Освещение режимов, предоставляемых иностранным лицам и лицам без гражданства, также имеет большое значение, поскольку данные лица, с одной стороны, не утратили правовую связь с государством, гражданами которого они являются (для лиц без гражданства – страна местопребывания), а с другой стороны эти лица находятся на территории другого государства, и, соответственно, обязаны соблюдать его законы. Так какие же существуют режимы для иностранных лиц и лиц без гражданства в международном частном праве и в чем их различие?
Одним из основных и наиболее часто встречающихся является национальный режим. В соответствии с определением, предлагаемым В.В. Гавриловым «в силу национального режима иностранцам на территории определенного государства предоставляется такой же объем прав, которым пользуются отечественные граждане и юридические лица». [1, с. 92-98] Иными словами, при предоставлении национального режима иностранные граждане и лица без гражданства несут права и обязанности практически наравне с гражданами государства, в котором пребывают иностранные граждане. Важно отметить, что все же объем прав и обязанностей не одинаков, что имеет свое выражение, например, в том, что, иностранные граждане не обязаны нести военную службу в рядах армии, но, при этом, ограничены в таких правах, как право избирать и быть избранным, право занимать государственные должности и некоторые другие права. Во всех остальных случаях иностранные граждане и лица без гражданства наделяются теми же правами и обязанностями – они могут заключать договоры, осуществлять сделки, заниматься предпринимательской деятельностью, имеют право на образование, медицинское обслуживание, имеют право приобретать жилье (опять же, с некоторыми исключениями) и т.д.
Для более детального представления, что же представляет из себя национальный режим, необходимо обратиться к национальному режиму, предоставляемому Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства. Конституция Российской Федерации закрепляет в п.3 ст. 62 следующее: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». [2] Национальный режим в отношении иностранных граждан закреплен также в ст. 4 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которая гласит: «Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом». [3]
Данный закон предоставляет гражданам права и обязанности, аналогичные правам и обязанностям граждан РФ за следующими исключениями: например, статья 11 вышеназванного закона ограничивает право иностранных граждан на передвижение – они не могут свободно посещать территории, доступ к которым требует особого разрешения, временно проживающие иностранные граждане не в праве самостоятельно изменять место своего проживания. Также иностранные граждане, в соответствии со ст. 12 данного закона не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также не могут принимать участия в референдумах РФ и ее субъектов.
Также одним из самых распространенных режимов, предоставляемых иностранным лицам, является режим наибольшего благоприятствования. Его суть заключается в том, что иностранным юридическим и физическим лицам предоставляется в государстве такой же правовой режим, который уже предоставлен или может быть предоставлен в данном государстве физическим или юридическим лицам любого третьего государства. То есть режим наибольшего благоприятствования уравнивает правовое положение всех иностранных юридических и физических лиц в данном государстве. Довольно часто данный принцип встречается в международных торговых организациях. В.В. Гаврилов приводит следующий пример режима наибольшего благоприятствования: ч. 1 ст. 2 Соглашения между правительством РФ и Правительством Республики Словения о торговле и экономическом сотрудничестве, которым устанавливается, что «Договаривающиеся стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования во всем, что что касается импорта, экспорта и транзита товаров, происходящих из территории этих стран, и других видов экономических связей между обеими странами». [1, с. 93-96]
Таким образом рассмотрены основные виды режимов, предоставляемых иностранным физическим и юридическим лицам, а также лицам без гражданства как в международной, так и в российской практике на основе законодательства Российской Федерации, например, Конституции РФ и ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также международных договоров и соглашений.
Библиографический список
- Гаврилов В.В. Международное частное право. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2011. – 304 с.
- Конституция РФ http://www.constitution.ru/index.htm
- Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” http://www.consultant.ru/popular/pravove-polozhenie-inostrannyh-grazhdan-v-rf/277_1.html#p471