Финансовая дисциплина – это обязательный для юридических лиц и должностных субъектов управления порядок осуществления финансовой деятельности, основанный на соблюдении уставной деятельности, трудовой, договорной, расчетной и платежной дисциплины. Финансовая дисциплина – необходимое условие финансовой стабильности государства и предприятий [1].
В рамках государства слабая финансовая дисциплина отдельных предприятий и секторов может сказаться на налоговых поступлениях в бюджет, тем самым обеспечив недостаточную его устойчивость. Кроме того, без стабильности в части государственных доходов и расходов невозможно сформировать долгосрочную экономическую политику государства, рассчитать проекты, требующие непосредственного и продолжительного финансового участия официальных органов.
По итогам 2014 года в Российской Федерации сумма просроченных платежей в бюджет составляла 328587 млн. руб., это составляет всего 2,63% от всех уплаченных налогов. Размер является некритичным, тем более, что в последующем некоторый объем задолженности будет урегулирован. Однако, с другой стороны, 2,63% бюджета могли бы в будущих периодах обеспечить больший экономический рост [5-8].
Сделав подробный анализ, мы выделили по три отрасли с худшим положением дел (таблица 1). Все процентные данные приведены из расчета отношения недоимки к общему объему выплат по видам экономической деятельности. Столбец 1 соответствует наибольшей доле, 2 – второй по размеру недоимки, 3 – третий по размеру:
Таблица 1 – Отношение недоимки к общему объему выплат по видам экономической деятельности
Налоги |
1 |
% |
2 |
% |
3 |
% |
Налог на прибыль | Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 16,07 | Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 11,35 | Строительство | 11,29 |
НДС | Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 22,78 | Строительство | 9,80 | Обрабатывающие производства | 6,09 |
Акцизы | Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 10,12 | Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 9,45 | Гостиницы и рестораны | 3,93 |
Платежи за пользование природными ресурсами | Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 37,60 | Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 11,22 | Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 10,25 |
Налог на добычу полезных ископаемых | Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 12,84 | ||||
Региональные налоги и сборы | Рыболовство, рыбоводство | 20,89 | Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 16,74 | Строительство | 8,17 |
Местные налоги и сборы | Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 22,72 | Оптовая и розничная торговля | 11,88 | Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 6,95 |
Налоги по специальным налоговым режимам | Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 9,96 | Строительство | 10,37 | Оптовая и розничная торговля | 5,99 |
Источник: рассчитано по данным [7],[8]
Из таблицы видно, что наибольшее соотношение зачастую наблюдается в следующих видах деятельности:
- Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
- Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
- Строительство
При этом в сельском строительстве ситуация удручающая: по каждому виду налогов, кроме НДС доля недоимки превышает 9,45%, а по местным налогам и сборам доходит до 22,72%. Обрабатывающие производства составляли 10,25% недоимки по платежам за пользование природных ресурсов и 9,96% по специальным налогам. Оптовая и розничная торговля – 22,78% по НДС и 11,88% по местным налогам и сборам [2]
Однако для более полной картины необходим еще и структурный анализ недоимки по налогам. Ниже представлены результаты данного анализа в таблице 2. По аналогии с таблицей 1 было выделено три наиболее проблемных вида деятельности (столбец 1 соответствует наибольшей доле, 2 – второй по размеру недоимки, 3 – третий по размеру). Расчет производился путем деления недоимки по виду деятельности на суммарную недоимку налога в экономике в целом:
Таблица 2 – Отношение недоимки по виду деятельности к суммарной недоимке по налогам в экономике
Налоги |
1 |
% |
2 |
% |
3 |
% |
Налог на прибыль организаций | Оптовая и розничная торговля |
39,32 |
Строительство |
19,77 |
Обрабатывающие производства |
12,47 |
НДС | Оптовая и розничная торговля |
36,46 |
Строительство |
16,83 |
Обрабатывающие производства |
16,49 |
Региональные налоги и сборы | Обрабатывающие производства |
22,30 |
Оптовая и розничная торговля |
17,44 |
Транспорт и связь |
12,65 |
Местные налоги и сборы | Обрабатывающие производства |
21,28 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
19,18 |
Оптовая и розничная торговля |
18,88 |
Налоги по специальным налоговым режимам | Оптовая и розничная торговля |
45,03 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
16,58 |
Строительство |
8,85 |
Источник: рассчитано по данным [7],[8]
Как можно заметить, в таблице представлены не все виды налогов, так как по недостающим налогам не было замечено критичных значений ни в одном виде деятельности.
