ПРОБЛЕМА ЗАИМСТВОВАНИЙ В СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Киселева Ольга Михайловна1, Тимофеева Татьяна Игоревна2
1Смоленский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент
2Смоленский государственный университет, студент

Аннотация
В статье рассматривается проблема заимствования научных текстов, виды незаконных заимствований и эффективность некоторых методов борьбы с ними.

Ключевые слова: информационные технологии, информация, плагиат


THE PROBLEM OF PLAGIARISM IN STUDENT RESEARCH

Kiseleva Olga Mikhailovna1, Timofeeva Tatiana Igorevna2
1Smolensk State University, Ph.D., assistant professor of informatics
2Smolensk State University, student

Abstract
The article considers the problem of borrowing scientific texts, illegal adoptions and the effectiveness of some methods of combating them.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Киселева О.М., Тимофеева Т.И. Проблема заимствований в студенческих научных исследованиях // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/06/50182 (дата обращения: 06.11.2024).

Современная наука обладает вспомогательными техническими возможностями, о которых еще несколько десятилетий назад ученые не могли и мечтать. Даже наличие компьютера и только современного текстового редактора, позволяет оптимизировать работу по изложению материалов исследования и основное внимание уделить самому эксперименту.

Представление большого числа научных материалов в электронном виде, например, в различных электронных научных библиотеках, позволяет быстро получать доступ к самым передовым исследованиям и научным результатам. На ряду с позитивными последствиями таких возможностей, появляется и искушение заимствования и присвоения себе авторских результатов. Таким образом, актуальной становится проблема защиты от научного плагиата.

Плагиат – выдача чужого произведения за своё или незаконная публикация чужого произведения под своим именем, присвоение авторства. [1]

Достаточно эффективным средством борьбы в этом случае могут оказаться программы и сервисы «антиплагиат». Сейчас их существует большое количество, и они предоставляют, как платные, так и бесплатные услуги по проверке текстов на наличие заимствований. Главным предназначением данных систем и сервисов является выявление степени самостоятельности авторов при создании текстов. Такое исследование нужно обычно при проверке курсовых, квалификационных работ и рефератов учащихся, а также статей и научных работ более высокого класса для различных групп научных работников [2].

Обратим внимание на то, какова сегодня степень заимствования у современных исследователей и попробуем выделить существующие тенденции. В качестве рассматриваемой группы исследователей, выберем студентов старших курсов и проанализируем их выпускные квалификационные работы.

Задачи, подлежащие решению в ходе исследования.

  1. Определить исходный уровень заимствований студентов в выпускных квалификационных работах.
  2. Установить причины наличия разных уровней заимствования [3].

Эксперимент проводился на базе кафедры информатики Смоленского государственного университета. В эксперименте принимали участие 38 выпускных квалификационных работ студентов физико-математического факультета специальностей «Математика и информатика», «Физика и информатика» и «Прикладная математика и информатика» с 2009 по 2014 годы выпуска.

Для установления исходного уровня заимствований выпускные квалификационные работы были проверены интернет-сервисом «Антиплагиат», предоставляющим своим пользователям комплекс услуг, в совокупности предлагающий способ анализа текстовых документов на присутствие заимствований и степень оригинальности [4].

По результатам констатирующего этапа эксперимента были выделены три уровня заимствований:

– высокий (50 – 100%),

– средний (30% – 50%),

– низкий (менее 30%).

Результаты исследования по определению уровня заимствований у студентов в выпускных квалификационных работах представлены в таблице 1 и диаграмме 1.

Таблица 1. Результаты исследования по определению уровня заимствований у студентов в выпускных квалификационных работах (%)

Низкий
уровень

Средний уровень

Высокий уровень

37

39

24

 Диаграмма 1. Результаты исследования по определению уровня заимствований у студентов в выпускных квалификационных работах (%)

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Самые высокие значения у низкого и среднего уровня заимствований студентами при написании выпускных квалификационных работ. Это обусловлено тем, что рассматриваемые работы имеют техническую специфику, т.е. содержат ощутимое число формул, схем и изображений которые не распознаются интернет-сервисом «Антиплагиат». На наш взгляд, интересными для сравнения были бы данные по соответствующим работам в гуманитарном направлении. Предположительно они имели бы более высокий уровень заимствований[5].

2. Значительные показатели у высокого уровня заимствований обусловлены, на наш взгляд, отсутствием обязательных специальных технических мер по проверке, анализу и предотвращению заимствований студентами при написании выпускных квалификационных работ [6], а также тем, что большинство студентов не планируют заниматься наукой, и рассматривают защиту квалификационной работы как итоговый этап.

Качественный анализ результатов исследования позволяет заключить, что в более чем половине работ имеется значительная доля заимствований. Однако в каждом конкретном случае необходимо определять вид заимствований. Поскольку заимствованием могут быть, например, цитаты, которые допустимы в научной работе [7]. Следовательно, различные программные продукты и интернет-сервисы по проверке текстов на заимствования могут служить преподавателю лишь дополнительным сигналом для более тщательной проверки.


Библиографический список
  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под редакцией Н. Ю. Шведовой. Москва: «Русский язык». 1989.
  2. Тимофеева Т.И. Проблема научного плагиата и эффективность методов борьбы с ним // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/09/38341 (дата обращения: 04.02.2015).
  3. Козлов С.В. Педагогическое проектирование индивидуального тестирования в личностно ориентированной обучающей системе: дисс.канд. пед. наук. -Смоленск, 2006.
  4. http://www.antiplagiat.ru/ – Интернет-сервис «Антиплагиат».
  5. Баженов Р.И. О применении балльно-рейтинговой системы для оценивания курсовых работ по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии»//Приволжский научный вестник. 2014. № 5 (33). С. 135-138.
  6. Быков А.А. Особенности формирования информационной компетентности студентов строительных специальностей на базе подготовки в классическом университете/А.А. Быков, Н.М. Тимофеева//Фундаментальные исследования. 2014. № 5-2. С. 341-344.
  7. Баженов Р. И. Методические рекомендации для выполнения курсовой работы по дисциплине «Теория автоматов». Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2008. 20 с.


Все статьи автора «СмолГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: