Динамическое развитие информационно-коммуникационных технологий оказывает непосредственное влияние на содержание образовательных курсов и методов их преподавания [1]. Стоит отметить, что применение информационных технологий в образовательном процессе в значительной мере стимулирует познавательный интерес студентов, и как следствие, повышает их познавательную активность. Бесспорным является и тот факт, что при работе с электронными ресурсами возрастает эффективность самостоятельной работы обучающихся, что, в конечном счете, приводит к существенному повышению качества выпускаемых специалистов [2]. Метод преподавания посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс для каждой дисциплины индивидуален. Ограничимся рассмотрением курса «Начертательная геометрия и инженерная графика».
Основные направления применения информационных технологий в преподавании курса «Начертательная геометрия и инженерная графика». Проектирование машин и механизмов связано с изображениями: рисунками, эскизами, чертежами. Это ставит перед графическими дисциплинами ряд важных задач, которые должны обеспечить будущих специалистов в области техники и технологий знаниями общих методов построения и чтения чертежей, а также решения большого числа разнообразных инженерно-геометрических задач, возникающих в процессе проектирования, конструирования, изготовления и эксплуатации различных технических объектов.
Дисциплина «Начертательная геометрия и инженерная графика» состоит из трех структурно и методически согласованных разделов: «Начертательная геометрия», «Инженерная графика» и «Компьютерная графика». Методика преподавания данной дисциплины отрабатывалась десятилетиями, но, как и любая другая отрасль знаний, она развивается вслед за развитием общества и появлением новых технологий. Использование современных технологических ресурсов в образовательном процессе стимулирует студентов к сознательному пониманию и усвоению учебного материала.
Среди наиболее перспективных направлений применения информационных технологий в преподавании курса «Начертательная геометрия и инженерная графика» можно выделить [3]:
- Использование технологических ресурсов для демонстрации теоретического материала и сопутствующей визуализации содержимого курса
- Использование дистанционных информационных технологий для предоставления студентам большего объема интересной информации и полезных сведений по дисциплине
- Использование графических редакторов, например, Autodesk AutoCAD для создания чертежей деталей, Autodesk Inventor для создания твердотельных моделей деталей и сборочных единиц и др.
- Активное привлечение студентов к участию в разработке новых информационно-технологических ресурсов для еще большего улучшения визуализации содержимого курса и упрощения теоретических сведений.
Далее рассмотрим более детально каждое из названных направлений.
Первое направление – демонстрация теоретического материала. Данное направление основано на применении таких технологических ресурсов, как персональный компьютер и интерактивная доска. Такая форма подачи материала основана на традиционном содержании теоретического курса, однако, вследствие внедрения элементов визуализации, воспринимается студентами намного лучше, в чем можно убедиться, приняв во внимание положительную динамику контроля остаточных знаний.
Второе направление – дистанционные образовательные материалы. Очень большое количество вопросов курса вынесено на самостоятельное изучение студентами. Для лучшего усвоения учебного материала, а также для стимулирования самостоятельной работы учащихся этому аспекту в методике преподавания курса «НГ и ИГ» уделено особое внимание. На сегодняшний день разработано множество учебных пособий, презентаций, материалов для самоконтроля, видеолекций, которые доступны абсолютно любому пользователю сети Интернет.
Третье направление – чертежно-графические редакторы. Данные программы используются для выполнения лабораторных работ дисциплины. Работа в интерактивных редакторах освобождает студентов от кропотливых трудоемких работ, выполняемых в ручной графике. На выполнение чертежа затрачивается значительно меньше времени, он получается более качественный и аккуратный [4]. Графические редакторы также вносят немалый вклад в визуализацию чертежей, позволяют создавать объемные модели деталей, а также самостоятельно создавать сборочные единицы.
Последнее направление заключается в стимулировании познавательного интереса и, как следствие, познавательной активности студентов, а также способствует развитию личностных качеств учащихся при продвижении собственной идеи обновления или модернизации существующих материалов курса.
Оценка эффективности использования информационных технологий при изучении курса «Начертательная геометрия и инженерная графика». Начертательная геометрия, являясь одной из фундаментальных наук, составляет основу инженерно-технического образования [5]. Стоит отметить, что изучение данного курса также способствует развитию у студентов пространственного воображения – качества, являющегося показателем высокого уровня инженерного мышления специалиста.
Определим возможности информационно-коммуникационных технологий при освоении дисциплины:
- Повышение познавательного интереса студентов при изучении учебной дисциплины, а также стимулирование самостоятельной работы по предмету
- Воспитание информационно-коммуникационных качеств учащихся
- Использование нескольких типов информационных каналов для восприятия теоретического материала курса и интересных сведений в рамках изучаемой дисциплины
- Возможность наглядного представления абстрактных объектов и их взаимного расположения в пространстве
- Возможность рассмотрения большинства учебных материалов с иллюстративным сопровождением.
Таким образом, можно сделать вывод, что современные информационно-коммуникационные технологии помогают реализовывать доступность теоретических материалов и наглядность практических материалов курса «Начертательная геометрия и инженерная графика». Хотелось бы отметить, что интеграция электронных и классических технологий при выборе методики преподавания немало способствует более успешному освоению курса и повышению уровня остаточных знаний студентов.
Библиографический список
- Методики преподавания графических дисциплин с использованием современных информационных технологий обучения [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/text/77/304/31149.php
- Информационные технологии в предметном обучении [Электронный ресурс] URL:http://www.de.vlsu.ru/distantsionnoe_obuchenie/konferentsii
- Тевлин А.М., Иванов Г.С. Курс начертательной геометрии (на базе ЭВМ) Москва: Высшая школа, 1983, 175 с.
- Внедрение современных информационных технологий для повышения эффективности изучения курса «Начертательная геометрия и инженерная графика» [Электронный ресурс] URL: http://sibac.info/50-2011-12-21-06-47-18/2011-12-21-06-47-43/3795–l-r
- Использование информационных технологий при изучении курса «Начертательная геометрия и инженерная графика» [Электронный ресурс] URL: http://ito.edu.ru/2010/MariyEl/II/II-0-44.html
Количество просмотров публикации: Please wait