ФУНКЦИИ МЕТОДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Маркова Светлана Михайловна
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

Аннотация
Единство образовательной, воспитательной, развивающей функций методов профессионального обучения позволяют создать представление о целостном процессе профессионального обучения. Процесс профессионального обучения осуществляется через реализацию следующих функций: функции, обеспечивающие собственно образование (профессиональное обучение); функции, обеспечивающие воспитание будущих специалистов; функции развивающего профессионального обучения; функции, обеспечивающие профессиональное обучение, направленны на овладение профессиональными знаниями и умениями.

Ключевые слова: методологические приемы, методы, профессиональное обучение, функции


FEATURES TRAINING METHODS

Markova Svetlana Mikhailovna
Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin

Abstract
The unity of the educational, educational, developmental functions of vocational training methods allow you to create a holistic picture of the course of vocational training. The process of vocational training is carried out through the following functions: functions providing proper education (vocational training); features that provide education of future professionals; function of developing vocational training; features that provide vocational training aimed at mastering the professional knowledge and skills.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Маркова С.М. Функции методов профессионального обучения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/05/51801 (дата обращения: 26.09.2024).

В педагогике профессионального образования накоплен большой опыт по закономерным взаимосвязям между различными явлениями педагогического процесса. Интеграция ведущих компонентов процесса методики профессионального обучения (форм, средств и методов), развитие их теории происходит на внутридисциплинарном и междисциплинарном уровнях.

Генезис методов профессионального обучения обусловлен целью передачи социального опыта обучающихся. В качестве системообразующих факторов интеграции форм, средств и методов профессионального образования выступают деятельность будущих специалистов, цели и задачи профессионального образования. Именно эти факторы обеспечивают единство образовательной (профессиональные знания и умения), воспитательной (опыт эмоционально-ценностного отношения) и развивающей (опыт творческой деятельности) функций.

Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций выступает принципом проектирования и реализации методов профессионального образования.

Важнейшим условием процессапрофессионального образования, определяющимся интеграцией форм, средств и методов, является реализация методической системы профессионального обучения.

Развитие теории и методики профессионального обучения, в частности интеграции форм, методов и средств обучения в основном происходят на внутредисциплинарном и междисциплинарном уровнях по следующим направлениям:

-                   методологический анализ сущности, форм, методов, средств, как компонентов профессионального образования;

-                   разработка форм, средств и методов профессионального обучения, развивающих творческую познавательную деятельность будущих специалистов, создание их целостной системы; обоснование оптимального выбора форм, средств и методов  профессионального обучения, критериев их эффективного применения;

-                   раскрытие отношений общедидактической и частнометодической теорий методов, форм, средств профессионального образования, многоаспектности их функций, отражения различных подходов к их определению и классификации;

-                   углубление взаимосвязи обучающей, развивающей, и воспитывающей функций методов профессионального обучения, обеспечение единства методов профессионального обучения, усиление их роли в формировании мировоззрения;

-                   совершенствование существующих дидактических средств обучения, создание их новых видов и комплексов;

-                   создание новой технологии обучения и рациональной организации познавательной и учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов, обоснование не только новых походов к отбору и анализу учебного материала, но и новой структуры учебного занятия.

Сложность методов профессионального образования проявляется в их многообразных функциях, взаимосвязанных между собой. Методы профессионального обучения включает логические операции, приемы мышления, выполняющие следующие функции: функции, обеспечивающие собственно образование (профессиональное обучение); функции, обеспечивающие воспитание будущих специалистов; функции развивающего профессионального обучения; функции, обеспечивающие профессиональное обучение, направленны на овладение профессиональными знаниями и умениями.

Определяющее значение имеет установка, с какой целью научить, какие качества личности сформировать в процессе обучения, чтобы обеспечить определенное соподчинение знаний задачам воспитания. Методы, используемые для изучения, должны одновременно выполнять роль способов воспитания и в единстве этих функций обеспечивать развитие личностных качеств обучающихся.

Функции развивающего профессионального обучения направлены на формирование осознанности и произвольности психических процессов обучающихся. Вместе с усвоением понятий формируется отношение к ним.

Все методы имеют потенциальную возможность активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Развивающая функция предполагает их активность на всех уровнях обучения как при усвоении готовых знаний, так и при использовании элементов исследовательского поиска в учебных целях. Эти методы связаны с выдвижением и самостоятельным формированием обучающимися новых познавательных задач и гипотез, умением найти общее и различное в явлениях, овладевать идеей, принципов как способа дальнейшего познания, выделить главные самые существенные моменты содержания учебного материала.

Функции и место различных логических приемов в профессиональном образовании различны. На этапе восприятия и осмысления новой информации более эффективны аналитические приемы (анализ и выделение главного, классификация, определение и обеспечение понятий), на этапах обобщения и применения знаний – синтетические приемы (обобщение и систематизация, конкретизация, доказательство и опровержение), с целью контроля изучения учебного материала, его коррекции – аналитические и синтетические приемы.

Логические приемы включают следующие структурные компоненты: выделение гипотезы, сравнение, обобщение, конкретизация, доказательство, определение и объяснения понятий.

При выборе логических приемов в профессиональном образовании учитывались факторы, от которых зависят вопросы о месте индукции, дедукции, анализа и синтеза, учебной аналогии, выделении главного в учебном материале:

-                   характер опыта познания и задач познания объекта;

-                   степень получения знаний об объекте и уже известных теоретических знаний и опыта обучающихся, характер связей внутри объекта, а также между объектов и известными знаниями;

-                   познавательное значение объекта с точки зрения задач профессионального образования;

-                   степень сложности учебного материала и его трудности.

Появление активных методов обучения, построенных на общении и игре связано с интеграционными явлениями на основе функций методов обучения. Например, дидактическая игра как классический способ обучения действиям реализует функцию воспитания, формирования творческой деятельности будущих специалистов.

Интенсивнее проявляются интеграционные тенденции и в разработке средств профессионального обучения.

Решение важнейших задач профессионального образования осуществляется не только с помощью действующего оборудования, моделей, схем, плакатов, диаграмм, но и сложных средств наглядных, технико-дидактических комплексов средств профессионального образования.

Реализация многочисленных функций методов профессионального обучения связана с учетом содержания образования, применением всей системы методов. Эффективность названной функции возрастает в условиях целенаправленной организации отношений между участниками процесса обучения. такая организация отношений связана с интеграцией различных видов действий  педагога и учащихся. Организация процесса обучения осуществлялась в следующих формах: монологическое изложение (рассказ, лекция), проблемное изложение (проблемная лекция, проблемный рассказ), сообщающая или эвристическая беседа (диспут, дисскуссия, проблемно-поисковый диалог), выполнение исследовательских задач.

Таким образом, применение активных методов, форм и средств процессе профессионального обучения носит интегративный характер, являющийся объективным источником совершенствования процесса профессионального обучения.


Библиографический список
  1. Маркова С.М. Профессиональная педагогика в понятиях и терминах. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050501.65 – Профессиональное обучение (по отраслям) / С. М. Маркова; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО “Волжский гос. инженерно-пед. ун-т”. Нижний Новгород, 2007.
  2. Маркова С.М., Полунин В.Ю. Теория и методика профессионального образования: теоретические основы // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 40-44.
  3. Маркова С.М., Полунин В.Ю. Теория и методика профессионального образования: поле исследования // ФӘн-наука. 2012. № 12 (15). С. 77-79.
  4. Научные основы процесса профессионального обучения в средних профтехучилищах / ВНШИ профтехобразования: Ленинград. – 1989. – 111 с.
  5. Цыплакова С.А. Педагогическое проектирование: профессиологический подход // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 310-314.
  6. Цыплакова С.А. Системный подход к проектированию педагогического процесса как социальной системы // В мире научных открытий. 2013. № 3.1 (39). С. 154-164.


Все статьи автора «Маркова Светлана Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: