Современная наука обладает вспомогательными техническими возможностями, о которых еще несколько десятилетий назад ученые не могли и мечтать. Даже наличие компьютера и только современного текстового редактора, позволяет оптимизировать работу по изложению материалов исследования и основное внимание уделить самому эксперименту.
Представление большого числа научных материалов в электронном виде, например, в различных электронных научных библиотеках, позволяет быстро получать доступ к самым передовым исследованиям и научным результатам. На ряду с позитивными последствиями таких возможностей, появляется и искушение заимствования и присвоения себе авторских результатов. Таким образом, актуальной становится проблема защиты от научного плагиата.
Плагиат – выдача чужого произведения за своё или незаконная публикация чужого произведения под своим именем, присвоение авторства. [1]
Достаточно эффективным средством борьбы в этом случае могут оказаться программы и сервисы «антиплагиат». Сейчас их существует большое количество, и они предоставляют, как платные, так и бесплатные услуги по проверке текстов на наличие заимствований. Главным предназначением данных систем и сервисов является выявление степени самостоятельности авторов при создании текстов. Такое исследование нужно обычно при проверке курсовых, квалификационных работ и рефератов учащихся, а также статей и научных работ более высокого класса для различных групп научных работников [2].
Обратим внимание на то, какова сегодня степень заимствования у современных исследователей и попробуем выделить существующие тенденции. В качестве рассматриваемой группы исследователей, выберем студентов старших курсов и проанализируем их выпускные квалификационные работы.
Задачи, подлежащие решению в ходе исследования.
- Определить исходный уровень заимствований студентов в выпускных квалификационных работах.
- Установить причины наличия разных уровней заимствования [3].
Эксперимент проводился на базе кафедры информатики Смоленского государственного университета. В эксперименте принимали участие 38 выпускных квалификационных работ студентов физико-математического факультета специальностей «Математика и информатика», «Физика и информатика» и «Прикладная математика и информатика» с 2009 по 2014 годы выпуска.
Для установления исходного уровня заимствований выпускные квалификационные работы были проверены интернет-сервисом «Антиплагиат», предоставляющим своим пользователям комплекс услуг, в совокупности предлагающий способ анализа текстовых документов на присутствие заимствований и степень оригинальности [4].
По результатам констатирующего этапа эксперимента были выделены три уровня заимствований:
– высокий (50 – 100%),
– средний (30% – 50%),
– низкий (менее 30%).
Результаты исследования по определению уровня заимствований у студентов в выпускных квалификационных работах представлены в таблице 1 и диаграмме 1.
Таблица 1. Результаты исследования по определению уровня заимствований у студентов в выпускных квалификационных работах (%)
Низкий |
Средний уровень |
Высокий уровень |
37 |
39 |
24 |
Диаграмма 1. Результаты исследования по определению уровня заимствований у студентов в выпускных квалификационных работах (%)
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Самые высокие значения у низкого и среднего уровня заимствований студентами при написании выпускных квалификационных работ. Это обусловлено тем, что рассматриваемые работы имеют техническую специфику, т.е. содержат ощутимое число формул, схем и изображений которые не распознаются интернет-сервисом «Антиплагиат». На наш взгляд, интересными для сравнения были бы данные по соответствующим работам в гуманитарном направлении. Предположительно они имели бы более высокий уровень заимствований[5].
2. Значительные показатели у высокого уровня заимствований обусловлены, на наш взгляд, отсутствием обязательных специальных технических мер по проверке, анализу и предотвращению заимствований студентами при написании выпускных квалификационных работ [6], а также тем, что большинство студентов не планируют заниматься наукой, и рассматривают защиту квалификационной работы как итоговый этап.
Качественный анализ результатов исследования позволяет заключить, что в более чем половине работ имеется значительная доля заимствований. Однако в каждом конкретном случае необходимо определять вид заимствований. Поскольку заимствованием могут быть, например, цитаты, которые допустимы в научной работе [7]. Следовательно, различные программные продукты и интернет-сервисы по проверке текстов на заимствования могут служить преподавателю лишь дополнительным сигналом для более тщательной проверки.
Библиографический список
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под редакцией Н. Ю. Шведовой. Москва: «Русский язык». 1989.
- Тимофеева Т.И. Проблема научного плагиата и эффективность методов борьбы с ним // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/09/38341 (дата обращения: 04.02.2015).
- Козлов С.В. Педагогическое проектирование индивидуального тестирования в личностно ориентированной обучающей системе: дисс.канд. пед. наук. -Смоленск, 2006.
- http://www.antiplagiat.ru/ – Интернет-сервис «Антиплагиат».
- Баженов Р.И. О применении балльно-рейтинговой системы для оценивания курсовых работ по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии»//Приволжский научный вестник. 2014. № 5 (33). С. 135-138.
- Быков А.А. Особенности формирования информационной компетентности студентов строительных специальностей на базе подготовки в классическом университете/А.А. Быков, Н.М. Тимофеева//Фундаментальные исследования. 2014. № 5-2. С. 341-344.
- Баженов Р. И. Методические рекомендации для выполнения курсовой работы по дисциплине «Теория автоматов». Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2008. 20 с.