Электронная коммерция является составной, неотъемлемой частью комплекса современных концепций управления организациями, такого, как менеджмент, маркетинг, логистика, аутсорсинг, аутстаффинг, товаропроводящие и торговые сети, информационные технологии [1,2].
Электронная коммерция – это стремительно и динамично развивающаяся отрасль современной торговли, предоставляющая колоссальные возможности для развития рынка любого уровня от местного до глобального. Она позволяет покупателям по всему миру ознакомиться не только с рекламой, но и с конкретной товарной продукцией, изучить её характеристики и определить уровень качества товарных продуктов в режиме реального времени [3-6].
Как и в других отраслях мошенники не оставляют без внимания такое перспективное направление торговой рыночной деятельности и с ними приходится постоянно бороться на всех уровнях организации и управления электронной коммерции [7,8].
Интернет-торговля включает в себя широкий ряд положительных аспектов как для покупателя, так и продавца: более быстрые платежи и решения на всех звеньях цепи поставок, возможности развернутого представления товара, значительная экономия времени, возможность сопоставления цен на товары всех производителей, cнижение издержек, cвоевременность информации. В настоящее время многие международные сетевые компании начинают продвигать электронную коммерцию в качестве основной стратегии социально-экономической деятельности, помимо этого, появляются всё новые более усовершенствованные интернет-сервисы, на которых можно осуществлять покупки, независимо от местоположения продавца [9-11].
Вследствие этого с рынком складирования и обработки заказов происходят значительные изменения.
Компании, имеющие собственные центры продаж испытывают трудности, поскольку они конкурируют против подобных организаций, как, например, Amazon, eBay и Newegg.
Непрерывное распространение электронной торговли по всему миру всецело оказывает влияние на необходимость качественного улучшения управления цепями поставок и процессов снабжения, такие как, например, повышение степени автоматизации, скорости, времени цикла.
Рост и развитие электронной коммерции главным образом определяет система распределения, представляющая собой специальную инфраструктуру сектора обслуживания интернет-торговли.[9]
Она реализует взаимосвязь между мировыми рынками и виртуальной средой. При отсутствии механизма обработки, отгрузки и доставки товарных продуктов интернет-торговля теряет свое стратегическое значение.[9]
Деятельность электронной торговли стимулирует рост спроса на основной склад для реализации распределения товаров. На сегодняшний день в сетевой конкуренции одерживает верх поставщик продукции, обладающий большими распределительными возможностями. Поэтому ключевым звеном в распределительных, товаропроводящих сетях интернет-торговли становятся распределительные центры. Они реализуют исполнение не только традиционных функций складской логистики, а также логистическое консультирование, отслеживание перевозок, оказание экспортно-импортные операций с товарными поставками.[9]
Вследствие глобального распределения продукции с помощью интернет-торговли, товары становятся одинаково доступны всем потребителям, независимо от их расположения, и поэтому, продавцы на местных рынках теряют свои географические преимущества.
Местоположение распределительных центров преимущественно опирается на экономическую целесообразность. В качестве стратегических альтернатив выделяют ориентацию на поставщиков и ориентацию на потребителей. Первая облегчает обработку заказов, однако из-за прямой отгрузки делает доставку дороже для конечных потребителей. Ориентация на потребителей, обратным образом, делает доставку дешевле, но в тоже время усложняет поставку товарной продукции. [9]
Ввиду того, что распределительные центры всё сильнее внедряются в сферы мирового товародвижения в товаропроводящие и торговые сети, то, можно предполагать, что в ближайшее время мы столкнёмся с принципиально новой схемой организации продаж.
Появятся звенья «распределительный центр – пункт выдачи товара», с дополнением в виде демонстрационного центра, в котором потребители смогут изучить образцы продукции.
На сегодняшний день товаропроводящие и торговые сети распределения в России недостаточно хорошо адаптированы к условиям электронной коммерции. Спектр их деятельности, главным образом, ориентирован на реализацию поставок в рамках традиционных экономических отношений.