Наибольший объем недоимки пришелся на три вида деятельности:
- Оптовая и розничная торговля
- Обрабатывающие производства
- Строительство
Оптовая и розничная торговля и обрабатывающие производства характеризуются как отрасли со слабой финансовой дисциплиной касаемо расчетов между предприятиями [2-4]. В результате стали видны проблемы данных отраслей в части расчетов с государством. Таким образом, можно утверждать, что наибольшие проблемы с финансовой дисциплиной испытывают оптовая и розничная торговля и обрабатывающие производства.
Кроме того, видно, что в строительство тоже является проблемной отраслью – как по отношению к сумме выплат по виду деятельности, так и по доле недоимки вида деятельности к общей сумме недоимки по отдельным налогам, строительство зачастую попадает в группу «плохих» отраслей.
Результатом данного исследования стало четкое понимание, в каких областях экономики нашей страны наблюдаются проблемы с финансовой дисциплиной.
На наш взгляд, рационально применять к данным отраслям более строгие меры, активно отслеживать финансовые потоки в них, при этом, возможно, оценив их налоговую нагрузку и пересмотрев регламенты в части отчислений в бюджет.
Приведем ряд мер, которые могут решить вопрос финансовой дисциплины в выделенных нами отраслях:
- Ужесточение режима отслеживания задержек и нарушений при оплате между контрагентами
- Формирование на уровне государства системы штрафов/бонусов за несвоевременную/своевременную оплату сделок и налогов
- Поощрение формирования специализированных служб на предприятиях, занимающихся отслеживанием состояния финансовой дисциплины
- Понижение общей экономической нестабильности и повышение прозрачности экономической и политической систем.
Библиографический список
- Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ.ред. А.Г. Грязновой. 2002.
- Баловнева А. А. Финансовая дисциплина на предприятиях Российской Федерации / А. А. Баловнева // Контроль и надзор в финансовой системе для предупреждения очередного кризиса: сб. науч. трудов. – Под. ред. А. Ю. Рыманова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ. – 2014. – C. 40-44.
- Платежные и расчетные системы : ПРС / Центр. банк Рос. Федерации. – Москва : ЦБ РФ. Вып. 40 : Общие принципы развития программ государственных платежей : международный опыт. – 2013. – 66 с.
- Платежные и расчетные системы : ПРС / Центр. банк Рос. Федерации. – Москва : ЦБ РФ. Вып. 41 : Национальная платежная система в 2012 году : анализ и статистика. – 2013. – 112 с.
- Рыманов А.Ю. Налогообложение и поддержка товаропроизводителей //Экономист. 2011. № 9. С. 90-92.
- Рыманов А.Ю. Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей: региональные сопоставления //Экономист. 2009. № 1. С. 72-74.
- Отчет по форме №1-НМ по состоянию на 01.01.2015. Сайт Федеральной налоговой службы. Электронный ресурс. Режим доступа – URL: http://www.nalog.ru/rn54/related_activities/statistics_and_analytics/forms/4621635/
- Отчет по форме №4-НОМ по состоянию на 01.01.2015. Сайт Федеральной налоговой службы. Электронный ресурс. Режим доступа – URL: http://www.nalog.ru/rn54/related_activities/statistics_and_analytics/forms/5318035/