ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬЮ И УСПЕВАЕМОСТЬЮ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Былинкина Мария Владимировна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
студентка 2 курса факультета бизнес-информатики

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию зависимости коммуникативных способностей и успеваемости у студентов университета на примере студентов национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Ключевые слова: исследование, коммуникабельность, связь, студенты, университет, успеваемость


THE SOCIABILITY AND ACADEMIC PERFORMANCE RELATIONSHIP OF UNIVERSITY STUDENTS

Bylinkina Maria Vladimirovna
National Research University “Higher School of Economics”
A second year student of business-informatics faculty

Abstract
This article is devoted to the research of communication skills and academic performance relationship of university students with National Research University “Higher School of Economics” students as an audience under consideration.

Keywords: academic performance, connection, research, sociability, students, university


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Былинкина М.В. Зависимость между коммуникабельностью и успеваемостью у студентов университета // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/06/54501 (дата обращения: 18.04.2024).

Успешность обучения студента в ВУЗе зависит от многих факторов. К примеру, таких, как качество образовательного процесса, наличие необходимых учебных материалов, а также непосредственно способностей и желаний самого учащегося.

Не поᴄᴫеднее место в списке факторов, влияющих на успеваемость, занимает уровень коммуникабельности. В связи с этим, начиная с 90-х годов прошлого века, в системе педагогического образования появилось такое понятие, как «коммуникативная компетентность», которое становится предметом специального всестороннего исследования [1].

В данной работе будет определено, существует ли связь между уровнем коммуникабельности и успеваемостью среди студентов, а также то, как она проявляется, ведь на сегодняшний день в сфере образования студентам требуется умение работать в команде, зачастую разнородной, проявляя при этом коммуникабельность, толерантность, навыки самоорганизации, умение самостоятельно ставить цели и достигать их.

Предполагается, что зависимость между коммуникабельностью и успеваемостью должна быть обратная и двусторонняя – чем выше уровень коммуникативных способностей, тем ниже успеваемость. И наоборот, чем выше успеваемость, тем ниже уровень коммуникабельности.

Что же понимается под «успеваемостью»? Словарь русского языка С.И. Ожегова дает такое определение: «Успеваемость – степень успешности усвоения учебных предметов учащимися» [2].

Таким образом, успеваемость в ВУЗе отражает степень усвоения объема знаний,  навыков, умений, установленных стандартами высшего образования, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности.

Необходимо отметить, что успеваемость находит свое выражение в оценочных баллах. Сравнительные данные отметок по отдельным предметам характеризуют систему обучения студентов и университет в целом. Высокая успеваемость учащихся достигается системой дидактических и воспитательных средств, оптимальной организацией учебной деятельности.

В данном исследовании уровень успеваемости студентов будет определяться их положением в рейтинге успеваемости (место в начале (первые 30%), середине (следующие 40%), и конце (последние 30%) рейтинга).

Теперь перейдем к понятию коммуникабельности. Коммуникабельность – термин, широко используемый в повседневной жизни для обозначения определенного типа поведения. Человека обычно характеризуют коммуникабельным, если он легко и непринужденно вступает в общение с другими людьми, умело его поддерживает и своим поведением побуждает других людей к общению. Эта природная особенность относится к социально одобряемым качествам.

Коммуникабельность как компетенция или способность, позволяющая успешно выполнять деятельность, может быть диагностирована при помощи различных методов: интервью, кейсов, тестов.

В данном исследовании было решено использовать тест В.Ф. Ряховского, предоставляющий возможность определить уровень коммуникабельности каждого испытуемого. Тест классифицирует испытуемых по семи уровням коммуникабельности, к которым относятся:

  • явная некоммуникабельность – неприспособленность к работе в коллективе, что указывает на низкий уровень социализации;
  • замкнутость – неразговорчивость, предпочтительность одиночества;
  • в известной степени общительность – в незнакомой обстановке чувствует себя вполне комфортно, но в спорах и диспутах участвует неохотно;
  • нормальная коммуникабельность – любознательность, интерес к собеседнику, терпеливость в общении с другими, отстаивание своей точки зрения без вспыльчивости;
  • весьма значительная общительность (порой может быть сверх нормы) – любопытность, разговорчивость, любит высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих, охотно знакомится с новыми людьми;
  • «рубаха-парень»– общительность бьет ключом, всегда в курсе всех дел, любит принимать участие во всех дискуссиях, больше на несерьезные темы;
  • коммуникабельность болезненного характера– говорлив, многословен, вмешивается в дела, к которым не имеет никакого отношения, берется судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентен, часто бывает причиной разного рода конфликтов в своем окружении.

В проводимом исследовании принимало участие 29 студентов НИУ ВШЭ Пермь, обучающихся на разных факультетах. Для получения сопоставимых результатов психологическое тестирование проводили в условиях, одинаковых для всех – проводился устный опрос, где каждому опрашиваемому лично задавались вопросы из методики.

