ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАЛОГО ПАРКА. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Ефимова Татьяна Борисовна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
старший преподаватель кафедры Основ архитектурного проектирования

Аннотация
Данная статья посвящена методике учебной проектной работы, способной помочь студенту в раскрытии творческого потенциала. Данная методика во время учебного проектирования позволяет студенту получить выразительный и многообразный эскизный ряд, прочувствовать и осмыслить проектируемое пространство, сопоставить масштабность и выявить взаимосвязь с городской средой.

Ключевые слова: малый парк, парк, покет- парк, проектирование парка, учебное проектирование


DESIGN FEATURES OF THE SMALL PARK. GUIDELINES FOR THE DEVELOPMENT OF THE TRAINING PROJECT

Efimova Tatiana Borisovna
Penza state University of architecture and construction
senior lecturer, at the Department of fundamentals of architectural design

Abstract
This article deals with the methodology of learning design work, as a student, assist the student in discovering creative potential. This technique during the study design in the initial stages of project work allows students to develop expressive and diverse conceptual row, to feel and think about space, to map the scale and to identify its relationship with the urban environment.

Keywords: a study design, pocket Park, small Park, the design of the Park


Рубрика: 18.00.00 АРХИТЕКТУРА

Библиографическая ссылка на статью:
Ефимова Т.Б. Особенности проектирования малого парка. Методические рекомендации по разработке учебного проекта // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/05/53530 (дата обращения: 16.03.2024).

Парк – один из важных объектов городского зеленого строительства, ведущий элемент городской системы озеленения.

Парк– это зеленый массив, размещенный в городской черте, по размеру и качеству среды, способствующий созданию комфортных условий для рекреации (отдыха и оздоровления) населения. Основная задача проектирования парка – это создание обстановки, способствующей отдыху и контрастной привычной городской среде.

Структура и планировка парка определяется назначением и местоположением в городской структуре, рельефом, характером используемых архитектурных форм и зеленых насаждений.

Существует следующая классификация парков.

1. По функциональному назначению – городские парки культуры и отдыха, детские, спортивные, курортные, мемориальные.

2. По месту в городской системе озеленения – общегородские, районные, микрорайонные, малые парки и сады, загородные.

3. По природным условиям – гидропарки, лугопарки, лесопарки, горные, террасные.

В соответствии с учебным планом, в рамках дисциплины «Градостроительное проектирование» требуется запроектировать малый парк (покет- парк).

Покет от английского pocket – карман.

Основная функция покет- парка – рекреационная, парк предназначен для кратковременного отдыха горожан.

Работу над проектом целесообразно разделить на четыре основных этапа:

  1. Знакомство с заданием на проектирование. Основные определения и понятия.
  2. Поиск архитектурной идеи. Разработка эскизного ряда.
  3. Разработка архитектурного решения парка.
  4. Оформление проекта.

Знакомство с заданием.

Основной задачей первого этапа работы над проектом является формирование общих представлений об объекте.

Выявление основных требований к проектной разработке основывается на знакомстве с общей теорией паркостроения и особенностями проектирования малых парков. Проводится анализ существующей отечественной и зарубежной практики строительства городских малых парков и садов. Проводится анализ конкретной городской ситуации выбранной для размещения проектируемого объекта. Выполняются упражнения, развивающие воображение, помогающие более плодотворному поиску идеи.

В данном разделе предлагаются для выполнения следующие упражнения.

Упражнение 1. Клаузура на тему «Парк» («Парк Архитектора», «Студенческий парк»).

Работа выполняется на формате А4 в клаузурной графике, соответствующими инструментами и материалами.

Упражнение 2. Работа выполняется на листах кальки формата А4, в линейной графике. В задании за основу используется предыдущее упражнение 1.

Каждый лист кальки представляет собой схему:

  1. схема основных зон парка.
  2. схема передвижения посетителей по территории парка.
  3. схема основных элементов озеленения.
  4. схема площадок и дорожек (мощения).
  5. схема размещения малых архитектурных форм.
  6. схема размещения элементов освещения .

Подобных листов- схем можно и нужно сделать как можно больше, чтобы получился своеобразный «блокнот».

Поиск архитектурной идеи.

