ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИТАНИЯ

Никитина Екатерина Александровна
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

Аннотация
В данной статье разрабатывается проект мероприятий, которые направлены на внедрение инноваций в различных типах предприятий питания. Актуальность темы обуславливается тем, что в современных условиях инновации являются важнейшим элементом повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятий питания. Объект исследования данной статьи – различные типы предприятий общественного питания. Следует изучить каким образом организация инновационной деятельности на предприятиях влияет на их деятельность. Предмет исследования – инновационная деятельность в сфере ресторанного бизнеса. Необходимо рассмотреть влияние правильного ведения инновационной деятельности на предприятиях питания в целом. Целью работы является разработка мероприятий по созданию и внедрению в деятельность кафе и пиццерии собственного мобильного приложения. Как показывает практика, на решение всех вопросов, связанных с созданием мобильного приложения уходит около трех месяцев. С помощью мобильного приложения владельцы кафе и пиццерий смогут рассылать каждому посетителю различные предложения, основанные на их предпочтениях. Стоимость такого инновационного проекта будет зависеть от набора функций мобильного приложения и затрат на его рекламу и продвижение. Идея бизнеса заключается в том, что внедрение предложенной инновационной технологии существенно расширит целевую аудиторию и увеличит конкурентное преимущество предприятий.

Ключевые слова: внедрение инноваций, инновационные технологии, мобильное приложение, предприятия общественного питания


APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN VARIOUS TYPES OF CATERING

Nikitina Ekaterina Aleksandrovna
Plekhanov Russian University of Economics

Abstract
In this article, a draft of measures are developed, which are aimed to suggest innovation in various types of catering. Theme urgency caused by the fact that in modern conditions innovation is an essential element of increasing competitiveness and efficiency of the catering. The object of study of this article - the different types of public catering. It should examine how the organization of innovation activities in enterprises affects their activity.
Subject of research - innovation activities in the restaurant business. It is necessary to consider the impact of proper management of innovative activity at the enterprises of food in general. The aim of article is to develop measures for the establishment and implementation of the own mobile applications in day-to-day activities of restaurants and pizzerias. As practice shows, to resolve all issues related to the creation of a mobile application takes about three months. With the mobile application, owners of cafes and pizzerias can send each visitor a variety of proposals, based on their preferences. The cost of this innovative project will depend on the features of mobile applications and the cost of its advertising and promotion.The idea of business is that the proposed introduction of innovative technologies will significantly expand the target audience and increase the competitive advantage of enterprises.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Никитина Е.А. Применение инновационных технологий в различных типах предприятий питания // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/06/55545 (дата обращения: 16.04.2024).

В настоящее время конкурентоспособность на мировом и отечественном рынках все более зависит от продукции, в основе которой лежит новое знание. И если ранее развитие и успех предприятия во многом зависели от доступа к природным ресурсам, то в теперь они нуждаются в нововведениях, науке и образовании работающих.

Сегодня вся ответственность по осуществлению инноваций ложится на плечи руководителей отдельных хозяйствующих субъектов. Однако, не только выбор и правильная оценка, но и успешная реализация инновационных проектов позволяют предприятиям занять лидирующие позиции в отрасли и обеспечивают им стабильную основу для дальнейшего роста.

Актуальность данной статьи объясняется существующей на сегодняшний день потребностью российской экономики в повышении интенсивности инновационной деятельности на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, в данном случае в сфере ресторанного бизнеса.

Маркетинг становится все более мобильным, а предложения все более клиент-ориентированными. Современные тенденции порождают новые виды взаимодействия компаний и потребителей. Одним из наиболее эффективных способов сегодня является коммуникация при помощи мобильных приложений.

По последним данным, рестораны, имеющие собственные мобильные приложения получили до 10% больше прибыли, чем до использования этого маркетингового инструмента [1 c. 82-83.].

Внедрение предложенной инновационной технологии существенно расширит целевую аудиторию и увеличит конкурентное преимущество предприятия.

Расчет стоимости мобильного приложения определяется набором функций и количеством платформ, для которых оно разрабатывается.

Как показывает практика ресторанного бизнеса, после внедрения подобного рода мероприятий приток посетителей и как следствие валовой оборот, увеличиваются в среднем на 15%.

Эффективность предложенного инновационного проекта характеризуется следующими основными показателями.

Издержки предприятий питания после внедрения инновационного проекта

И=Инач + З

где Инач –  начальные издержки предприятия

З – затраты на внедрение инновации

Валовая прибыль после внедрения инновационного проекта

В=Внач + 15%

где  Внач – валовая прибыль предприятия до внедрения инновации

15% – планируемое увеличение дохода предприятия питания

Прибыль предприятия от реализации

П=В – И

где В – Валовая прибыль после внедрения инновационного проекта

И – издержки предприятий питания после внедрения

Чистая прибыль предприятия после внедрения инновационного проекта

ЧП=П – НП

где  П – прибыль предприятия от реализации

НП – налог на прибыль (20%*П)

Для того чтобы понять целесообразно ли внедрение мобильного приложения на предприятиях общественного питания, необходимо рассчитать показатели эффективности проекта методом, основанным на дисконтированных оценках[1].

Стоимость внедряемого инновационного проекта зависит от набора функций мобильного приложения и затрат на его рекламу и продвижение. Затраты на рекламу приложения (приложение 1) планируются в течении 2 лет после запуска проекта.

Для расчета коэффициентов, которые основаны на дисконтированных оценках, используются данные текущей стоимости проекта (табл. 1 – 2). Стоимость инновационного проекта рассчитывается с учетом инфляции.[2]

Таблица 1. Расчет стоимости инновационного проекта для кафе

Год

Чистая прибыль, тыс. руб.

Значения

при r = 8,5%

при r = 9,5%

Дисконтированный множитель 1/(1+r)n

Текущая стоимость PV, тыс. руб.

Дисконтированный множитель 1/(1+r)n

Текущая стоимость PV, тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

1

1 445

0,92

1 332

0,91

1 320

2

2 291

0,85

1 946

0,83

1 911

3 736

3 278

3 231

1

1 662

0,92

1 532

0,91

1 518

2

2 508

0,85

2 130

0,83

2 092

4 170

3 662

3 610

1

1 871

0,92

1 724

0,91

1 709

2

2 716

0,85

2 308

0,83

2 266

4 587

4 032

3 974

 Таблица 2. Расчет стоимости инновационного проекта для пиццерии

Год

Чистая прибыль, тыс. руб.

Значения

при r = 8,5%

при r = 9,5%

Дисконтированный множитель 1/(1+r)n

Текущая стоимость PV, тыс. руб.

Дисконтированный множитель 1/(1+r)n

Текущая стоимость PV, тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

1

1 243

0,92

1 146

0,91

1 136

2

2 291

0,85

1 946

0,83

1 911

3 534

3 092

3 046

1

1 460

0,92

1 346

0,91

1 334

2

2 506

0,85

2 130

0,83

2 091

3 968

3 476

3 425

1

1 669

0,92

1 538

0,91

1 524

2

2 717

0,85

2 308

0,83

2 266

4 386

3 846

3 790

Оценка эффективности проекта выполняется в три этапа:

  1. Расчет исходных показателей по годам.
  2. Расчет аналитических коэффициентов
  3. Расчет индекса рентабельности

1. Для расчета исходных показателей используется итоговые экономические показатели от реализации инновационного проекта (приложение 2). В таблице приведен расчет суммарной текущей стоимости проекта (∑PV) при различных коэффициентах дисконтирования r.

Как следует из табл. 1 – 2, суммарная текущая стоимость проекта, рассчитанная для r = 8,5% составляет для кафе и пиццерии по первому варианту внедрения мобильного приложения 3 278 тыс. руб. и 3 092 тыс. руб., а для r = 9,5% – 3 231 тыс. руб. и 3 046 тыс. руб.

2. Расчет чистой текущей стоимости NVP (чистого приведенного дохода)

 NPV = Σ PV – I0

где PV – текущая  стоимость проекта (в год)

Σ PV  – суммарная текущая стоимость проекта

I0 – затратына инновации

3. Расчет индекса рентабельности

PI = Σ PV/Io

Если PI<1, то это значит, что данный вариант внедрения инновации нерентабелен. Результаты расчетов оценки эффективности инновационного проекта представлены в табл. 3.

Таблица 3. Оценка эффективности инновационного проекта

Сумма инвестиций, тыс. руб.

Тип предприятия

Чистый приведенный доход NPV, тыс. руб.

Индекс рентабельности PI

8,5

9,5

8,5

9,5

с

2

3

4

5

6

2 583

Кафе

695

648

1,27

1,25

2 041

1 621

1 568

1,79

1,77

1519

2 513

2 455

2,65

2,61

2 583

Пиццерия

509

463

1,19

1,18

2 041

1 435

1 384

1,70

1,68

1 519

2 327

2 271

2,53

2,49

Анализ табл. 3 показал, что внедрение мобильного приложения для кафе и пиццерии при затратах по всем трем предложенным вариантам рентабельно, поскольку для них индекс рентабельности PI>1 .

Дальнейший анализ эффективности инновационного проекта выполнен с использованием информации, приведенной на графиках. На графике 1 представлена зависимость чистого (с учетом инфляции) приведенного дохода предприятия NPV от увеличения численности посетителей при максимальной стоимости проектов.

  График 1. Зависимость чистого приведенного дохода предприятия (с учетом инфляции) NPV от увеличения числа посетителей при максимальной стоимости проекта

При максимальных затратах приведенный доход NPV становится положительным при росте числа посетителей для кафе более 10% и для пиццерии более 13%.

Таким образом, принятый в расчете планируемый прирост посетителей (15%), делает внедрение предложенной инновации для кафе и пиццерии экономически целесообразным, если число посетителей увеличится более чем на 10%.

Аналогичные выводы можно сделать при анализе результатов, представленных на графике 2.

График 2. Зависимость индекса рентабельности предприятия PI от увеличения числа посетителей при максимальной стоимости проекта 

Для достижения индекса рентабельности PI = 1, необходимо увеличение количества посетителей в кафе и пиццерии более, чем на 12-13%. При уровне инфляции выше 8,5% потребуется проведение дополнительных рекламных мероприятий с целью привлечения дополнительных посетителей.

Вывод

Каждый современный бизнес нуждается в дополнительном продвижении, и разработка мобильных приложений – это отличный способ увеличить известность своего заведения. Кроме того, приложение для мобильных устройств iOS и Android обеспечивает высокий уровень сервиса, что положительно сказывается на количестве клиентов.

Инновации являются важнейшим элементов повышения эффективности деятельности различных предприятий. Внедрение научных достижений и изобретений на предприятии обеспечивает постоянное обновление и улучшение выпускаемой им продукции (оказываемых услуг), применяемых технологий. Результативность способов и средств управляющего воздействия определяется классификацией инновации, классификационной схемой и ее научной обоснованностью. С рыночных позиций новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам. Классификации инноваций базируются на международных стандартах, которые охватывают новые продукты и новые процессы, а также их значительные технологические изменения. Общеприняты два типа технологических инноваций: процессная и продуктовая. Осуществление инновационных процессов на предприятии необходимы для его эффективного функционирования и успешного развития в будущем, наиболее полного удовлетворения запросов потребителей, откуда вытекают ключевые цели любого предприятия.

По своей сущности инновации предприятия представляют собой будущее отрасли. Инновации не мыслимы без государственной поддержки. В истории России государство диктовало любые изменения в сфере общественного питания, и тем стимулировало развитие отрасли и введения различных инноваций на предприятия ресторанного бизнеса. Инновации определяют будущее развитие предприятий питания и предполагают довольно значительные перемены в производстве, маркетинге и управлении предприятия.

Инновационная деятельность приобретает большое значение в современной жизни. Инновации оказывают значительное влияние на стратегию, методы и цели управления предприятий питания. Инновационная деятельность создает не только будущий облик компании, определяя ее технологии, выпускаемые продукты потенциальных потребителей, окружение, но также и основу ее конкурентной позиции и стратегической позиции на рынке.

Решающую роль в глобальной конкуренции играют именно инновации. Текущее конкурентное положение занимающих лидирующее положение в мире по объемам валовой выручки компаний достигнуто за счет применения эффективных стратегий и технологического доминирования. При этом, компании, которые пытаются занять более сильную конкурентную позицию, расходуют на исследования и разработки гораздо больше. Резкое увеличение патентной активности свидетельствует о переоценке роли знаний, как основы получения стратегического конкурентного преимущества на рынке. 

Приложение 1. Основные показатели финансово – экономической деятельности кафе и пиццерии в г. Москве за 2014 г.

Наименование показателя

Ед. изм.

Тип предприятия

Кафе

Пиццерия

1

2

3

4

Товарооборот (ВТ)

тыс.руб.

16 210

15 386

Себестоимость

тыс.руб.

6 178

6 050

Валовая прибыль

тыс.руб.

10 032

9 336

Издержки производства и обращения

тыс.руб.

7 910

7 362

Прибыль от реализации

тыс.руб.

2 122

1 974

Налог на прибыль и иные аналогичные платежи

тыс.руб.

424

395

Чистая прибыль

тыс.руб.

1 697

1 579

Средняя посещаемость

чел/день

125

145

Средний чек

руб.

1500

900

Среднегодовая численность работников

чел.

