Новые стандарты начального общего образования ориентируют учителя начальных классов на достижение качественно новых целей и результатов в организации образовательного процесса. Основным требованием и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение комплексом универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. В связи с чем, одной из задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы на современном этапе является создание необходимых условий для эффективного формирования у младших школьников обозначенных универсальных действий. Одним из необходимых условий достижения данной задачи является проведение мониторинга на каждой ступени обучения, направленного на выявление уровня сформированности УУД у детей.
В период обучения детей в начальной школе важность проведения данного мониторинга обусловлена тем, что универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной [1]. Также это необходимо и для обеспечения преемственности в формировании универсальных действий детей в период их перехода в среднюю школу. Кроме этого, учителю начальных классов важно владеть информацией, отражающей стартовую готовность детей к школе.
В ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» на кафедре дошкольного и начального образования была разработана комплексная программа мониторингового исследования по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий на каждом возрастом этапе в начальной школе. Задачи данного мониторинга направлены на: 1) определение уровня сформированности личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе; 2) отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным и личностным результатам; 3) совершенствование образовательного процесса в классе и подбор педагогических и психологических средств как в урочное, так и во внеурочное время для достижения планируемых личностных и метапредметных результатов.
Данная программа ориентирована на помощь учителю начальных классов, школьному психологу в исследовании уровня сформированности универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста. Поэтому в программу мониторинга вошли раздаточный материал для ученика, материал для учителя/психолога; протокол отслеживания результатов диагностики ученика; электронная форма обработки.
Например, диагностический инструментарий мониторинга в четвёртых классах представлен следующими методиками: методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению; методика «Узор», оценка сформированности регулятивной оценки учебной деятельности; диагностика особенностей развития поискового планирования; тест на оценку сформированности навыков чтения; задание «Совместная сортировка»; методика «Ваза с яблоками». Кроме этого, были предложены дополнительные методики, например, методика «Логические задачи», которая предназначена для диагностики уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у младших школьников, «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (по Ксензовой Г.Ю.), цель которой: определить уровень сформированности учебно-познавательного интереса и др.
Мониторинг позволит с учетом обоснованных и объективных показателей в общеобразовательной организации: реализовывать более эффективно программу развития универсальных учебных действий в начальном звене обучения; отследить и проанализировать динамику показателей сформированности УУД по каждому ученику и по классу в целом; выяснить, по каким компонентам УУД младший школьник имеет положительную динамику, а по каким – отрицательную, в какой помощи учителя и/или психолога он нуждается; педагогам организовывать, корректировать воспитательно-образовательный процесс в урочное и внеурочное время, учитывая полученные данные и возрастные особенности детей.
Библиографический список
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2010.