ИССЛЕДОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МАЛОГО БИЗНЕСА

Колоколова Виктория Ивановна
Кубанский государственный университет
студентка экономического факультета

Аннотация
В статье рассматривается состояние инфраструктуры малого бизнеса в РФ: структура, количество предприятий, программы развития и государственной поддержки.

Ключевые слова: инфраструктура, кредитование, предпринимательство, программа развития, финансирование


RESEARCH OF RUSSIAN SMALL BUSINESS INFRASTRUCTURE

Kolokolova Viktoriya Ivanovna
Kuban State University
student of the Economics faculty

Abstract
The article discusses the state of the infrastructure of small business in the Russian Federation: the structure, the number of enterprises, development programs and government support.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Колоколова В.И. Исследование российской инфраструктуры малого бизнеса // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/08/56970 (дата обращения: 18.04.2024).

Малый бизнес в Российской Федерации в настоящее время испытывает трудности, что во многом сдерживает его развитие.

Малый бизнес в сравнение с большими компаниями – динамичен, более способен к нововведениям. По данным Росстата, и Федеральной налоговой службы России, в России зарегистрировано 5,59 млн.субъектов малого и среднего предпринимательства (рисунок 1). В 2012-2013 годах размер малого предпринимательства в ВВП страны составляет 20 – 21% [1].

Рисунок 1 – Число субъектов малого предпринимательства в 2012 – 2013 годах

По видам экономической деятельности субъектов малого предпринимательства лидирует функционирование в сфере торговли, далее следуют услуги, строительство, промышленность и сельское хозяйство (рисунок 2).

Рисунок 2 – Структура субъектов малого предпринимательства в 2013 году по видам экономической деятельности, %

В Российской Федерации на малых и средних предприятиях занято 17,8 млн. человек, или около 25% от трудоспособного населения. В секторе малого и среднего предпринимательства значительная часть занятых приходится на малые предприятия – это около 36,6% и индивидуальных предпринимателей (30,2%), 9,2% занятых в среднем предпринимательстве.

По мнению многих авторов [2-4], в Российской Федерации не самая благоприятная инфраструктура для малого бизнеса, по ряду факторов:

1)                Высокие административные барьеры. Процедура регистрации в последнее время ускорилась, однако, всё равно имеются затруднения в этой сфере из-за коррумпированности и бюрократизма всех ветвей власти. Не проработано налоговое законодательство для бизнеса – нерациональны формы налогового учёта и отчетности.

2)                Неэффективная система налогообложения. В Германии, Великобритании, США, например, высокие ставки налогов, но налоговая система в целом эффективна. Несмотря на то, что в России функционируют специальные налоговые режимы для малого бизнеса, действующая система налогообложения создаёт лишние трудности предпринимателям. Так же в России большие отчисления в социальные фонды – 30%, для сравнения в США – 13,3 при этом из них 7,65% – выплачивает предприятие, а 5,65 – работник, к тому же российский предприниматель платит НДС – 18%, а в США НДС – нет. В исследовании учёных сделан вывод, что сумма налогов, которые должно заплатить российское предприятие в 4,12 раза больше, чем идентичное предприятие в США.

3)                Проблемы в получении кредитных ресурсов малыми предприятиями, что значительно сдерживает организационное развитие компаний [5-7]. Здесь причины связаны с слишком высокими ставками по кредитам малому бизнесу. Средняя ставка в России по кредиту для малого предпринимательства составляет не ниже 12%, а в США ставка не превышает 7%, в Германии – до 8%. Таким образом, предприниматели не способны нести кредитное бремя в соответствующих условиях.

4)                Объём выделяемых бюджетных средств. В России значительно меньше средств выделяется на малый бизнес, чем в зарубежных странах [8]. Так в Российской Федерации в 2015 году правительство выделило 16,9 млр.рублей, в то время как в США – 20 млрд.долл., в Бразилии входящей в БРИКС – 1,25 млрд, в Канаде на создание необходимой инфраструктуры и на инвестиции в человеческий капитал (создание новых рабочих мест, обучение и переподготовка персонала, поддержка малого бизнеса) предусмотрено 609 млн.кан.долл.

5)                Отсутствие органа или централизованной системы органов по разработке и внедрению в практическую деятельность мер по поддержке малого бизнеса. В США функционирует Администрация малого бизнеса напрямую подчиненная президенту страны. В России же функции по поддержке малого бизнеса разбросаны по – разным организациям. В итоге, предпринимателям трудно разобраться в сложившейся бюрократической системе. Такая «децентрализация» функций способствует непрозрачности всей системы, снятие ответственности с должностных лиц.