24

15

Рентабельность основной деятельности

%

7,2

10,1

 Расчет стоимости приложения

№ п/п

Характеристики мобильного приложения  для бизнеса

Варианты проекта

I

II

III

1

2

3 4 5

1

iPad

+

2

iPhone

3

iPad и iPhone

+

4

Android

+

5

Windows Phone

6

Все платформы

+

7

Стандартный интерфейс платформы

+

+

+

8

Свой интерфейс с фирменным стилем

9

Возможность работы в оффлайн

+

+

10

Синхронизация с сервером

+

+

+

11

Авторизация и регистрация:

12

Соцсети и почта

+

+

13

Почта

+

+

14

Номер телефона

+

+

+

15

Работа с мультимедиа

+

+

16

Работа с камерой

+

+

17

Геолокация и карты

+

+

+

18

Профили пользователей

+

+

19

Push-сообщения

+

+

+

20

Связь с Bluetooth-устройствами

+

+

21

Работа с уровнем GSM-сигнала

+

+

22

Оплата внутри приложения

+

+

+

23

На какой стадии разработки находится ваш проект?:

24

Есть идея

+

+

+

25

Есть макеты или ТЗ

26

Частично проработан

27

Ориентировочная стоимость проекта, руб

1057000

634000

255000

План продвижения мобильного приложения

Реклама

Период размещения

Стоимость размещения, руб.

Варианты

I

II

III

1

2

3

4

5

6

Социальные сети и форумы

 

«Вконтакте»

2 месяца

75 000

+

+

+

«Facebook»

1 месяца

85 000

+

+

«Одноклассники»

2 месяца

55 000

+

Форум 4pda.ru

1 месяц

41 000

+

+

Пресса

 

Журнал «Ресторан life»

1 месяц

89 000

+

+

Журнал «Современный ресторан»

1 месяц

90 000

+

Мобильные рекламные сети

Сайт adwords.ru

1 месяц

58 000

+

+

Сайт droider.ru

1 месяц

65 000

+

Сайт afisha.ru

1 месяц

80 000

+

+

+

Прочие способы размещения

 

Баннеры в мобильных приложениях

1 месяц

20 000

+

+

Сервис для продвижения мобильных приложений

-

90 000

+

+

Создание промо – ролика на сайте кафе

-

15 000

+

+

+

Итого, руб.

12 месяцев

 

763 000

492 000

231 000

Плановые затраты на реализацию проекта

№ п/п

Расходы на разработку МП

Расходы на рекламу

Сумма, руб.

Вариант

Вариант

I

II

III

I

II

III

1

2

3

4

5

6

7

8

1

+

 

 

+

 

 

1 820 000

2

+

 

 

 

+

 

1 549 000

3

+

 

 

 

 

+

1 288 000

4

 

+

 

+

 

 

1 397 000

5

 

+

 

 

+

 

1 126 000

6

 

+

 

 

 

+

865 000

7

 

 

+

+

 

 

1 018 000

8

 

 

+

 

+

 

747 000

9

 

 

+

 

 

+

486 000

Приложение 2. Итоговые экономические показатели от реализации инновационного проекта

Тип предприятия

Затраты на внедрение проекта по вариантам, тыс. руб.

Прирост посетителей, %

Валовая прибыль, тыс. руб.

Издержки производства и обращения, тыс. руб.

Прибыль от реализации, тыс. руб.

Чистая прибыль, тыс. руб.

Кафе

1 820

15

11 536

9 730

1 806

1 445

1 549

9 459

2 077

1 662

1 288

9 198

2 338

1 871

1 397

9 307

2 229

1 784

1 126

9 170

2 366

1 893

865

8 775

2 761

2 209

1 018

8 928

2 608

2 087

747

8 657

2 879

2 304

486

8 396

3 140

2 513

Пиццерия

1 820

15

10 736

9 182

1 554

1 243

1 549

8 911

1 825

1 460

1 288

8 650

2 086

1 669

1 397

8 759

1 977

1 582

1 126

8 622

2 114

1 691

865

8 227

2 509

2 007

1 018

8 380

2 356

1 885

747

8 109

2 627

2 101

486

7 848

2 888

2 311

[1] http://www.fa.ru/institutes/vshgu/Documents/

[2] Текущая инфляция – 8,5%; будущая инфляция – 9,5%


Библиографический список
  1. Липатова Л.П. Инвестиционные направления развития индустрии питания// Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. (Тамбов, 30 ноября 2012г.) – Тамбов, 2012.– Часть1. C. 82-83.
  2. Липатова Л.П., Никитина П.В. Влияние качества на экономическую эффективность предприятия питания.  Проблемы региональной экономики. 2014. № 26. С. 42-50.
  3. Самошков А. К., Ведмеденко Е. В. Особенности расчета экономических цен методом пограничных цен. Проблемы региональной экономики, 2014, №28, С. 25-35.

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Екатерина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация