Условия ведения экономической деятельности в РФ непосредственным образом связаны с политикой государства в области налогообложения. Сложная экономическая ситуация, связанная с возможном продолжением рецессии, снижением ВВП, падением цен на нефть, нестабильностью валютных курсов, диктуют необходимость отсутствия увеличения налоговой нагрузки на экономику с целью обеспечения стабильности налоговой системы и повышения ее привлекательности для инвесторов. Налоговая политика РФ на 2016-2018 гг. будет направлена на проведение антикризисных мер. Планируется внесение законодательных изменений, предусматривающих добровольное декларирование физическими лицами имущества с предоставлением декларантам государственных гарантий, направленных на непривлечение их к налоговой, административной и уголовной ответственности.
Запланировано введение налоговых льгот вновь создаваемым предприятиям промышленности, так называемым «гринфилдам». Greenfield относится к наиболее совершенным способам при строительства индустриального объекта, так как имеет современную инфраструктуру и новые коммуникации, что дает возможности значительного роста производства с меньшими издержками, однако требует значительных инвестиций. Субъекту РФ дается право на снижение ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в соответствующий бюджет субъекта, до 10%, а также применение ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0% в части, поступающей в федеральный бюджет [2]. Снижение налоговой нагрузки в данном случае будет действовать на всей территории РФ. Помимо этого, предусмотрено применение преференций для «гринфилдов»: ограничение роста ставок региональных и местных налогов, а также возможность применения к основной норме амортизации для оборудования, относящегося к 1 – 7 амортизационным группам, произведенного в результате реализации специального инвестиционного контракта, повышающего коэффициента 2 [2].
Планируется увеличение до 80 – 100 тыс. рублей первоначальной стоимости амортизируемого имущества для целей налогообложения [2].
Налоговое стимулирование развития малого предпринимательства предлагается осуществлять за счет расширения перечня видов деятельности, к которым применима патентная система налогообложения; предоставления субъектам РФ возможности снижения ставки налога по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения «доходы», с 6% до 1%; распространения права на применение 2-летних «налоговых каникул» на деятельность в сфере бытовых услуг при применении налогоплательщиками упрощенной или патентной систем налогообложения; возможности снижения ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5 в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) [2].
Налогоплательщикам, применяющим патентную систему налогообложения, предполагается ввести принцип «одного окна», с уплатой налога в связи с применением патентной системы налогообложения и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и упрощенной регистрацией на срок, за который уплачен платеж.
Планируется увеличение в 1,2 – 1,5 раза порога по выручке, позволяющей уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль организаций только по итогам квартала [2].
Поддержка экспорта предполагает упрощение процедуры подтверждения наличия оснований для освобождения от уплаты акциза при экспорте, а также упрощение (без представления банковских гарантий) процедуры предоставления освобождения от уплаты акцизов при реализации налогоплательщиками подакцизных экспортных товаров. Также планируется установить порядок вычета сумм налога на добавленную стоимость по ставке 0%, аналогично порядку, предусмотренному для операций по ставкам 10% и 18% [2].
В отношении подакцизной продукции в 2016 и 2017 годы, планируется сохранение существующих размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством о налогах и сборах. В 2018 году предусмотрена возможность индексации ставок акцизов с учетом индекса потребительских цен.
Налогообложение добычи полезных ископаемых направлено на изменение подходов к определению элементов налогообложения при добыче драгоценных камней и камнесамоцветного сырья; на уточнение в соответствии с законодательными нормами классификации запасов углеводородного сырья.
С целью минимизации возможных налоговых ошибок, возникающих в результате действий налогоплательщика, планируется создание института предварительного налогового разъяснения, что позволит снизить риски применения к налогоплательщику налоговых санкций, уменьшить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок.
Повышение уровня прозрачности в экономике возможно за счет расширения перечня информации, не относящейся к налоговой тайне, к которой предлагается относить бухгалтерскую (финансовую) отчетность организации, показатели налоговой отчетности, численность персонала, данные о средней заработной плате, о сумме уплаченных налогов.
Предусмотрен ряд мер, направленных на совершенствование института консолидированной группы налогоплательщиков.
Законодательное закрепление механизмов, ограничивающих появление фирм-«однодневок», а также схем с оффшорами, способно минимизировать незаконное возмещение налогов и уклонение от уплаты налоговых платежей в бюджет.
Ежегодно Всемирный банк, Международная финансовая корпорация и международная компания PricewaterhouseCoopers рассчитывают рейтинг налоговых систем мира. Согласно данным рейтинга, в период с 2010 года по 2015 год Россия существенно улучшила свои позиции, несмотря на ряд неблагоприятных тенденций и событий международного свойства, поднявшись со 103 до 49 места в рейтинге [1]. Эти данные могут служить однозначным свидетельством того, что несмотря на сложные экономические и политические условия, планомерно проводимые государством мероприятия в области налогообложения, имеют четко выраженный положительный эффект.