В статье 11.1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»[1] содержится императивная норма, в соответствии с которой органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.
Вследствие этого кредитные организации имеют трехступенчатую структуру органов управления, включающую:
- общее собрание акционеров (учредителей);
- совет директоров или наблюдательный совет (далее – совет директоров);
- исполнительные органы: единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.
Совет директоров кредитной организации в соответствии со ст. 64 Закона об АО осуществляет общее руководство деятельностью кредитной организации. Исключение составляют только вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания акционеров.
Федеральным законом от 02.07.2013 № 146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 146-ФЗ)[2] установлены вопросы компетенции и особенности организации деятельности совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации. К его компетенции, определенной уставом кредитной организации, помимо тех вопросов, которые предусмотрены корпоративным законодательством, теперь также относятся некоторые вопросы, связанные с управлением рисками кредитных организаций, а также иными вопросами управления.
Представляется, что перечисленные вопросы относятся к исключительной компетенции советов директоров (наблюдательных советов) кредитных организаций и не могут быть переданы на разрешение иным органам управления, что соответствует целям принятия Закона № 146-ФЗ. Такой вывод, кроме того, следует из анализа положений законодательства, предусматривающих открытый перечень вопросов, которые могут быть переданы на рассмотрение советам директоров хозяйственных обществ. Однако в рассматриваемом Законе ряд вопросов отнесен к компетенции именно совета директоров. Это, по-видимому, свидетельствует о том, что законодатель хотел указать на то, что они могут быть рассмотрены исключительно советом директоров.
В Письме от 13.09.2005 № 119-Т «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях»[3] с учетом норм вышеуказанных федеральных законов и передовой зарубежной практики к основным вопросам деятельности совета директоров (наблюдательного совета) отнесены следующие:
1) определение приоритетных направлений деятельности кредитной организации (в том числе для представления их на утверждение общего собрания участников кредитной организации, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью);
2) рассмотрение бизнес-планов, выносимых на утверждение общего собрания участников (акционеров, участников общества), и рассмотрение отчетов исполнительных органов об исполнении бизнес-планов;
3) одобрение сметы расходов кредитной организации на планируемый финансовый год;
4) утверждение внутренних документов: по управлению банковскими рисками, организации внутреннего контроля, предотвращению конфликта интересов между собственниками (акционерами, участниками обществ) кредитной организации, членами совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов, сотрудниками, кредиторами, вкладчиками, клиентами и контрагентами, кадровому обеспечению, раскрытию информации о кредитной организации;
5) осуществление контроля за деятельностью единоличного исполнительного органа (его заместителей), коллегиального исполнительного органа и иных функций в рамках системы внутреннего контроля;
6) определение критериев подбора кандидатов в члены совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительные органы кредитной организации;
7) утверждение перечня и уровня существенности (внутрибанковских лимитов) банковских операций и других сделок, подлежащих рассмотрению советом директоров (наблюдательным советом) в соответствии с внутренними документами;
8) анализ собственной работы в целях внесения предложений общему собранию (акционеров, участников общества) по повышению ее эффективности по вопросам, требующим принятия решения общим собранием (акционеров, участников общества);
9) оценка деятельности кредитной организации с точки зрения удовлетворения кредитных и инвестиционных потребностей региона местонахождения ее головного офиса, филиалов и внутренних структурных подразделений, расположенных вне места нахождения головного офиса кредитной организации (филиала);
10) координация проверки достоверности отчетности, выполняемой аудиторской организацией, службой внутреннего контроля и другими служащими кредитной организации.
Формирование состава совета директоров, включение в совет независимых директоров, обладающих соответствующим опытом, профессиональными знаниями и репутацией, входят в число важнейших решений акционеров, участников общества, определяющих будущее развитие компании. Это связано с многообразием и сложностью работы совета директоров кредитной организации, в функции которого входят:[4]
- утверждение стратегии кредитной организации;
- утверждение планов реализации стратегии;
- рассмотрение и утверждение кодекса корпоративного поведения;
- формирование и утверждение порядка организации системы внутреннего контроля в кредитной организации;
- рассмотрение отчетов службы внутреннего контроля;
- рассмотрение вопросов организации работы по управлению рисками и регулярное рассмотрение отчетов о проведении такой работы;
- утверждение организационной структуры кредитной организации и назначение высших должностных лиц;
- санкционирование крупных сделок и сделок с заинтересованностью;
- принятие решений об открытии региональных подразделений кредитной организации;
- утверждение годовых отчетов кредитной организации;
- назначение внешнего аудитора кредитной организации.
Очевидно, что для выполнения перечисленных функций необходим работоспособный совет директоров. Его работа может быть более эффективной при создании и правильной организации деятельности комитетов совета директоров. Базельский комитет по банковскому надзору рекомендует формирование следующих комитетов совета директоров:
- по управлению рисками;
- по аудиту;
- по вознаграждениям;
- по назначениям;
- по стратегическому развитию;
- по корпоративному управлению.
