Развитие российской Арктики необходимо во многом потому, что в этом регионе сосредоточены основные запасы ряда важнейших природных ископаемых. Но воздействие дрейфующего льда арктических морей на добывающие сооружения и транспортирующие средства создает серьёзные трудности.
Из-за затруднений СМП используется не круглый год – плавания транспортных судов на большей части трассы в настоящее время осуществляется только в летний и осенний периоды года и только на юго-западе Карского моря - круглый год. Основные пути плавания по трассе и участки с неблагоприятными условиями можно увидеть на рисунке 1.
Рисунок 1 – Основные трассы плавания по СМП. Районы с неблагоприятными ледовыми условиями показаны штриховкой
В Арктическом регионе содержится огромное количество неразработанных ресурсов – нефти и газа. Не так давно было открыто новое месторождение – «Победа». Оно содержит около 130 миллионов тонн нефти и почти 500 миллиардов кубометров газа. На сегодняшний день продолжают развитие несколько месторождений: нефтегазоконденсат «Юхаровское» на Ямале и «Приразломное» в Баренцевом море. Это стало реальным фактом роста экономической активности в Арктика, по причине того, что все месторождения к 2011 году в основном исчерпали свои ресурсы. Новые месторождения дают России возможность конкурировать по добычи нефти с нефтедобывающими странами Ближнего Востока. Можно сделать вывод о том, что Россия уже приступила к разработке арктического шельфа и тем самым открыла новую главу в истории освоения Арктики. [1]
Можно с уверенностью сказать о том, что Россия с 2005 года является лидером в Арктике. Стоит отметить также о том, что существует множество интернациональных проектов, идет активное сотрудничество с иностранными компаниями и партнерами. Российский ледокольный флот – самый крупный и мощные в мире. [2]
Основными национальными интересами России в Арктике являются:
- Использование Российской Арктики в качестве стратегической ресурсной базы, которая обеспечит решение задач социально-экономического развития страны;
- Сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества;
- Сбережение уникальных экологических систем;
- Использование СМП в качестве национальной единой транспортной коммуникации.
Действия Российской Федерации в отношении добычи ископаемых в Арктике регулируются стратегической парадигмой: важно искать разумный баланс экономики с экологией. Бережное отношение к природе региона – обязательное условие каждой из программ развития. Важно найти баланс между интересами экономики и задачей сбережения природы Арктики, который будет работать на долгосрочную перспективу. Как пример проектов по построению такого баланса можно привести очистку Земли Франца-Иосифа от скопившихся бочек с нефтепродуктами.
Итак, резюмируя выше сказанное, можно выделить следующие векторы развития экономики Российской Федерации в Арктике:
- Разумный баланс экономики с экологий, бережное отношение к природе;
- Создание системы предупреждения, мониторинга и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- Продолжение развития арктического шельфа, поддержка и открытие месторождений; Добыча ископаемых;
- Заключение стратегически важных соглашений российских компаний с ведущими нефтяными корпорациями. Обмен опытом – переход от противостояния к солидарности;
- Сохранение конкурентоспособного состояния РФ на углеводородном рынке, обеспечение энергетически безопасного развития национальной экономики и социальной сферы;
- Продолжение развития СМП, увеличение объёма перевозок;
- Формирование современной инфраструктуры Арктической транспортной системы, интеграция СМП с другими видами транспорта;
- Обновление полярной авиации и российского ледокольного флота, развитие систем связи, навигации и гидрографии;
- Укрепление статуса одной из ведущих морских держав мира: военное развитие, развитие оборонной отрасли.
Учет рисков при изменениях климата крайне важен в отраслях добычи полезных ископаемых, морского судоходства, инфраструктуры в Российской Арктике, чтобы минимизировать возникающие потери от возможных угроз. [3, 4]
Таблица 1 – Минимизация потерь с учётом рисков при изменениях климата в некоторых отраслях экономики
Отрасль экономики |
Возможные угрозы |
Минимизация потерь |
Добыча полезных ископаемых |
1. Рост числа аварий оборудования морских сооружений на арктическом шельфе из-за резких перепадов температуры и усиления опасных гидрометеорологических явлений.