Методика содержит 16 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да», «нет» или «иногда». Время выполнения методики 5–10 минут. При этом отдельно определяется уровень коммуникабельности человека при подсчете количества очков, где «да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» – 0 очков. После подсчета по классификатору определяется уровень коммуникабельности и категория, к которой относится испытуемый.

В результате исследования получилась статистика распределения студентов по уровню коммуникабельности, представленная на рисунке 1.

Рисунок 1. Общее распределение опрошенных студентов по уровням коммуникабельности

По графику можно видеть, что у студентов в значительной степени преобладают средний (нормальный) уровень коммуникативных способностей и уровень выше среднего. Студенты с остальными уровнями, за исключением наиболее высокого, также присутствуют в статистике, однако в гораздо меньшем количестве.

Теперь рассмотрим успеваемость опрошенных. Как уже было указано ранее, по уровню успеваемости студенты были разделены на три группы:

  • Группа с высоким уровнем успеваемости (отличники) из начала рейтинга.
  • Группа со средним уровнем успеваемости (хорошисты) из середины рейтинга.
  • Группа с низким уровнем успеваемости (троечники) из конца рейтинга.

По уровню успеваемости опрошенные распределились следующим образом (см. таблицу 1).

Таблица 1. Распределение опрошенных по уровню успеваемости

По таблице можно видеть, что в распределении опрошенных соблюдается соотношение 25/50/25 – 25% студентов имеют высокие результаты, 50% – средние результаты, и еще 25% имеют низкие результаты.

Для определения взаимосвязи успеваемости студентов и их коммуникативных способностей была проведена корреляция между уровнем успеваемости студентов и уровнем их коммуникабельности (см. рисунки 2,3,4).

Рисунок 2. Распределение студентов с высокой успеваемостью по уровням коммуникабельности

Рисунок 3. Распределение студентов со средней успеваемостью по уровням коммуникабельности

Рисунок 4. Распределение студентов с низкой успеваемостью по уровням коммуникабельности

Как видно по представленным графикам, во всех группах успеваемости, как и в общем распределении, преобладают студенты со средним уровнем коммуникативных способностей, либо с уровнем выше среднего. Можно ли из этого сделать вывод, что зависимость между успеваемостью и коммуникабельностью не просматривается в группе опрошенных? Если да, то что же тогда делать с выдвинутой ранее гипотезой об обратной связи двух характеристик?

При анализе полученной статистики все-таки напрашивается вывод, что у рассматриваемой группы опрошенных студентов какой-то общей и однозначной зависимости между успеваемостью и коммуникабельностью нет. Для каждого студента эта зависимость будет своя, потому что на нее влияют различные факторы, такие как уверенность студента в себе, его способности к обучению и другие.

Так, например, робкому и неуверенному в себе студенту с низким уровнем коммуникативных способностей тяжело ориентироваться в коллективе, просить помощи у одногруппников и, соответственно, такой студент скорее всего будет показывать низкие результаты в учебе. Другой же студент с низкой коммуникабельностью не будет тратить свое время на общение с одногруппниками и сможет полностью погрузиться в учебный процесс, показывая высокие результаты и оказываясь в топе рейтинга.

В рассмотренном примере на зависимость между коммуникабельностью и успеваемостью влияет такой фактор, как внутренняя сила характера студента и его уверенность в себе и своих возможностях.

Но почему же была выдвинута гипотеза о явной взаимосвязи коммуникабельности и успеваемости студентов? Перед проведением исследования были изучены подобные исследования на эту тему. Так, в работе «Влияние успеваемости школьника на его положение в системе межличностных отношений класса» [5], в ходе проведения психологического исследования была выявлена обратная зависимость двух рассматриваемых характеристику школьников определенного возраста: для хорошо успевающих школьников успеваемость является барьером для раскрытия личности, так как другие школьники выделяют отличников и впоследствии обособляются от них.

Вывод об обратной зависимости хорош для школьников, так как все ученики разнонаправлены в своих интересах, поэтому их распределение по уровням коммуникабельности оказывается широким. Однако для студентов университета, особенно профильного университета, такого как НИУ ВШЭ, очень важным является поддержание определенного среднего уровня коммуникабельности, поэтому в результате исследования так и вышло, что большинство студентов находится на этом уровне, из-за чего какую-либо общую зависимость между успеваемостью и коммуникабельностью проследить становится невозможно.

Таким образом, выдвинутая гипотеза о наличии обратной зависимости не подтверждается для исследуемых студентов.


Библиографический список
  1. Заброцкий М.М. Коммуникативная компетентность учителя: сущность и пути формирования. –  Киев, 2000. –450 с.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. –  М.: Аз, 2008.  – 987 с.
  3. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://www.psylib.org.ua/books/sarjv01/index.htm [Проверено 01.06.2015].
  4. Коммуникативная компетентность//Описание диагностического материала для изучения личностных особенностей коммуникативной компетентности[Электронный ресурс] [Режим доступа: http://russalinnie.narod.ru/methodiks.html [Проверено 01.06.2015].
  5. Влияние успеваемости школьника на его положение в системе межличностных отношений [Электронный ресурс][Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=554882Проверено 01.06.2015].


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Былинкина Мария Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация