Введение
В последние годы высокими темпами увеличивается количество научных работ, связанных с понятием «бизнес-модель». Среди наиболее известных из них – работы Г.Чесбро «Открытые бизнес-модели. IP-менеджмент» [13], А. Сливотски «Миграция ценности» [5]. Интересными представляются работы Л. Боссиди и З. Чарана «Сталкиваясь с реальностью: Как адаптировать бизнес-модель к меняющейся среде» [1]; К. Маркидеса «Новая модель бизнеса. Стратегии безболезненных инноваций» [3], А. Остервальдера и И. Пинье «Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и инноватора», где в том числе предлагается удобный способ описания любой бизнес-модели с помощью так называемого шаблона бизнес-моделей [4].
Бизнес-модели становятся эффективным инструментом предпринимателей, осознающих важность организационных инноваций.
Методология
Для проведения исследования эволюции бизнес-моделей было решено обратиться к наиболее авторитетным зарубежным базам журналов и статей в области экономики и менеджмента. Для анализа литературы по представленной теме решено было выбрать период с 1995 по 2015 гг.
Проведя наукометрическое исследование, можно сделать вывод: количество статей по запросу «business model», написанных за рассматриваемый период, имеет возрастающий тренд. Небольшие колебания заметны в период с 2003 по 2010 годы. Значительный рост исследований можно отметить с 2010 годы, что свидетельствует о возрастании интереса к концепции в научных кругах. В диапазоне 1995-2015 гг. опубликовано 23502 статьи. Расширяется география исследования бизнес-моделй [15, 16, 17]
Исследователи (Л. Боссиди, Р. Чаран и М. Джонсон) дают следующее определение бизнес-модели: это процесс живого, основанного на реальности мышления, нацеленного на понимание специфики бизнеса как единого механизма [1]. К. Кристенсен и М. Рейнор выделяют в бизнес-модели четыре взаимосвязанных элемента: это потребительская ценность продукта, формула прибыли, ключевые ресурсы и ключевые процессы [2].
На основе имеющихся данных можно сделать вывод о наличии возрастающего интереса к проблеме бизнес-модели в предпринимательской деятельности.
Анализ результатов
Известные американские практики бизнеса Л.Боссиди и Р.Чаран считают, что бизнес-модель может быть эффективной лишь в том случае, если внешнее окружение и финансовые цели компании гармонизированы с ее внутренними возможностями посредством процесса итерации [1].
По определению А.Остервальдера, разработавшего практический подход к дизайну инновационных бизнес-моделей, «бизнес-модель служит для описания основных принципов создания, развития и успешной работы организации»[4].
Г.Чесбро, автор концепции «открытые бизнес-модели», предлагает следующую классификацию бизнес-моделей:
- Недифференцированная – когда компания практически не вкладывается в инновации, копирует других (например, такая бизнес-модель наблюдается у многих ресторанов, кафе, парикмахерских и др.)
- С некоторыми отличиями от типовых вариантов – когда компания немного отличается от конкурентов благодаря внедряемым инновациям, но все они имеют разовый характер (например, начинающие технологические компании)
- Сегментированная – когда компания сегментирует свои рынки и обслуживает множество сегментов . Она занимается инновацией как планируемым процессом, а инновации рассматриваются как инвестиции (компании, которые продвигают какую-то технологию)
- Внешне ориентированная – когда компания открыта для внешних идей, большую роль в инновационном процессе играют поставщики и заказчики, изначальная бизнес-модель иногда распространяется на соседние рынки для достижения дополнительного роста (компании, которые специализируются на НИОКР в зрелых отраслях)
- Интегрированная с инновационным процессом – внешний и внутренний НИОКР хорошо интегрированы в бизнес-модель, поставщики и заказчики делятся с компанией дорожными картами, в то время как компания сама делится своими дорожными картами с заинтересованными организациями, а фокус сделан на новых рынках и бизнесах (например, ведущие финансовые фирмы)
- Меняющаяся под воздействием рынка – при такой бизнес-модели инновация рассматривается как основная задача, внешние партнеры, наряду с компанией несут риски и получают вознаграждения, участвуя в инновационном процессе, интеллектуальная собственность как стратегический актив открывает возможности выхода на новые бизнесы, а также «управление инновациями и интеллектуальной собственностью реализуются в каждой бизнес-единице компании» (например, Intel,Wal-Mart или Dell) [13].