Целью второго этапа проектирования является приобретение умений и навыков построения планировочной структуры парка с учетом функциональных и формообразующих качеств пространства.

Поиск объемно- пространственного выражения заключается в определении общих габаритов парка, членение на отдельные части-зоны, их соотношение в зависимости от происходящих на них действиях.

Основанием для поиска архитектурного образа является разработанный «сценарий» парка и характеристики предполагаемого места строительства.

«Сценарий» или «сюжет», на данном этапе проектирования переводится на язык объемно-пространственного выражения.

Основная задача этапа – создание возможных вариантов планировочной структуры покет- парка.

Территория любого парка подразделяется на следующие основные зоны:

-зона прогулок и тихого отдыха, составляет 60-70 % от общей площади парка;

-зона активного отдыха (размещение аттракционов и проведения массовых развлекательных мероприятий) 15-20% от общей площади парка;

– зона служебного обслуживания 5% от общей площади парка;

На соотношение различных зон парка влияют размеры общей территории парка, функция парка и его размещение в городе.

Функциональное зонирование территории парка – это выделение различных функциональных зон, каждая из которых отвечает за определенную функцию. Функциональное зонирование служит основой архитектурно- планировочного решения парка.

Упражнение 3. Разрабатывается схема функциональной организации территории покет- парка.

На территории малого парка, покет- парка, можно выделяется три основных зоны: входная зона(распределительная), центральная зона (зона основного действия или активного отдыха), зона переферии (прогулок и тихого отдыха).

1.Входная зона включает в себя непосредственно вход(портал) и распределительную площадку, стоя на которой можно оглядеться, и определить план дальнейших передвижений по территории.

2.Центральная зона (зона основного «действия») включает площадки со скамьями для отдыха, клумбы и цветники, малые архитектурные формы, и декоративные элементы.

3.Зона тихого отдыха (перефирийная зона)- это укромные уголки парка, предназначенные для тихого уединенного отдыха.

Упражнение 4. Разрабатывается «сценарий» покет- парка.

Для выполнения данного задания необходимо мысленно пройтись по территории будущего парка, определив основной «сюжет» и подчинить ему схему функционального зонирования. «Маршрутную сеть» следует проектировать таким образом, чтобы она соединяла воедино в нужном автору порядке главные композиционные центры парка.

В результате движения по территории у посетителя должен сложиться полный и запоминающийся образ парка.

Аллеи и дорожки необходимо проектировать так, чтобы было удобно передвигаться; должен быть виден кратчайший путь движения. Если аллея делает изгиб или поворот, то в месте его должен быть запроектирован какой-либо объект, который смог бы служить логическим объяснением этого изгиба или поворота или остановки.


Разработка архитектурного решения.

Основная цель – приобретение навыков в использовании средств при поиске выразительных архитектурных форм.

Работу на данном этапе ведется с помощью рабочего макетирования. На макете видны соотношения между отдельными частями и элементами проектируемого пространства.

Целью этапа работы является практическое закрепление понятий о гармонии функциональных, структурных и композиционных качеств объекта.

Упражнение 5. Выполнение макета покет- парка в два этапа:

1.макет-эскиз, выполняется в малом масштабе, не учитывающим детали.

2.чистовой макет выполняется в масштабе, позволяющем выполнить деталировку, показать текстуры поверхностей. Возможно выполнение в цвете.

Оформление проекта

Последний этап – детализация и графическое оформление проекта – имеет не менее важное значение чем предыдущие и во многом определяет результат работы над проектом.

Главная задача последнего этапа – доведение основных проектных решений до конца, изложение их в правильной графической форме в виде ортогональных проекций с необходимыми пояснениями.

Графическое оформление проекта должно способствовать ясной и выразительной передаче мыслей автора по разработанному решению покет- парка.

Методы подачи проекта могут быть различны: отмывка акварелью или тушью, линейная и текстурная графика, использование гуаши, акрила и техники коллажа.



Библиографический список
  1. Гостев В., Юскевич Н. Проектирование садов и парков. Учебник. Издание второе, Издательство: Лань Спб2012
  2. Лунц Л.Б.Городское зеленое строительство. Москва, «Стройиздат» 1974.
  3. Андре Лефевр, Парки и сад. Фитон+ .2010


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ефимова Татьяна Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация