Проблема автономии обучающихся не является новой, в широкий обиход в сфере обучения иностранным языкам термины «автономия обучающегося», «автономный обучающийся» вошли в семидесятых годах прошлого века. Ранее были предпочтительны термины «индивидуализация», и «самостоятельность обучающегося».
Роль обучающегося как активного субъекта процесса обучения явилась одним из основных направлений методики обучения иноязычной коммуникативной компетенции, а центральным понятием стало понятие «автономия/автономный обучающийся».
Существуют различные определения термина «автономия», однако, как правило, под автономией понимается «способность обучающегося брать ответственность за свое обучение [1, 2].
Автономный обучающийся в большей степени мотивирован, а развитие автономии предполагает более высокие результаты при овладении иноязычной коммуникативной компетенцией.
С точки зрения некоторых исследователей существует три базовых метода повышения автономии обучающегося:
1) метод проблемного изложения, заключающийся в том, что преподаватель формулирует задачу перед изложением материала, показывая пути ее решения;
2) эвристический метод, суть которого состоит в организации поиска путей решения задач, при этом преподаватель наводит обучающегося на решение задачи радом вопросов;
3) исследовательский метод, предполагающий самостоятельное изучение литературы и выполнение других действий поискового характера обучающимися [3].
Практика преподавания немецкого и французского языков в различных неязыковых вузах показывает, что отсутствие внутренней мотивации является одним из ключевых факторов, препятствующих овладению иноязычной коммуникативной компетенции студентами. В нашей стране студенты слишком зависимы от преподавателя. Поэтому преподавателю следует обратить внимание на то, как помочь студентам развить учебную автономию и как стимулировать их внутреннюю мотивацию.
Разный уровень владения иноязычной коммуникативной компетенцией является одним из ключевых проблем при обучении. Проблема подобных групп также заключается в том, что в группе одновременно могут обучаться до 30 человек, имеющих разный уровень мотивации. Данная проблема в условиях автономного обучения может быть решена при использовании двухуровневого/разноуровневого учебника [4, 5, 6].
Развитие у обучающихся автономии предполагает использование метакогнитивных стратегий [7, 8], среди которых выделяются: планирование своих действий при выполнении учебных заданий; постановка промежуточных целей; адекватная саморефлексия; самооценка; гибкость, для выбора нужной стратегии обучения. Развитие данных стратегий готовит обучающегося к автономному обучению.
Таким образом, современный обучающийся не ждет указаний от преподавателя, а способен организовать свое собственное обучение. Роль преподавателя в условиях автономного обучения сводится к роли наставника, тьютора, руководителя и советчика, который помогает обучающимся выбрать оптимальный способ изучения того или иного явления.
Библиографический список
- Holec H. Autonomy in foreign language learning. Oxford, 1981. P. 3.
- Benson P. Teaching and researching autonomy in language learning. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press. 2005. P. 2.
- Алексеева М.Ю. Развитие творческого мышления младших школьников средствами арт-терапии (на материале обучения иностранному языку): дисс. … канд. пед. наук (13.00.01) / Курский гос. Ун-т. Курск. 2007.
- Нефёдов О.В. Перспективы создания учебника для больших разноуровневых групп студентов неязыкового вуза // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (266). С. 229-231.
- Нефёдов О.В. Формирование автономии студента в процессе обучения английскому языку в неязыковом вузе // Приволжский научный вестник. 2014. № 3-1 (31). С. 101-104.
- Нефёдов О.В. Обучения языкам в мультикультурной аудитории // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 8-2 (38). С. 106-110.
- Education pour l’autonomie: un nouveau modèle d’enseignement? // L’approche actionelle des langues, onze articles pour mieux comprendre et faire le point. Paris: Editions des langues, 2003.
- Kakpo S., Netter J. L’aide aux devoirs. Dispositif de lutte contre l’échec scolaire ou caisse de résonance des difficultés non résolues au sein de la classe? // Revue française de pédagogie, №182. 2013.