В общем в товарно-распределительной логистике России следует обозначить три направления [9-11]:
1. Почтовая логистика – представлена в Российской Федераци услугами ФГУП «Почта России», «EMS Russian Post» и частными почтовыми операторами. Почтовые провайдеры, по большей части, предоставляют стандартные почтовые услуги. Их превалирующее преимущество заключается в обширной сети почтовых отделений и их относительной доступности. Главными недостатками служат сложившийся монополизм и изношенность инфраструктуры.
2. Транспортная логистика – представлена в России услугами ГК «ЖелДорЭкспедия», ОАО «РЖД Логистика», ТК «ПЭК», а также разнообразными авиационными перевозчиками и автотранспортными компаниями. Эти посредники выполняют второстепенную роль в сетях распределения интернет-торговли, выполняя транспортировку заказов. Наряду с этим, они более приспособлены к модели оказания логистических услуг уровней 4PL и 5PL.
3. Корпоративная логистика – в России представлена логистической инфраструктурой крупных торговых и товаропроводящих сетей [2], реализующих свою функциональную деятельность как на традиционном рынке, так и на рынке электронной коммерции.
Их характерной чертой является не только способность осуществления полного цикла транспортных и складских логистических услуг, но и наличие крупномасштабной сети пунктов выдачи товарных продуктов по всей стране.
В нашем отечестве широко представлены два основных вида логистических распределительных услуг: пункты выдачи товарных продуктов (обслуживание «вживую» конкретным покупателям) и почтоматы (автоматизированное обслуживание потребителей).
Несмотря на наличие элементов современных распределительных сетей, на данном этапе, развитие логистической инфраструктуры в России носит бессистемный и фрагментарный характер. Главным образом, отсутствует стратегия развития отрасли и координирующая роль институциональной поддержки со стороны государства в той степени, в которой это можно наблюдать сегодня в других странах. Однако, стоит заметить, что даже в такой нелегкой ситуации некоторые субъекты электронной коммерции России свидетельствуют о высоких способностях создания полноценных распределительных сетей.
Библиографический список
- Аникин Б.А., Воронов В.И. Развитие и взаимосвязь основных концепций управления предпринимательскими организациями. Транспорт: наука, техника, управление. 2006. № 4, с. 7-4.
- Воронов В.И., Воронов А.В. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг, 2013. № 6 (133). С. 20-28.
- Воронов В.И., Воронов А.В., Ермаков А.А. Внешнеторговая статистика в развитии международного маркетинга и логистики. Маркетинг, 2014. № 1 (134). С. 90-96.
- Воронов В.И. Электронная коммерция и бизнес интернет. Учеб. Пособие для студентов специальности 351300 «Коммерция (торговое дело)» вузов региона / В.И. Воронов; М-во образования Рос. Федерации. Владивостокский. Гос. Ун-т экономики и сервиса. Владивосток, 2003. Том Ч. 2.
- Воронов В.И., Лазарев В.А., Павленко О.Ю. Организация электронной коммерции. Маркетинг, 2006. № 3 С. 81-93
- Воронов В.И., Лазарев В.А., Павленко О.Ю. Организация электронной торговли [Текст]. Маркетинг, 2006. Т.308. С. 308.
- Воронов В.И., Лазарев В.А., Павленко О.Ю. Мошенничество в электронной коммерции: формы проявления: формы проявления и способы предупреждения. Маркетинг, 2006. № 1. С. 101-114.
- Воронов В.И., Лазарев В.А., Павленко О.Ю. Концепция законодательной защиты клиента электронной платежной системы. Маркетинг, 2006. № 6 С. 3-16.
- М.Л. Калужский «Электронная коммерция: Маркетинговые сети и инфраструктура рынка» М.: Экономика, 2014. –C. 258- 275
- М.Л. Калужский «Трансформация маркетинга в электронной коммерции» – 2013. – № 1. – С. 4-16.