Эволюцию бизнес-моделей принято описывать по этапам. Самой старой и простой бизнес-моделью, к которой компании прибегают по сегодняшний день, является модель «владельца магазина». Ее суть заключается в следующем: предприниматель открывает магазин, наполняет его продуктами и ждет, пока придут клиенты.
Следующим этапом эволюции бизнес-моделей считают начало двадцатого века, когда появилась концепция «бритва и лезвие», или как ее еще называют «крюк и приманка». Суть такого подхода к построению бизнес-модели заключается в том, что тот или иной продукт продается по заведомо заниженной цене – и очень привлекательной для клиента, а компания зарабатывает за счет дополнительного продукта – без которого не работает главный.
В конце 1950-х годов революцию на рынке произвели компания Toyota и McDonald’s. А. Сливотски отмечает в бизнес-модели Toyota уникальную производственную систему, новаторский подход к масштабу (использование аутсорсинга), систему закупок (повышение требований к поставщикам и их обучение) и механизм выхода на рынок (дилерские сети) [5, с. 20]. По решению создателя McDonald’s Рея Крока акцент в компании был сделан на двух основных потребителях: клиенте – покупателе и покупателе франшизы. Клиенту он предложил выгодную цену, а покупателю франшизы – облегчение жизни. Он также оптимизировал все этапы производства и осуществил целый ряд нововведений в работе с сотрудниками компании.
Примерами инновационных бизнес-моделей 1960-х годов может послужить Wal-Mart. Компания Wal-Mart построила в менее населенных округах гигантские супермаркеты и предложила широкий выбор по низким ценам. Кроме того, компания сумела создать инновационную организационную структуру, когда сотрудники могли становиться владельцами акций, ввела оптимальную систему закупок и операционную эффективность.
Если в 1950-х – 70-х годах несколько компаний сумели доказать, что они могут создавать инновационные бизнес-модели, способные изменить отрасль, то «массовое» создание новаторских моделей все же приходится на вторую половину 1980-х годов. Тогда новые бизнес-модели, позволившие создавать значительную ценность, внедрили такие компании как Blockbuster, Home Depot, Intel, Dell Computer, Federal Express, Microsoft. На 1990-ые приходится расцвет инновационных бизнес-моделей компаний Southwest Airlines, Starbucks, Amazon.com и многих других.
В последние годы наиболее оригинальные и эффективные бизнес-модели вывели на рынок Google и Apple. В 2001 году компания Apple впервые предложила пользователям идеальный с точки зрения дизайна медиаплеер iPod, а в 2003-ем году связала устройство с платформой iTunes Music Store, благодаря которой пользователи могли легко находить и приобретать музыку в крупнейшей в мире музыкальной онлайн-библиотеке, а компания – получать роялти от звукозаписывающих компаний. Этот же принцип позднее лег в бизнес-модель iPhone. Компания Google достигла головокружительного успеха благодаря тому, что сумела создать ценностное предложение для трех независимых потребительских сегментов: для рекламодателей – целевую текстовую рекламу, для пользователей – мощный поисковый аппарат и большое число «инструментов», для частных компаний – возможность делить доходы c Google с помощью сервиса AdSense [17].
Для того, чтобы бизнес-модель стала инструментом успешной предпринимательской деятельности, необходимо уточнить понимание предпринимательства. Плодотворным представляется подход Г. В. Широковой, считающей предпринимательством «процесс создания ценности путем формирования уникального набора ресурсов через реализацию открывающейся возможности» [14, с. 12]. Этот подход развивает В.П. Смирнов, предлагая понимать под предпринимательством активность субъектов экономики, направленную на получение предпринимательского дохода путем создания нового капитала в ходе реализации возможностей соответствующего преобразования всего набора элементов экономической деятельности [12]. По его мнению, сущностью предпринимательства является создание рыночными агентами на инициативной, рисковой основе нового капитала с целью получения предпринимательского дохода. В процессе развития рыночной экономики все используемые предпринимателями элементы хозяйственной деятельности по истечении времени начинают приносить доход и превращаются в капитал [7]. Новый капитал может создаваться в различных видах (таких, как производительный, финансовый или интеллектуальный капитал), а каждый вид капитала может принимать разнообразные формы, в том числе, интеллектуальный капитал приобретает формы человеческого, организационного и потребительского капитала [11]. Новый организационный капитал компании, тесно взаимосвязанный с новым человеческим и новым потребительским капиталом, – это ее новая бизнес-модель.
В любой продуктивной деятельности, в том числе, в предпринимательской, важны методологические основы [6]. Методологической основой деятельности по разработке бизнес-моделей предпринимательских организаций должен быть интегративно-конвергенциальный подход. Этот подход сочетает элементы разнообразных методологических подходов и позволяет использовать достоинства и сильные стороны различных форм капитала в предпринимательской деятельности [10].
Применение обновленных бизнес-моделей компаний свидетельствует о развитии предпринимательства [8]. В то же время использование различными фирмами результативных бизнес-моделей приводит к повышению полезного эффекта их деятельности, обеспечивает экономию ресурсов и выдвигает предпринимательство в разряд главных ресурсов развития экономики и общества [9].
Заключение
Исследователи расходятся во мнении, что понимается под термином бизнес-модель: часть из них, давая определение, делает акцент на ценности и клиенте предприятия, другая подчеркивает особую важность внутренней организации фирмы. Наиболее известные определения бизнес-моделей, часто встречающиеся в литературе, принадлежат Г.Чесбро (автору теории открытых «бизнес-моделей»), А. Сливотски (автору теории «миграции ценности»), А.Остервальдеру (разработчику шаблона «бизнес-модели»). Последний дал простое и в то же время «объемное» по смысловой нагрузке определение бизнес-модели: она служит для описания основных принципов создания, развития и работы организации.
Эволюцию бизнес-моделей – от модели «держателя магазина» до революционных моделей корпораций Google или Apple – принято описывать поэтапно. При этом каждый этап эволюции – это то время, когда та или иная компания (или целый ряд компаний) предлагает новые, инновационные бизнес-модели, способные не просто вывести компанию на рынок, но и полностью изменить его правила игры.
Бизнес-модель – это макет бизнеса, а стратегия – конкретный документ по достижению поставленных целей компании. Поэтому сначала надо разработать бизнес-модель компании, а лучше несколько разных моделей. А затем в соответствии с бизнес-моделью определить стратегию компании.
Бизнес-модель при умелом применении может стать действенным инструментом предпринимательской деятельности.
Библиографический список
- Боссиди Л. Чаран Р. Cталкиваясь с реальностью. Как адаптировать бизнес-модель к меняющейся среде; / Боссиди Л. Чаран Р. // Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2001.
- Кристенсен К.М., Рейнор М.И., Решение проблемы инноваций в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 290 с.
- Маркидес К. Новая модель бизнеса. Стратегии безболезненных инноваций. – М: Альпина Паблишерз: Издательство Юрайт, 2010.
- Остервальдер А. Пинье И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и инноватора; Пер. с англ. – 3-е изд. – М: Альпина Паблишер, 2012.
- Сливотски А., Миграция ценности. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. – 432 с.
- Смирнов В.П. Выявление методологических основ предпринимательской деятельности // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 2 (38), с. 163-167.
- Смирнов В.П. Научные подходы к пониманию предпринимательства // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 2, с. 272-274.
- Смирнов В.П. Особенности управления капиталом в предпринимательской организации // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 1, с. 916-919.
- Смирнов В.П. Предпринимательский ресурс развития экономики и общества // Экономика и предпринимательство. – 2012. – № 6, с. 386-389.
- 10. Смирнов В.П. Развитие теории управления предпринимательскими организациями // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2012. – № 1, с. 113-123.
- 11. Смирнов В.П. Теоретическая основа современных исследований предпринимательства // Современная конкуренция. – 2015. – Том 9. № 1 (49), с. 58-74.
- 12. Смирнов В.П. Управление предпринимательскими системами в формирующейся инновационной экономике: монография. – Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, – 2012. – 236 с.
- Чесбро Г. Открытые бизнес-модели. IP-менеджмент. – М.: Поколение, 2008. 352 с.
- Широкова Г. В. Управление предпринимательской фирмой: учебник. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. – 384 с.
- Zaman A.U., Lehmann S. “Urban growth and waste management optimization towards ‘zero waste city” Hambrick D. С., Friedrickson J. W. Are you sure you have a strategy? TheAcademyofManagementExecutive. 2001, November 4. p. 48.
- Song Q., Li J., Zeng X. Minimizing the increasing solid waste through zero waste strategy, Journal of Industrial Ecology, 2007.
- Zhang Y., Zhao S. Business model innovation: an integrated approach based on elements and functions, Journal of theoretical and applied electronic commerce research, 2010.