2. Увеличение высоты ветровых волн, появление обломков айсбергов от деградирующих ледников на арктических островах – представляют опасность для добывающих сооружений и транспортных средств. |
1. Пересмотр строительных норм и правил для морских сооружений в шельфовой зоне с учётом наблюдаемых и прогнозируемых изменений климатических параметров.
2. Создание специальных служб контроля ледовой опасности в акваториях СЛО. Учёт динамики высоты волн, ледовой активности при проектировании нефтяных платформ и других сооружений, обеспечения безопасности транспортировки. |
Морское судоходство |
3. Нарушение транспортного сообщения, включая морское судоходство, из-за увеличения частоты и интенсивности аномальных погодных явлений.
4. Вероятность формирования сложных ледовых условий на трассах Севморпути. 5. Сокращение возможностей и периода для доставки грузов в труднодоступные районы по зимним автомобильным трассам, проложенным по замерзшим руслам, из-за изменения в сроках и процессах замерзания и вскрытия рек и водоёмов. |
3. Совершенствование современных систем прогностического обеспечения морской деятельности, динамики гидрометеорологических характеристик. Создание эффективных локальных систем гидрометеорологического обеспечения.
4. Эксплуатация судов усиленного ледового класса, строительство новых ледоколов. 5. Повышение качества мониторинга и прогнозирования климатических изменений, погодных условий на реках и водоёмах Севера. Совершенствование системы оперативного доведения погодно-климатической информации до потребителя. |
Инфраструктура |
6. Появление рисков в эксплуатации транспортной системы, ЖКХ, зданий и сооружений, их разрушение из-за подвижек грунта в зонах таяния вечной мерзлоты.
7. Высокая степень геокриологической опасности для инженерных сооружений, при прокладке магистральных трубопроводов и др. 8. Нарушение инфраструктуры прибрежных территорий вследствие природных аномалий, усиления штормовой активности, эрозии берегов, поднятия уровня моря. |
6. Разработка и внедрение новых технических норм, регламентов, инновационных технологий при строительстве инфраструктурных сооружений с учетом изменений климатических условий.
7. Проведение оценки геокриологического риска в отношении имеющихся на территории региона инфраструктурных объектов. 8. В случае высокой степени угроз производить реконструкцию или перенос объектов инфраструктуры из опасной зоны. |
Изменения климата, несомненно, касаются всех сфер жизнедеятельности населения, проживающего в Арктической зоне Российской Федерации, проблем сохранения окружающей среды. Необходимо постоянное внимание к строительству и функционированию объектов арктической инфраструктуры, в том числе в социальной сфере, включая жильё, жилищно-коммунальное хозяйство, создавая комфортные условия жизни для человека в Арктике с учетом того, что преобладающая часть населения проживает в северных городах. Специальных мер поддержки требуют вопросы обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера в условиях изменений климата.
Библиографический список
- Лукин Ю.Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире, монография, Архангельск, 2012
- Барсукова Е. “Арктика наша: Россия готова к покорению севера”, “Экономика сегодня” [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rueconomics.ru/53021-arktika-nasha-rossiya-gotova-k-pokoreniyu-severa/ (Дата обращения: 20.04.2015)
- Сибиряков А.М. К вопросу о Северном морском пути. – М., 2003
- Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения безопасности на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgireq=doc;base=LAW;n=142561 (Дата обращения 06.10.2013)
- Антипин А.Л., Зеленина Л.И Прогнозирование и последствия изменения площади льда в Арктике // Экономика и социум-2014. - №4(13) URL:http://iupr.ru/sovremennye_nauki_i_obrazovanie__4_13__2014g_/ (дата обращения: 26.01.2015).
- Маковеев Р.Е., Зеленина Л.И. Исследование состояния ледового покрытия Арктического региона// Исследования в области естественных наук. 2015. № 1 (37) [Электронный ресурс]. URL: http://science.snauka.ru/2015/01/8929 (дата обращения: 26.01.2015).
- Антипин А.Л., Зеленина Л.И. Льды Арктики: мониторинг и меры адаптации // Арктика и Север. 2015. № 18. С. 122-130.
- Маковеев Р.Е., Зеленина Л.И. Анализ коэффициента ледового покрытия Арктического региона// Современная техника и технологии. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/04/5763 (дата обращения: 19.04.2015).