Одним из важных качеств современного специалиста является его склонность к самоорганизации. Эффективность его деятельности во многом зависит от того, как он ориентируется на свои внутренние принципы, создает самостоятельно условия для ее оптимизации. Склонность индивидуума к самоорганизации можно рассматривать в качестве важной составляющей личностного потенциала, который позволяет ему противостоять нежелательным изменениям в окружающем мире [1].
Проблемами изучения самоорганизации личности занимались различные ученые. С.А.Богомаз рассматривал типологические особенности самоорганизации деятельности [2]. Психологические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов изучали С.С.Котова и О.Н.Шахматова [3]. Е.Ю.Нос выделяла способность к самоорганизации деятельности как критерий личностного потенциала и условие достижения психологического благополучия [4]. А.Д.Ишков и др. показали, что существуют компоненты в студенческой самоорганизации: сила воли и планирования, целеполагание, анализ условий и самоконтроль [5]. С.А.Богомаз и О.В.Каракулова считают, что высокий личностный потенциал человека может обеспечить в случае необходимости многократную мобилизацию его интеллектуальной, креативной и прочих видов активности, способствуя достижению продуктивности и результативности деятельности [6]. Методологические и методические проблемы эмпирического исследования нравственной сферы личности рассмотрела Е. К.Веселова [7]. Вопросы психологической диагностики здоровья личности изучали Е.Ю.Коржова, М.Я.Дворецкая [8].
Изучение психологических способностей к самоорганизации является одной из важных задач при планировании воспитательной деятельности в университете. Поэтому в апреле 2015 г. был проведен пилотный эксперимент в Приамурском государственном университете им.Шолом-Алейхема.
Одним из хорошо зарекомендовавших себя методов количественной оценки склонности к самоорганизации является «Опросник самоорганизации деятельности» (ОСД), разработанный Е.Ю.Мандриковой [9]. В структуру этого опросника входит шесть шкал:
- «Планомерность» – степень вовлеченности личности в тактическое ежедневное планирование по определенным принципам;
- «Целеустремленность» – способность личности сконцентрироваться на цели;
- «Настойчивость» – склонность личности к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения активности;
- «Фиксация» – склонность личности к фиксации на заранее запланированной структуре организации событий во времени;
- «Самоорганизация» – склонность субъекта к использованию внешних средств организации деятельности;
- «Ориентация на настоящее» – временная ориентация на настоящее.
Высокий общий суммарный балл по методике Е.Ю.Мандриковой характеризует человека, которому свойственно видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, в том числе с помощью внешних средств, проявляя волевые качества личности.
Для сбора результатов анкетирования создавался опросник [10] на сайте сервера опросов [11]. Для удобства перехода на страницу опроса была выделена специализированная страница на официальном сайте университета opros.pgusa.ru. Сервер опросов [11] позволяет выгружать полученные данные в распространенном формате xls, которые в дальнейшем были последовательно обработаны в средах MS Excel и SPSS [12, 13].
В исследовании приняло участие 175 студентов разных курсов и направлений Приамурского государственного университета им.Шолом-Алейхема (представителей мужского пола – 61, женского 114).
С помощью критерия Колмогорова-Смирнова была определена принадлежность результатов к нормальному распределению (если асимптотическая значимость больше 0.05, то распределение является нормальным) (табл.1).
Таблица 1 – Результаты определения вида распределения данных
Психологические характеристики самоорганизации
личности |
Асимптотическая значимость (двусторонняя) | Принадлежность к нормальному распределению |
Планомерность | 0,326 | Да |
Целеустремленность | 0,0001 | Нет |
Настойчивость | 0,457 | Да |
Фиксация | 0,138 | Да |
Самоорганизация | 0,66 | Да |
Ориентация на настоящее | 0,03 | Нет |
Общий суммарный балл | 0,153 | Да |
В результате обработки данных с помощью SPSS были получены данные, приведенные в табл.2.
Таблица 2 – Психологические характеристики самоорганизации личности для студентов
Психологические характеристики самоорганизации
личности |
Среднее |
Стд. отклонение |
Минимум |
Максимум |
Планомерность |
16,31 |
6,802 |
4 |
28 |
Целеустремленность |
32,66 |
8,898 |
6 |
42 |
Настойчивость |
23,59 |
6,018 |
9 |
36 |
Фиксация |
21,14 |
5,557 |
6 |
33 |
Самоорганизация |
9,41 |
4,476 |
3 |
21 |
Ориентация на настоящее |
8,40 |
3,341 |
2 |
14 |
Общий суммарный балл |
110,71 |
20,832 |
52 |
157 |
Сравним полученные данные со средними показателями [14]. По планомерности – студенты в умеренной степени склонны разрабатывать четкие планы и планомерно следовать им при достижении поставленных целей. По целеустремленности студенты достаточно хорошо видят и понимают свои цели, способны достигать их. По настойчивости респонденты в среднем характеризуются как организованные люди, способные усилием воли структурировать свою поведенческую активность и завершить начатое дело. По фиксации – исполнительные и обязательные, стремящиеся всеми возможными способами завершить начатое дело. По самоорганизации респонденты при планировании своего рабочего и личного времени полагаются на свою природную организованность. По параметру «Ориентация на настоящее» студенты способны видеть и ценить свое психологическое прошлое и будущее. В общем, респонденты способны сочетать структурированный подход к организации времени своей жизни со спонтанностью и гибкостью, умеют ценить все составляющие психологического времени и извлекать для себя ценный опыт из многоплановости своей жизни.
В ходе эксперимента также фиксировались студенты, принимающие участие в общественных молодежных организациях (98 – кол-во участвующих в организациях, 77 – кол-во не участвующих в организациях). Так как не все данные имеют нормальное распределение (табл.1) для однообразия был выбран непараметрический U-критерий Манна-Уитни, с помощью которого была проверена статистическая различимость результатов опроса (табл.3). Данные статистически различимы, если асимптотическая значимость (двусторонняя) меньше 0,05.
Таблица 3 – Результаты проверки на статистическую различимость
Психологические характеристики самоорганизации
личности |
Асимптотическая значимость (двусторонняя) (p) | Статистическая различимость (p < 0,05) |
Планомерность | 0,045 | Да |
Целеустремленность | 0,024 | Да |
Настойчивость | 0,0001 | Да |
Фиксация | 0,011 | Да |
Самоорганизация | 0,042 | Да |
Ориентация на настоящее | 0,040 | Да |
Общий суммарный балл | 0,045 | Да |
По данным табл.3 можно заметить, что все результаты статистически различимы и их можно будет сравнивать и интерпретировать.
Рассмотрим результаты исследованных выборок по психологическим характеристикам самоорганизации деятельности (табл. 4).
Таблица 4 – Психологические характеристики самоорганизации деятельности в двух выборках студентов
Психологические характеристики самоорганизации личности |
Студенты, участвующие в общественных организациях, |
Студенты, не участвующие в общественных организациях, |
Уровень статистической значимости различий по U-критерию Манна-Уитни |
||
Среднее |
Стд. отклонение |
Среднее |
Стд. отклонение |
||
Планомерность |
17,04 |
6,252 |
15,38 |
7,379 |
P<0,05 |
Целеустремленность |
34,23 |
7,397 |
30,66 |
10,208 |
P<0,05 |
Настойчивость |
25,36 |
6,069 |
21,34 |
5,172 |
P<0,05 |
Фиксация |
22,06 |
5,449 |
19,96 |
5,505 |
P<0,05 |
Самоорганизация |
9,84 |
3,932 |
8,86 |
5,059 |
P<0,05 |
Ориентация на настоящее |
7,94 |
3,475 |
8,99 |
3,084 |
P<0,05 |
Общий суммарный балл |
113,77 |
18,323 |
106,83 |
23,190 |
P<0,05 |
Отметим, что по всем показателям методики Е.Ю.Мандриковой, включая итоговый показатель, между группами были выявлены достоверные различия на высоком уровне значимости (p<0,05 по всем показателям). Студенты, участвующие в молодежных объединениях, по показателям планомерности, целеустремленности, настойчивости, фиксации, самоорганизации, ориентации на настоящее, а также по самоорганизации деятельности в целом, имеют более высокие показатели, чем студенты, не участвующие в самоуправлении. Данные показатели отражают различные стороны психологического времени личности, как времени жизни, так и особенностей его структурирования. По данным настоящего исследования, студенты, участвующие в самоуправлении, более успешны в структурировании своего времени, более целеустремленны, настойчивы в достижении своих целей, лучше планируют свое время, в меньшей степени ориентированы на настоящее и, видимо, больше думают о своих планах на будущее. То есть студенты, участвующие в общественных организациях более активны и успешны в плане организации собственной деятельности.
