Налоговое планирование занимает важное место в хозяйственной деятельности каждого налогоплательщика. Ведь каждый субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью, обязан платить законно установленные налоги и сборы. Соответственно, каждый из данных субъектов заинтересован в правомерном снижении налоговой нагрузки и рано или поздно приходит к идее постановки налогового планирования в организации.
Налоговым Кодексом Российской Федерации понятие «налоговое планирование» не закреплено. Однозначного подхода к определению данного термина нет и в экономической литературе. Проанализировав мнения различных ученых, можно сформулировать общее определение. Под налоговым планированием в рамках организации следует понимать составную часть планирования организации, целью которой является снижение налоговых обязательств организации, с помощью законодательно разрешенных способов и методов[1, с.144 - 145].
В сентябре 2012 года редакцией газеты «Практическое налоговое планирование» был проведен опрос среди организаций на тему налогового планирования. В результате подведения итогов выяснилось, что многие компании готовы рисковать ради любой налоговой экономии.
Самым популярным способом налогового планирования среди российских хозяйствующих субъектов, по данным опроса, является пассивный метод – закрепление тех или иных способов ведения бухгалтерского и налогового учета в учетной политике организации. Более рискованные активные методы используются компаниями реже, однако, и таковыми методами организации не пренебрегают. В частности, российские хозяйствующие субъекты пользуются неясностями и неточностями законодательства, невзирая на высокую степень вероятности возникновения налогового спора. Кроме того популярным является дробление бизнеса, а так же альтернативное оформление договоров. Российские налогоплательщики новым и «неопробованным» схемам налогового планирования чаще предпочитают проверенные, по которым спора с налоговым органом однозначно не возникнет[2].
В связи с вышеизложенными фактами целесообразно сформулировать основные проблемы налогового планирования в Российской Федерации.
Во-первых, одной из самой главных проблем являются неточности законодательства о налогах и сборах, а так же его частая изменчивость. Одни организации пытаются заработать на данной проблеме, используя неточности и пробелы в законодательстве в качестве одного из способов налогового планирования, другие могут быть привлечены к ответственности совершение налогового правонарушения при неправильном толковании тех или иных норм налогового права.
Во – вторых, неоднозначность судебной практики по схожим налоговым спорам. Применяя те или иные способы налогового планирования, организация не может достоверно полагать, вызовет ли подобный способ вопросы со стороны налоговых органов и будет ли при этом правосудие на его стороне.
В-третьих, достаточно низкий уровень налоговой культуры в стране и желание налогоплательщиков при любом удобном случае не отдавать часть своего честно заработанного капитала государству[1, с. 146].
Проанализировав выявленные проблемы мы приходим к выводу о необходимости закрепления категории «налоговое планирование» на законодательном уровне, а именно в Налоговом Кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ).
Видится возможным внесение в часть вторую НК РФ главу 25 «Налог на прибыль организаций» статьи «Налоговое планирование». В данной статье необходимо дать исчерпывающее определение налогового планирования, а так же закрепить инструменты налогового планирования, которыми могут пользоваться налогоплательщики при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Наиболее определенной, по нашему мнению будет являться следующая трактовка налогового планирования: «Под налоговым планированием понимается составная часть планирования организации (индивидуального предпринимателя), целью которого является законное снижение налоговых обязательств организации, с помощью элементов, закрепленных Налоговым Кодексом Российской Федерации.
Среди элементов налогового планирования, которые могли бы быть закреплены НК РФ можно выделить следующие:
- Налоговые льготы, под которыми понимается предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
- Переход на специальные налоговые режимы. При соответствии налогоплательщика критериям, предоставляющим налогоплательщику применять тот или иной специальный налоговый режим, он имеет право перейти с уплаты налога на прибыль организаций (и иных налогов, предусмотренных общей системой налогообложения) на применение соответствующего специального налогового режима.
- Способы и методы бухгалтерского и налогового учета, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Налогоплательщик имеет право выбирать и закреплять в учетной политике для целей налогообложения (бухгалтерского учета) способы и методы ведения деятельности, предусмотренные нормативными правовыми актами в области бухгалтерского учета и налогообложения. Примером может являться выбор способа начисления амортизации, списания сырья и материалов, товаров, принятие решения о создании резервов и т.п.
Закрепление НК РФ института налогового планирования позволит значительно сократить количество налоговых споров, т.к. перечень всех возможных элементов налогового планирования, которые сможет использовать в своей деятельности налогоплательщик будет исчерпывающим и применение иных способов налогового планирования будет считаться неправомерным.
Введение подобных изменений в часть вторую НК РФ не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Кроме того, не потребуется дополнительных затрат федерального бюджета, связанных с принятием либо действием соответствующих положений.
Таким образом, совершенствование налогового планирования в Российской Федерации видится возможным провести в первую очередь на уровне государства, законодательно закрепив институт налогового планирования. Подобное новшество поспособствует снижению налоговых споров, рассматриваемых арбитражными судами, а соответственно и сокращению расходов государства, в случае трактовки всех неустранимых сомнений в пользу налогоплательщика.
Библиографический список
- Акимов А.А., Храмова К.А. Перспективы налогового планирования в Российской Федерации // Наука и образование XXI века. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2014. С.144-147.
- Фещенко Е. Шестнадцать процентов опрошенных готовы идти на риск ради любой налоговой экономии. [Электронный ресурс ] / Электронный журнал «Практическое налоговое планирование». – 2012. – № 10.