Проблемы стратегии развития регионального пространства Российской Федерации, функционирующего и управляемого в соответствии с законодательством и ориентированных на выравнивание социально-экономической дифференциации поселений на основе создания благоприятных условий для дальнейшего существенного развития рыночных отношений. [1;2;3;4]
Считается, что как самостоятельное направление государственной политики целенаправленное стимулирование нововведений – «инновационная политика» – начала формироваться в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века. Сам термин «инновационная политика» был впервые использован в популярном «докладе Charpie» («Технологические нововведения: управление и условия осуществления»), подготовленном Министерством торговли США в 1967 году. Можно сделать вывод о том, инновационная политика относительно молодой феномен в жизни мирового общества, но имеющий глобальное значение для быстрого экономического развития стран мира, включая Россию [5;6;7] Она должна осуществляться не только на макро уровне, но и на уровне отдельных предприятий [8]
Главная идея гармоничной политики «точечной» модернизации заключается, прежде всего, в выделении основных секторов производства, направлений научных исследований, территориальных зон, технопарков, бизнес-инкубаторов и других стратегических «магистральных» направлений для активной государственной политики. Данный подход предполагает концентрацию существенных финансовых, интеллектуальных, материально-трудовых и иных ресурсов на нескольких стратегических «точечных» направлениях, в рамках которых, по мнению сторонников-теоретиков такой политики, у нашего государства существуют потенциальные возможности занять за незначительный временной отрезок лидирующие научные, инновационные технологические позиции на мировой арене. [9] Главная задача не упустить свой шанс. В первое десятилетие XXI века мы его упустили. Быстрый рост цен на нефть, привел к снижению внимания на долгосрочные планы экономического развития. Сейчас же ситуация, кардинально меняется. Цены на нефть сильно снизились. В России в недавнем прошлом прошли массовые митинги протестов и они могут в ближайшее время снова возобновиться. Ухудшились отношения России с рядом развитых стран мира, из-за украинского вопроса. [10] В российской экономике наступила рецессия, данный факт надо учитывать при разработке стратегии развития регионов России. [11]
Очевидно, что развитие регионов в России сильно дифференцированно. Это основывается на исторических, демографических, демографических и многих других факторах развития региональной экономики. [4]
К сожалению, сейчас, в структуре ВВП наблюдается заметное снижение удельного веса реальных инвестиций и государственных расходов при устойчивом росте доли чистого экспорта и потребления российского населения. [9] Не надо забывать и про политические риски, не будем здесь повторятся, они подробно рассмотрены в наших работах. [12;13] Важным барьером является коррупция и «черная» бюрократия. Борьба с данным феноменом является одной из первоочередных задач российского государства. Оно приводит к еще большему разрыву между доходами различных социальных групп в России.
Существенным вопросом анализа уровня жизни населения в современных условиях выступает оценка уровня защищенности социально уязвимых групп, к которым принято относить инвалидов, пенсионеров, студентов и неполноценные и многодетные семьи и т.д. Подобный анализ исследователями проводиться на основе сопоставления совокупных доходов (пенсий, пособий, стипендий) и обеспечиваемой ими реальной покупательной способности [14]
Профессор Волович В.Н. совершенно справедливо отметает, что нужно возвращаться к прогрессивной шкале налогообложения, иначе следует ожидать рост социальной напряженности. [15]
По мнению различных экспертов «объемы централизованных ресурсов, которыми располагают российское правительство и региональные власти, недостаточны для финансирования необходимых масштабов структурных преобразований экономики. В то же время направления использования негосударственных средств, вкладываемых частными и институциональными инвесторами в развитие отдельных предприятий и секторов экономики и формирующих соответствующие структурные сдвиги, не совпадают с общенациональными интересами, диктуемыми потребностями современного технологического уклада». [9]
В ряде работ выявлены основные недостатки региональной политики в современной России: [9;16]
1) отсутствие единой научно обоснованной системы планирования (в СССР был Госплан) социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельных регионов в частности.
2) отшлифованный механизм синхронизации и согласования целенаправленной стратегии развития регионов, не забывая о муниципальных образованиях.
Очевидно, что в данной ситуации в регионах необходимо стимулировать развитие инновационного предпринимательства, стимулировать через различные программы поддержки. Не помогать всем, так как проведенные исследования показали низкую эффективность таких мер поддержки, когда фактически деньги дарятся на регистрацию субъекта малого предпринимательства, а затем фирму фактически «бросают». [17;18;19;20;21;22;23;24] Получается парадокс, рост числа субъектов малого предпринимательства замедляет темпы прироста ВВП страны!