Таким образом, в деятельности управления по внеучебной работе вуза требуется ориентироваться на уже имеющих опыт участия в общественных организациях студентов [15-20]. Они самоорганизуются, активно включаются в такой процесс и с их помощью можно успешно реализовывать различные планы.
Библиографический список
- Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е.Н., Плотникова А.В., Рассказова Е.И. Опыт структурной диагностики личностного потенциала// Психологическая диагностика. 2007. №1. С. 8-31.
- Богомаз С.А. Типологические особенности самоорганизации деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 344. С. 163-166.
- Котова С.С., Шахматова О.Н. Психологические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов // Научные исследования в образовании. 2007. № 4. С. 91-98.
- Нос Е. Ю. Способность к самоорганизации деятельности как критерий личностного потенциала и условие достижения психологического благополучия // Сибирский психологический журнал. 2009. №. 34. С. 106-108.
- Ishkov A.D., Miloradova N.G., Chernyshev A.Y. The Features of Students’ Self-organization Structure, who Study «MBA in Construction» Program //Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Т. 171. С. 765-770.
- Богомаз С.А., Каракулова О.В. Личностный и коммуникативный потенциал инновационно- и предпринимательски-ориентированных субъектов // Сибирский психологический журнал. 2010. №37. С. 48–51.
- Веселова Е. К. Методологические и методические проблемы эмпирического исследования нравственной сферы личности // Научное мнение. 2013. № 6. С. 168-173.
- Коржова Е. Ю., Дворецкая М. Я. Психологическая диагностика здоровья личности: субъектные и духовные аспекты // Журнал прикладной психологии. 2005. № 6. С. 11-27.
- Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 59-83.
- ОПРОСНИК ОСД. URL: http://simpoll.ru/run/survey/bd2986d0
- Сервис опросов. URL: http://simpoll.ru/
- Широкова Н.А., Баженов Р.И. Применение корреляционного анализа для исследования данных спортивных показателей студентов в среде SPSS // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 6 (18). С. 25.
- Лагунова А.А., Муллинов Д.О., Баженов Р.И. Применение программной среды SPSS для исследования данных психологических методик // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5446 (дата обращения: 14.07.2015).
- Тайм менеджмент. Тест-опросник самоорганизации деятельности (ОСД). Психодиагностика управления временем. URL: http://psycabi.net/testy/590-tajm-menedzhment-test-oprosnik-samoorganizatsii-deyatelnosti-osd-psikhodiagnostika-upravleniya-vremenem
- Баженова Н.Г. Орган студенческого самоуправления: организация или самоорганизация? // Педагогическое образование и наука. 2011. № 4. С. 67-72.
- Баженова Н.Г. Самоорганизация студенчества: заданность или данность? // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 81-86.
- Баженова Н.Г. Теоретические основания конструирования критериев оценки качества функционирования самоорганизации студенчества в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6-2. С. 74-77.
- Баженова Н.Г. Самоорганизация студенчества в вузе: тезаурусный подход // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2013. № 4 (31). С. 247-254.
- Баженова Н.Г. Теоретические основания конструирования студенческого самоуправления // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. № 3. С. 94-97.
- Баженова Н.Г. Самоорганизация и студенческое самоуправление в университете в социологическом измерении // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 5. С. 129-139.