В Российской Федерации в сфере поддержке малого бизнеса приоритетными направлениями остаются: 1) финансовая поддержка (льготное кредитование, субсидии из бюджетов, специальные налоговые режимы), размещение государственного заказа, аренда помещений, лизинг основных средств, снижение административных барьеров; 2) информационная поддержка; 3) создание институтов поддержки малых фирм [9].

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне состоит из первостепенных программ России:

– программа поддержки  МСП в агропромышленном комплексе, реализуемая Минсельхозом России [10];

– программа содействия самозанятости безработных граждан, реализуемая Минтрудом России;

– программы поддержки МСП в инновационной сфере, реализуемые «институтами развития» (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд «Сколково», ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «РОСНАНО» и ряд других);

– программа финансовой поддержки МСП, реализуемая Минэкономразвития России [10];

– программы льготного кредитования и предоставления гарантий, реализуемые Внешэкономбанком.

28 марта 2015 года Правительством РФ подписано распоряжение о выделении субсидий регионам по поддержке малого и среднего бизнеса. Всего в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» на малый бизнес выделено более 16,9 млрд. рублей. Данная программа расширит круг субъектов малого и среднего бизнеса, которым будет оказана финансовая поддержка[11].

Проанализируем, какую политику проводит Российская Федерация по поддержке малого бизнеса. В 2013 году Министерство экономического развития России ориентировалось на осуществление следующих программ:

– поддержка лизинга малых компаний субсидирование лизинговых платежей для уплаты первого взноса – до 10 млн. рублей, а также возможность получения лизинг – гранта начинающим предпринимателям – до 1 млн. рублей на одного получателя поддержки;

– помощь в модернизации производства (государство выдает субсидии на оплату оборудования до 10 млн. рублей, создаёт центры инжиниринга;

– грантовая поддержка начинающих предпринимателей (предоставление безвозмездной субсидии начинающему предпринимателю в размере до 300 тысяч рублей;

– создание условий для развития социального предпринимательства и субсидирование средств на создание центров инноваций социальной сферы в размере 5 млн. рублей, создание частных дошкольных учреждений в размере до 10 млн. рублей;

– создание микрофинансовых организаций;

– создание гарантийных фондов;

– государство выделяет субсидии до 7 млн. рублей на одного получателя, в целях создания центров, развития молодёжного предпринимательства;

– оказание помощи муниципальным программам (с помощью грантов, лизинга, обучения, микрофинансирования);

– создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области малого бизнеса;

– создание центров для помощи инновационным компаниям;

– поддержка внешнеэкономической ориентации малых предприятий;

– имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления на возмездной основе, безвозмездной основе и на льготных условиях. Мероприятия по улучшению инфраструктуры предпринимательства должны способствовать созданию и развитию конкурентоспособных предприятий[12-14].

Для совершенствования налоговой системы в области развития предпринимательской деятельности внесён перечень изменений. Предприниматели освобождены от налогов на субсидии по программам Минэкономразвития России, а также отменен НДС на имущество, выкупаемое и муниципальных образований и субъектов Российской Федерации. В четыре раза сокращена отчетность по упрощённой системе налогообложения. Субъектам России разрешено уменьшать ставку налога в УСНО с 15 до 5%.

Наряду с государственной поддержкой, малое предпринимательство должно самостоятельно развивать новые формы финансирования и продвижения своей продукции [15-17].

С 29 декабря 2014 года субъекты Российской Федерации имеют право в период с 2015 по 2020 год устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей ставку в размере 0% если они применяют упрощённую или патентную систему налогообложения в течение двух налоговых периодов. Государством проводится ряд мероприятий по снижению административных барьеров на малый бизнес. Так на основании Федерального закона №294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Контролирующие органы вправе проводить внеплановую проверку только после согласования с органами прокуратуры Российской Федерации. Также урегулирован вопрос о времени проверок: совокупный срок проведения плановых выездных проверок не должен превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Ранее за первое незначительное нарушение  — предпринимателю выдавался штраф, а теперь предупреждение. Для чиновника, нарушившего порядок проведения проверки, налагается административная ответственность в виде штрафа, а сама проверка признаётся недействительной.

В 2013 году Минэкономразвития России совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и предпринимательским сообществом сформулирована Национальная предпринимательская инициатива. Данная инициатива состоит из «дорожных карт» – планов первоочередных мероприятий или «дорожных карт» по наиболее проблемным сферам государственного регулирования.

В настоящее время Правительством Российской Федерации утверждены 12 «дорожных карт»:

1)                повышение доступности энергетической инфраструктуры;

2)                поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта;

3)                совершенствование таможенного администрирования;

4)                 улучшение предпринимательского климата в сфере строительства;

5)                 повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6)                 развитие конкуренции и совершенствование антимонопольного регулирования;

7)                 оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

8)                расширение доступа субъектов МСП к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием;

9)                повышение качества регуляторной среды для бизнеса;

10)           совершенствование оценочной деятельности;

11)           совершенствование налогового администрирования;

12)           совершенствование процедур несостоятельности (банкротства).

В качестве критериев эффективности «дорожных карт» используется место России в международных рейтингах, включая рейтинг DoingBusiness, формируемый Всемирным банком. Целевым показателем реализации «дорожных карт» является вхождение России в топ – 20  стран по инвестиционному климату к 2018 году [18]. Показатели эффективности малого бизнеса также находят свое отражение и в других рейтингах глобальной конкурентоспособности [19, 20]. Несмотря на то, что современное состояние инфраструктуры малого предпринимательства в РФ уступает в развитии по сравнению с зарубежными странами, в настоящее время созданы предпосылки для улучшения сложившейся ситуации.


Библиографический список
  1. О состоянии малого и среднего предпринимательства в государствах – участниках СНГ. 2015. URL: http://smb.gov.ru/statistics/navy/analitic/16043.html.
  2. Старкова Н.О., Рзун И.Г., Сакания С.В. Состояние и проблемы малого и среднего предпринимательства в РФ // Достижения вузовской науки. 2014. № 13. С. 154-160.
  3. Воронов А.А. Конкуренция банковских услуг на российских рынках//Экономика: теория и практика. 2005. № 1. С. 11-15.
  4. Старкова Н.О. Формирование программы совершенствования системы управления интеллектуальными активами на предприятии // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2010. № 31. С. 87-97.
  5. Строителева Т.Г., Вукович Г.Г. Особенности организации социально-экономической деятельности в корпоративном секторе промышленности // Экономика устойчивого развития. 2015. № 1 (21). С. 160-164.
  6. Козырь Н.С. Толстов Н.С. Современные принципы формирования банковских ставок в РФ // Экономика: теория и практика. 2014. № 4 (36). С. 66-72.
  7. Старкова Н.О. Формирование системы управления организационным развитием малого предприятия // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 81. С. 760-770.
  8. Старкова Н.О., Махов Н.С., Козырь Н.С. Исследование современного состояния информационно-телекомуникационной отрасли в РФ и в ЕС // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2. С. 125-130.
  9. Кулик Н.А., Онищенко Л.Г. Государственная поддержка малого бизнеса в России // Сибирский торгово-экономический журнал. 2010. № 11. С. 71-80.
  10. Пономарева Н.В. Методические аспекты выбора и обоснования критериев сегментации деятельности организации АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 4. С. 45-47.
  11. О распределении в 2015 году субсидий субъектам Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. 2015. URL:http://government.ru/docs/17483//.
  12. Симоненко И.А., Седых Н.В. Проблемы и перспективы финансового рынка России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 43. С. 199-204.
  13. Куницына Н.Н., Айбазова М.И. Методика комплексной рейтинговой оценки коммерческих банков // Финансы и кредит. 2014. № 26 (602). С. 2-9.
  14. Полтавченко А.А., Седых Н.В. Финансовая политика России на современном этапе // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 43. С. 186-191.
  15. Гелета И.В., Захарченко И.Э. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12126.
  16. Старкова Н.О., Рзун И.Г., Старков И.С. Информационные ресурсы и интеллектуальные активы современного предприятия // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 (50). С. 769-772.
  17. Козырь Н.С., Толстов Н.С. Интернет-банкинг в РФ: состояние и перспективы развития // Экономика: теория и практика. 2013. № 4 (32). С. 037-044.
  18. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция) // Утв. Правительством РФ 14.05.2015. – КонсультантПлюс. – URL.: http://base.consultant.ru.
  19. Козырь Н.С., Лобов А.В. Конкурентоспособность кредитной поддержки малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае // Финансы и кредит. 2015. № 23 (647). С. 52-64.
  20. Козырь Н.С. Подходы к определению глобальной конкурентоспособности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 26 (311). С. 39-52.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Econom KubSU»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация