В педагогике профессионального образования накоплен большой опыт по закономерным взаимосвязям между различными явлениями педагогического процесса. Интеграция ведущих компонентов процесса методики профессионального обучения (форм, средств и методов), развитие их теории происходит на внутридисциплинарном и междисциплинарном уровнях.
Генезис методов профессионального обучения обусловлен целью передачи социального опыта обучающихся. В качестве системообразующих факторов интеграции форм, средств и методов профессионального образования выступают деятельность будущих специалистов, цели и задачи профессионального образования. Именно эти факторы обеспечивают единство образовательной (профессиональные знания и умения), воспитательной (опыт эмоционально-ценностного отношения) и развивающей (опыт творческой деятельности) функций.
Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций выступает принципом проектирования и реализации методов профессионального образования.
Важнейшим условием процессапрофессионального образования, определяющимся интеграцией форм, средств и методов, является реализация методической системы профессионального обучения.
Развитие теории и методики профессионального обучения, в частности интеграции форм, методов и средств обучения в основном происходят на внутредисциплинарном и междисциплинарном уровнях по следующим направлениям:
- методологический анализ сущности, форм, методов, средств, как компонентов профессионального образования;
- разработка форм, средств и методов профессионального обучения, развивающих творческую познавательную деятельность будущих специалистов, создание их целостной системы; обоснование оптимального выбора форм, средств и методов профессионального обучения, критериев их эффективного применения;
- раскрытие отношений общедидактической и частнометодической теорий методов, форм, средств профессионального образования, многоаспектности их функций, отражения различных подходов к их определению и классификации;
- углубление взаимосвязи обучающей, развивающей, и воспитывающей функций методов профессионального обучения, обеспечение единства методов профессионального обучения, усиление их роли в формировании мировоззрения;
- совершенствование существующих дидактических средств обучения, создание их новых видов и комплексов;
- создание новой технологии обучения и рациональной организации познавательной и учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов, обоснование не только новых походов к отбору и анализу учебного материала, но и новой структуры учебного занятия.
Сложность методов профессионального образования проявляется в их многообразных функциях, взаимосвязанных между собой. Методы профессионального обучения включает логические операции, приемы мышления, выполняющие следующие функции: функции, обеспечивающие собственно образование (профессиональное обучение); функции, обеспечивающие воспитание будущих специалистов; функции развивающего профессионального обучения; функции, обеспечивающие профессиональное обучение, направленны на овладение профессиональными знаниями и умениями.
Определяющее значение имеет установка, с какой целью научить, какие качества личности сформировать в процессе обучения, чтобы обеспечить определенное соподчинение знаний задачам воспитания. Методы, используемые для изучения, должны одновременно выполнять роль способов воспитания и в единстве этих функций обеспечивать развитие личностных качеств обучающихся.
Функции развивающего профессионального обучения направлены на формирование осознанности и произвольности психических процессов обучающихся. Вместе с усвоением понятий формируется отношение к ним.
Все методы имеют потенциальную возможность активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Развивающая функция предполагает их активность на всех уровнях обучения как при усвоении готовых знаний, так и при использовании элементов исследовательского поиска в учебных целях. Эти методы связаны с выдвижением и самостоятельным формированием обучающимися новых познавательных задач и гипотез, умением найти общее и различное в явлениях, овладевать идеей, принципов как способа дальнейшего познания, выделить главные самые существенные моменты содержания учебного материала.
Функции и место различных логических приемов в профессиональном образовании различны. На этапе восприятия и осмысления новой информации более эффективны аналитические приемы (анализ и выделение главного, классификация, определение и обеспечение понятий), на этапах обобщения и применения знаний – синтетические приемы (обобщение и систематизация, конкретизация, доказательство и опровержение), с целью контроля изучения учебного материала, его коррекции – аналитические и синтетические приемы.
Логические приемы включают следующие структурные компоненты: выделение гипотезы, сравнение, обобщение, конкретизация, доказательство, определение и объяснения понятий.
При выборе логических приемов в профессиональном образовании учитывались факторы, от которых зависят вопросы о месте индукции, дедукции, анализа и синтеза, учебной аналогии, выделении главного в учебном материале:
- характер опыта познания и задач познания объекта;
- степень получения знаний об объекте и уже известных теоретических знаний и опыта обучающихся, характер связей внутри объекта, а также между объектов и известными знаниями;
- познавательное значение объекта с точки зрения задач профессионального образования;
- степень сложности учебного материала и его трудности.
Появление активных методов обучения, построенных на общении и игре связано с интеграционными явлениями на основе функций методов обучения. Например, дидактическая игра как классический способ обучения действиям реализует функцию воспитания, формирования творческой деятельности будущих специалистов.
Интенсивнее проявляются интеграционные тенденции и в разработке средств профессионального обучения.
Решение важнейших задач профессионального образования осуществляется не только с помощью действующего оборудования, моделей, схем, плакатов, диаграмм, но и сложных средств наглядных, технико-дидактических комплексов средств профессионального образования.
Реализация многочисленных функций методов профессионального обучения связана с учетом содержания образования, применением всей системы методов. Эффективность названной функции возрастает в условиях целенаправленной организации отношений между участниками процесса обучения. такая организация отношений связана с интеграцией различных видов действий педагога и учащихся. Организация процесса обучения осуществлялась в следующих формах: монологическое изложение (рассказ, лекция), проблемное изложение (проблемная лекция, проблемный рассказ), сообщающая или эвристическая беседа (диспут, дисскуссия, проблемно-поисковый диалог), выполнение исследовательских задач.
Таким образом, применение активных методов, форм и средств процессе профессионального обучения носит интегративный характер, являющийся объективным источником совершенствования процесса профессионального обучения.
Библиографический список
- Маркова С.М. Профессиональная педагогика в понятиях и терминах. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050501.65 – Профессиональное обучение (по отраслям) / С. М. Маркова; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО “Волжский гос. инженерно-пед. ун-т”. Нижний Новгород, 2007.
- Маркова С.М., Полунин В.Ю. Теория и методика профессионального образования: теоретические основы // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 40-44.
- Маркова С.М., Полунин В.Ю. Теория и методика профессионального образования: поле исследования // ФӘн-наука. 2012. № 12 (15). С. 77-79.
- Научные основы процесса профессионального обучения в средних профтехучилищах / ВНШИ профтехобразования: Ленинград. – 1989. – 111 с.
- Цыплакова С.А. Педагогическое проектирование: профессиологический подход // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 310-314.
- Цыплакова С.А. Системный подход к проектированию педагогического процесса как социальной системы // В мире научных открытий. 2013. № 3.1 (39). С. 154-164.