Известные исследователи выявили два основных направления улучшения организационных аспектов при функционировании системы управления инновационной деятельностью организаций: [25;26]
1) повышение требований к полноте данных (полученных в результате проведения исследований, мониторинга и т.д.) со стороны учредителей и как следствие потребителей инновационного продукта;
2) достижение высокого уровня внутренней конкуренции организаций между собой.
Фирма должна быть готова реагировать на изменения (в конъюнктуре, спросе и т.д.), способна выявлять определяющие эти изменения факторы и находить различные способы адаптации. [25;27;28] Уметь создавать и развивать инновационный процесс на предприятии. [29;30;31;32;33] Руководство предприятий должно повышать эффективность бизнеса, в том числе за счет продаж в Интернете. [34;35;36; 37]
Зарубежный опыт показал, что наличие кластеров является одним из главных факторов, определяющих различия между экономическим развитием регионов. Основой эффективной региональной экономики являются ее кластеры, а не просто совокупность неких не связанных между собой организаций. Сейчас на практике реализуются два основных подхода к формированию кластерной региональной политики: «сверху вниз» и «снизу вверх». Первый является наиболее распространенным: он сравнительно легок и предлагает предельную отдачу от потраченных ресурсов. К недостаткам, можно отнести, что он больше обеспечивает формализацию, чем качественное наполнение кластерных инициатив. Во втором подходе при условии его правильной реализации обеспечивается основа для динамичного развития региональной экономики. [38]
В России существует определенная социальная напряженность, вызванная тем, что часть населения проживающая в регионах-субсидиателях не довольна передачей субсидий и дотаций более экономически слаборазвитым регионам страны. У радикалов-националистов звучат даже лозунги, типа, «хватит кормить Кавказ», которые разжигают, в том числе, национальные конфликты, которые могут иметь катастрофические последствие в виде попыток выхода отдельных регионов из состава Российской Федерации. Необходима политика толерантности, терпимости друг к другу, ибо, только общими усилиями всех национальностей проживающих в России мы сможем достичь новых достижений и вершин, в том числе и на экономическом поприще.
Библиографический список
- Бобрышев, А.Н., Казаков, М.Ю. Совершенствование системы мониторинга социально-экономического развития региона: микро- и мезоэкономический аспект: Монография / А.Н. Бобрышев, М.Ю. Казаков. – Ставрополь: ООО «Альфа-Принт», 2011. – 203 с.
- Гурьянов П.А. Стратегия модернизации регионального экономического пространства России // Современные научные исследования и инновации, 2014 № 11-2 С. 114-118
- Гурьянов П.А. Стратегия экономического развития субъектов Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования, 2014 № 4 С. 42
- Лукинов В.А., Моттаева А.Б. Концептуальные основы сближения условия развития ргионов в национальной экономике // Интернет-журнал Науковедение, 2014 № 2 С. 54
- Степаненко Д.М. Государственная инновационная политика: смысловая характеристика // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, 2013 № 2 С. 137-141
- Гурьянов П.А. Создание инновационной экономики в России // Политика XXI века: преемственность и инновации в России и в мире: мат. междун. научн. конф. СПб., 23-24 мая 2008г / Балт. гос. техн. ун-т. – СПб., 2008
- Чернышова О.А., Шанин И.И. Проблемы государственного регулирования субъектов отраслей хозяйствования // Актуальные направления научных исследований XXI века: Теория и практика, 2014 № 1 С. 418-424
- Шанин И.И. Управление инновационным развитием на промышленном предприятии // Вопросы инновационной экономики, 2012 № 4 С. 30-39
- Мингалева Ж.А. Модернизация национальной экономики на основе стратегии инновационного развития // Современные проблемы науки и образования, 2012 № 2 С. 324
- Гурьянов П.А. Два Майдана на Украине: предпосылки, особенности и геополитические последствия // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2014 № 41 С. 51-59
- Гурьянов П.А. Цена конфронтации с Западом // Современные научные исследования и инновации, 2015 № 2-3 С. 155-164
- Гурьянов П.А. Массовые протесты в России: первые итоги и возможные пути развития // Альманах современной науки и образования, 2012 № 7 С. 30-33
