В течение XX века исследователи и практики пытались объяснить, как же осуществляется процесс мотивации. Так как крупные корпорации стали играть все более значимую роль в мире и менеджеры начали работать с огромным количеством персонала для достижения более сложных целей, вопрос эффективной мотивации стал особенно острым [1]. Теоретики в научной и бихевиористской школах менеджмента были среди первых, исследовавших природу и влияние мотивации.
Фредерик В. Тейлор, «отец научного менеджмента», или научного подхода к мотивации, был остро заинтересован в мотивации рабочих. Тейлор первым определил наиболее эффективный для рабочих путь выполнения различных заданий. Он обратил внимание на мотивацию рабочих для выполнения заданий точно в соответствии со своей специализацией. Полагая, что почти все люди заинтересованы исключительно деньгами, Тейлор отстаивал использование стимулирующей системы оплаты труда, при которой заработная плата зависит от количества произведенной продукции. Другой член школы научного менеджмента, Лилиан М. Гилбрет, также изучала использование стимулирования для побуждения к труду. Она заметила, что поощрения, высокая заработная плата, укороченный рабочий день и выходные – все сильные мотиваторы, особенно, когда они соответствуют потребностям и интересам человека. Теоретики научного менеджмента приняли во внимание различие личностей, но, так как они сконцентрировались только на материальных поощрениях, они не рассмотрели то, как другие элементы (такие, как возможность проявления инициативы) влияют на мотивацию работника.
Тогда как сторонники научного менеджмента ставят ударение на влияние материальных поощрений, последователи бихевиористского менеджмента акцентируют свое внимание на том, как поведенческие факторы влияют на мотивацию. Результаты исследований в Хаутхорне под руководством Элтона Майо и других в Вестерн Электрик стали толчком для бихевиористов, которые начали оценивать роль человеческих взаимоотношений в мотивации. На основе этих первых исследований бихевиористы пытались увеличить чувство важности и вовлечения в процесс рабочих. Однако организации часто повышали мотивацию без увеличения ответственности рабочих. Обычно эти предприятия пытались более эффективно общаться с рабочими, уделять больше внимания рабочим группам и поощрять их активность в принятии решений, касающихся важных вопросов. Менеджеры продолжали сохранять свою власть, а рабочим была предоставлена небольшая свобода в действиях в вопросах достижения целей.
В последние годы теоретики бихевиористского менеджмента, такие как Дуглас МакГрегор, предложили взглянуть на процесс мотивации по-другому. Теория X МакГрегора представляла собой обычный управленческий взгляд на то, что все рабочие по своей природе ленивы, они не заинтересованы в работе и необходимо заставлять их работать. В противоположность этой теории его же теория Y рассматривает рабочих как творческих, сложных людей, которые заинтересованы в хорошей работе. МакГрегор считал, что при определенных обстоятельствах рабочие будут старательно вкладывать свои изобретательность и таланты в организацию. Он намекнул на то, что менеджеры мотивируют рабочих, предоставляя им возможность развивать свои таланты и давая им свободу в выборе методов, которые они будут использовать при достижении целей компании. По мнению МакГрегора, роль менеджера не в том, чтобы манипулировать рабочими, а в том, чтобы выстроить их потребности в один ряд с потребностями организации таким образом, чтобы рабочие могли регулировать свои действия и процесс выполнения работы. Это открытие привело исследователей к пониманию необходимости более тщательного изучения происхождения и процессов мотивации.
Современные подходы к мотивации могут быть разделены на три школы, каждая из которых обращается к определенной концепции модели мотивации. Теории потребностей рассматривают внутренние нужды, которые заставляют людей совершать какие-то действия. Теории потребностей рассматривают внутренние нужды, побуждающие людей к действию. Согласно этим теориям, люди заинтересованы в определенных действиях, поскольку они пытаются максимально удовлетворить свои потребности и нужды. Теории потребностей также называют теориями удовлетворения, так как они концентрируются на удовлетворении основных потребностей, что и мотивирует людей к действиям. К этой группе относятся четыре хорошо известные теории. Это теория иерархических потребностей Маслоу, ЭРГ теория Алдерфера, двухфакторная теория Херцберга и теория МакКлеланда. Теории процесса рассматривают мыслительный процесс людей при принятии решений. Теории подкрепления касаются того, как и почему поощрения и наказания влияют на поведение людей.
Библиографический список
- Мухина Е.Р. Основы теории мотивации / Е.Р. Мухина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – №3 (34), ч.3. – С.71-72