Актуальность исследования. Изучение показателей умственной работоспособности связано с введением обучения детей с 6,5 лет по школьным программам [1, с. 96]; [2, с. 9] . В литературе имеются разрозненные, а часто и противоречивые сведения об установлении возраста начала школьного обучения у детей [3, с. 208], что и явилось проблемой исследования.
Цель исследования: изучить показатели суточной, недельной и годовой адаптивности детей, приступивших к школьному обучению с 6 лет в различных условиях (детский сад, школа).
Для достижения поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
- Провести анализ показателей умственной работоспособности в течение учебного дня, недели и года у детей 6 лет с учетом пола обследуемых.
- Определить показатели умственной работоспособности детей 6 лет в различных условиях (детский сад, школа).
Методы исследования. В условиях образовательного учреждения обследовано 272 ребенка, среди которых 139 мальчиков и 133 девочки. Об умственной работоспособности судили по данным методики дозирования умственной работы во времени с помощью фигурных таблиц. Для выявления степени напряжения регуляторных систем у детей при воздействии умственных нагрузок в течение учебного дня, недели и года могут служить показатели суточной (ПСАд), недельной (ПНАд) и годовой (ПГАд) адаптивности, рассчитанные по параметрам умственной работоспособности. Полученные данные обработаны с помощью пакета прикладных программ STATISTICA 8.0. Различия средних значений считались достоверными при р<0,05.
Результаты и их обсуждение.
Исследование показало, что показатели умственной работоспособности (объем умственной работы и количество допущенных ошибок) девочек 6 лет достоверно выше по своей величине, чем у мальчиков (р<0,001), что связано с более ранним созреванием организма девочек. Уровни показателей умственной работоспособности и их изменения под влиянием учебной нагрузки позволяют заключить, что у девочек 6 лет функциональное состояние более благоприятное, чем у сверстников.
Исследование дневной динамики умственной работоспособности у обследуемых детей позволило выявить, что значения количественных и качественных показателей умственной работоспособности в течение дня у них снижались (табл. 1).
Таблица 1 – Показатели умственной работоспособности детей в разные периоды учебного дня
Группа детей |
Показатель |
№ |
Пол |
n |
До занятий |
После занятий |
Детский сад |
Объем работы |
1 |
Д |
21 |
42,20±1,06 ххх | **
40,97±0,69 ххх |
2 |
М |
25 |
32,73±1,15 | 30,42±1,09 *** | ||
Количество ошибок |
3 |
Д |
21 |
1,21±0,67 | 1,84±0,08 хх | |
4 |
М |
25 |
2,13±1,03 | 2,70±0,26 | ||
Продуктивность |
5 |
Д |
21 |
4,78±0,55 | 4,13±0,11 | |
6 |
М |
25 |
3,46±0,44 | 3,21±1,06 | ||
ПСАд, % |
7 |
Д |
21 |
- | -52 | |
8 |
М |
25 |
- | -27 | ||
Школа |
Объем работы |
9 |
Д |
22 |
ххх
39,01±1,10 º (1,9) |
**
ххх 35,83±1,28 ºº (1,9) |
10 |
М |
24 |
30,03±0,80 | 28,36±0,78 ** | ||
Количество ошибок |
11 |
Д |
22 |
1,58±0,72 | 2,71±0,57 | |
12 |
М |
24 |
2,10±1,87 | 3,15±1,46 | ||
Продуктивность |
13 |
Д |
22 |
4,16±0,46 | 3,69±1,12 | |
14 |
М |
24 |
3,27±1,12 | 3,03±1,07 | ||
ПСАд, % |
15 |
Д |
22 |
- | -72 | |
16 |
М |
24 |
- | -50 |
Примечание: ** – достоверность различий по динамике УР при р<0,01; *** – при р<0,001; хх – достоверность различий по полу, при р<0,01; ххх – при р<0,001; º – достоверность различий по условиям обучения при р<0,05, ºº – при р<0,01; ººº – при р<0,001; цифры в скобках – номера сравниваемых групп.