- Гурьянов П.А. Политическая система в России в XXI веке // Молодой ученый, 2012 № 4 С. 313-316
- Мурзин А.Д. Мониторинг социальной сферы города в целях планирования устойчивого социально-экономического развития урбанизированных территорий // Государственный советник, 2014 № 1 С. 99-109
- Волович В.Н. Социальное государство: реальность и мифы // Проблемы современной экономики, 2005 № 1-2 С. 151-156
- Гулин К.А. К вопросу о социально-экономической модернизации российских регионов // Экономические и социальные перемены факты, тенденции, прогноз, 2012 Т. 22 № 4 С. 42-58
- Гурьянов П.А. Проблемы становления механизма взаимодействия малого промышленного бизнеса и государства // Современные аспекты экономики, 2011 С. 15-20
- Гурьянов П.А. Совершенствование механизма взаимодействия предприятий малого промышленного бизнеса и государства: автореф. дис. … канд. экон. наук. – СПб., 2011
- Gurianov P. Small Business inRussian Federation: State, Potential Threads, Barriers and Medium-Term Development Perspectives // World Applied Sciences Journal, 2014 Vol. 30 № 9 pp. 1166-1169
- Курпаяниди К.И. Некоторые вопросы конкурентных преимуществ предприятий малого бизнеса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2013 № 2 С. 97-99
- Гурьянов П.А. Малый и средний бизнес в РФ: состояние и стратегия развития в будущем // Арктика: общество и экономика, 2012 № 8 С. 80-82
- Ионова Н.В. Малое предпринимательство в Сибирском федеральном округе: современное состояние и тенденции развития // Вестник новосибирского государственного педагогического университета, 2014 № 5 С. 84-98
- Курпаяниди К.И. К проблеме совершенствования инфраструктуры обслуживания субъектов предпринимательства // Социогуманитарный вестник, 2014 № 1 С. 38-42
- Курпаяниди К.И. Механизм финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2011 № 5 С. 48-50
- Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Пути решения проблемы управления инновационной деятельностью предпринимательских структур // Актуальные направления научных исследований XXI века: Теория и практика: материалы межд. научно-практ. конф., Воронеж, 2013 С. 258-262
- Шанин И.И. Развитие промышленного производства и внедрение инноваций в восстановительный послекризисный период // Вестник Воронежского государственного технического университета, 2011 Т. 7 № 10 С. 155-158
- Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций // Общество: политика, экономика, право, 2013 № 1 С. 44-50
- Шанин И.И. Методические основы оценки эффективности деятельности мебельного предприятия // Современные исследования социальных проблем ( электронный журнал), 2012 № 4
- Безрукова Т.Л., Шанин И.И., Кудаева Е.Ю. Развитие инноваций на предприятии // Успехи современного естествознания, 2015 № 1-3 С. 489-491
- Безрукова Т.Л., Степанова Ю.Н., Шанин И.И., Дуракова Ю.В. Современное состояние и развитие стартапов // Успехи современного естествознания, 2015 № 1-1 С. 95-97
- Гурьянов П.А., Евсюков В.Г. Проблемы инновационного развития добывающих предприятий Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика, 2014 № 19 С. 25-33
- Шанин И.И., Безрукова Т.Л., Борисов А.Н. Стимулирование инновационной деятельности промышленного производства в условиях выхода российской экономики из кризиса // Лесотехнический журнал, 2011 № 4 С. 138-142
- Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Управление инновационной деятельностью мебельных предприятий // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2012 № 32 С. 41-47
- Безрукова Т.Л., Шанин И.И., Якунина А.П. Управление оборотными активами // Успехи современного естествознания, 2015 № 1-1 С. 102-105
- Новиков В.С. Модель и инфраструктура интеграции субъектов и объектов виртуальных взаимоотношений // Научный вестник южного института менеджмента, 2013 № 3 С. 13-17
- Новиков В.С. Субъекты инфраструктуры виртуальных взаимодействий в предпринимательстве // Научный вестник южного института менеджмента, 2013 № 2 С. 21-26
- Шанин И.И. Методические основы оценки эффективности деятельности мебельного предприятия // Современные исследования социальных проблем, 2012 № 4 С. 23
- Артамонова Ю.С., Байнишев С.М., Ханьжов И.С. К вопросу о формировании региональной кластерной политики // Современные проблемы науки и образования, 2014 № 5 С. 305