (6 человек) испытуемых имеют средний уровень агрессивности. К данному уровню относятся дети, которые используют агрессию как норму поведения в общении со сверстниками. Их агрессивные действия – это средство достижения какой-либо конкретной цели.
27% (4 человека) имеют высокий уровень агрессивности. К данному уровню можно отнести детей, для которых желание нанести вред другому является самоцелью. Нормы и правила поведения демонстративно не выполняются. Такие дети мстительны, злопамятны, они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не способны переключиться на другую деятельность.
Сопоставив показатели схемы наблюдений с результатами методик можно выделить две группы детей: агрессивные дети и «группа риска», с которыми необходимо проводить коррекционную и психопрофилактическую работу. Это позволило нам разработать рекомендации психолого-педагогической помощи воспитателям во взаимодействии с детьми с агрессивным поведением в ДОУ.
Для того чтобы работа по профилактике и коррекции агрессивности детей была более эффективной и плодотворной, а воспитателям было легче работать с такой категорией детей, а также для того, чтобы снизить уровень агрессивности воспитателям можно использовать такие формы работы как:
1.Подвижные игры с агрессивными детьми («Два барана»)
2.Релаксационные техники, с помощью, которых ребенок учится, управлять своим гневом тем самым снижает уровень тревожности («Шарик»)
3.Коррекционная работа, которая влияет на обучение ребенка адекватно реагировать на свой гнев и на ситуацию в целом. С помощью следующих методов: рисование гнева, лепка гнева, обсуждение (если ребенок хочет), в каких ситуациях он испытывает такой гнев.
4.Поведенческая терапия, которая направлена на широкий спектр поведенческих реакций в проблемной ситуации, а также уменьшение деструктивных элементов в поведении: применение картинок с проблемными ситуациями (придумывание рассказов по картинке); обсуждение взрослого с ребенком проблемных ситуаций и их последствий, выбор положительной ситуации и закрепление ее в игре; внедрение на занятиях правил поведения с применением поощрений и привилегий в случае их соблюдения (аплодисменты, медали, награды, призы и т.п.); заполнение ребенком и воспитателем поведенческой карты, в которой отражены правила поведения для конкретного ребенка (например, «говори уважительно со старшими», «держи руки при себе») с вручением наград и призов, если эти правила выполняются.
Таким образом, можно сказать, что данная проблема является актуальной и требует дальнейшего изучения. И в перспективе мы планируем продолжить исследование по данному вопросу.
Библиографический список
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
- http://www.vashpsixolog.ru/ (дата обращения 23.03.2015)
- http://www/maam.ru/detskijsad/metodiki-vyjavlenija-agresivnosti-lichnosti.html (дата обращения 23.03.2015)