Значения показателя суточной адаптивности (ПСАд) свидетельствовали о выраженном утомлении детей в течение учебного дня. Учитывая значения ПСАд -52% в детском саду и -72% в школе, дневное утомление более выражено у девочек 6 лет по сравнению с мальчиками, у которых значения ПСАд достигали, соответственно -27% в детском саду и -50% в школе. При этом отрицательное значение ПСАд (-72%) у девочек, характеризующее сопротивляемость организма, относится к IV, т.е. низкой качественной градации и указывает на резко выраженное утомление детей в условиях школы к окончанию занятий. Наблюдаемые различия в динамике качественного показателя умственной работоспособности показывают меньшую устойчивость девочек 6 лет к утомлению, чем сверстников, что, по-видимому, обусловлено наличием более выраженной мотивации к учебному процессу у девочек, так как отмечена их большая активность на занятиях.
Исследование недельной динамики умственной работоспособности позволило выявить снижение показателей умственной работоспособности у детей, как в детском саду, так в школе (р<0,001), причем интенсивность умственной работы у девочек 6 лет снизилась в среднем на 10% (в детском саду) и 11% (в школе), а у мальчиков соответственно на 18% (в детском саду) и 14% (в школе). Интенсивность снижения объема умственной работы достоверна (р<0,001) и физиологически значима, так как выходит за допустимые пределы ±10% (рис. 1).
Рисунок 1 – Показатели умственной работоспособности детей 6 лет в разные периоды учебной недели
Результаты исследования свидетельствуют о влиянии условий обучения (интенсивности учебных нагрузок) на организм детей 6 лет. Выявлено, что интенсивность умственной работы в течение учебной недели, как и в течение учебного дня, была более низкой у детей из школы по сравнению с их сверстниками из детского сада (р<0,001).
Проведенное исследование показало, что объем умственной работы у девочек 6 лет достоверно выше по сравнению с мальчиками (р<0,001). Наблюдаемые различия в уровне умственной работоспособности обусловлены более ранней биологической зрелостью центральной нервной системы и организма в целом, характерной для девочек (Безруких М.М., 2009).
Значения показателя недельной адаптивности (ПНАд) свидетельствовали о выраженном утомлении детей 6 лет в течение учебного недели, причем недельное утомление было резко выражено у детей, приступивших к обучению в школе, так как значение ПНАд составило -81% у девочек из школы, в то время как у девочек, обучение которых проходило в условиях детского сада, значение ПНАд составило только -8%.
В течение учебного года происходит повышение исходного уровня умственной работоспособности у детей 6 лет, что согласуется с литературными данными [4, с. 226]. Показатель годовой адаптивности (ПГАд) по своему положительному значению, составляющий +44% и +28% у детей из детского сада и +20% и +27% у детей из школы, относится к высокой качественной градации, что свидетельствует о повышении уровня устойчивости и распределения внимания у обследуемых детей.
Сравнительный анализ показателей суточной, недельной и годовой адаптивности шестилетних детей, приступивших к обучению в разных условиях, показал, что дети из детского сада обладали более высоким уровнем умственной работоспособности по сравнению со сверстниками, обучающимися в школе, для которых характерно повышенное утомление, свидетельствующее о чрезмерности умственных нагрузок, нарушении режима дня, несовершенстве физического воспитания.
Проведенное исследование позволило выявить зависимость уровня умственной работоспособности от половой принадлежности детей, приступивших к обучению, а также от условий обучения в детском саду или в школе.
Выводы.
- Умственная работоспособность, как интегральный показатель функциональных возможностей детского организма, достоверно выше у девочек по сравнению со сверстниками, что свидетельствует о более благоприятном функциональном состоянии первых.
- У детей, обучение которых проходило в привычных для них условиях (в детском саду), показатели суточной, недельной и годовой адаптивности выше (р<0,001) по сравнению с таковой у детей, обучающихся в условиях школы, что связано с влиянием на детский организм интенсивности умственной нагрузки, не всегда соответствующей их возрастным возможностям, и как следствие более быстрое наступление утомления, снижение скорости и точности работы.
Библиографический список
- Бакиева Н.З. Психофизиологическая готовность к школьному обучению: монография. Саарбрюкен (Saarbrücken): LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 96 с.
- Bakieva N.Z., Grebneva N.N. Characteristics cognitive development of 6-7 years old children with speech defects // Modern scientific potential – 2015: Materials of the XI International scientific and practical conference. Vol. 31. Biological sciences. Sheffield. Science and education LTD. P.9-12.
- Айзман Р.И., Жарова Г.Н. Готов ли ребенок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. М.: НЦ ЭНАС, 2006. 208 с.
- Yan S., Teng H. Zhongguo ertong baojian zazhi // Chin. J. Child Health Care. 2006. Vol. 14. № 3. P. 226-228.