Основная задача перечисленных комитетов – обеспечить качественную подготовку принятия решений советом директоров в рамках выполняемых им функций.
В трактовке Базельского комитета по банковскому надзору комитет по управлению рисками совета директоров обеспечивает контроль за работой менеджмента при управлении кредитным, рыночным рисками, риском ликвидности, операционным, правовым и другими видами рисков. Выполнение этой функции подразумевает периодическое получение от менеджмента информации о рисках кредитной организации и ее деятельности по управлению этими рисками.
Основными задачами комитета по аудиту являются:
- обеспечение надзора за работой внутренних и внешних аудиторов кредитной организации;
- утверждение решения о назначении аудиторов либо отстранении их от работы;
- рассмотрение и утверждение объема и периодичности проведения аудита;
- получение отчетов от аудиторов и обеспечение выполнения руководством соответствующих корпоративных мероприятий по своевременному исправлению недостатков в области контроля, устранению нарушений политики, законодательства и нормативных требований, а также других проблем, выявленных аудиторами.
Участие в работе этого комитета независимых директоров, обладающих соответствующим опытом и компетенциями, весьма желательно, так как обеспечивает независимость комитета. Участие же исполнительных директоров, то есть членов правления, должно быть ограничено.
Комитет совета директоров по вознаграждениям призван обеспечить контроль за денежными вознаграждениями менеджмента и других ключевых сотрудников. Его ответственность состоит в том, чтобы создать адекватную систему мотивации, привести выплаты в соответствие с принятой в кредитной организацией корпоративной культурой, его целями, стратегией и системой контроля.
Комитет по назначениям обеспечивает оценку эффективности работы совета и координирует процесс обновления состава совета и замены его членов. Этот комитет вырабатывает стандарты и подходы к формированию квалификационных требований, предъявляемых к кандидатам на замещение позиций в высшем руководстве кредитной организации.
Комитет по стратегическому развитию обычно играет координирующую и интегрирующую роль при формировании стратегии кредитной организации, объединяя усилия акционеров, участников общества, менеджеров и консультантов при подготовке стратегии кредитной организации и планов по ее реализации.
Комитет по корпоративному управлению должен обеспечить принятие решений совета директоров, способствующих внедрению в кредитной организации лучших практик корпоративного управления, а также проведение работы по оценке качества корпоративного управления, в рамках которой готовятся решения совета директоров о проведении аудита корпоративного управления или получение и подтверждение кредитной организациейрейтинга корпоративного управления.
Анализ общедоступной информации о корпоративном управлении в крупнейших отечественных кредитных организаций позволяет сделать вывод о том, что российские кредитные организации только вырабатывают подходы к корпоративному управлению и адаптируют международные практики корпоративного управления.
Важная роль отводится советам директоров кредитной организации в Письме Банка России от 06.02.2012 № 14-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору «Принципы совершенствования корпоративного управления,[5] которые должны активно использовать свои полномочия для решения вопросов стратегии бизнеса и управления рисками, организационной структуры, финансовой устойчивости и корпоративного управления, а также осуществлять эффективный контроль за деятельностью исполнительных органов. В связи с этим совет директоров должен:
- выносить здравые и объективные суждения, иметь и поддерживать необходимый уровень квалификации и проявлять компетентность;
- следовать лучшим образцам эффективного корпоративного управления при осуществлении своей деятельности;
- опираться на компетентные, надежные и независимые системы внутреннего контроля и управления рисками, деятельность которых он должен эффективно контролировать;
- руководить развитием общей корпоративной структуры кредитной организации, не допускать ее неоправданного усложнения.
Как указывает Базельский комитет, в рамках совета директоров следует организовать как минимум четыре комитета: по аудиту, вознаграждениям, назначениям, управлению рисками. При этом подчеркивается, что эффективность работы советов директоров может быть повышена путем обязательного включения в их состав независимых директоров. Такие правила применяются и к компаниям, включенным в котировальные списки крупнейших бирж.
Согласно требованиям Нью-Йоркской фондовой биржи, например, в кредитных организацияхбольшинство членов советов директоров должны быть независимыми, а комитеты советов директоров по аудиту, назначениям и вознаграждениям – состоять исключительно из независимых директоров[6]. Аналогичные требования выдвигает и Британский объединенный кодекс корпоративного управления[7]. Кодекс корпоративного управления Германии тоже обращает внимание на наличие членов наблюдательных советов (советов директоров) с аналогичным статусом и на то, чтобы они располагали необходимыми знаниями, навыками и практическим опытом. Наблюдательный совет наличием большого числа лиц, не связанных сегодня или ранее с компанией, должен обеспечивать независимое консультирование или контроль правления.
Российские кредитные организации в последнее время активно декларируют свою приверженность основным принципам корпоративного управления, формируют его стратегию и организационную структуру в соответствии с мировыми тенденциями. Однако одно дело – декларировать и издавать официальные заявления и акты, а другое – реально соблюдать корпоративную культуру, правильно структурировать органы управления и распределять полномочия и компетенции. Следует согласиться со специалистами, предупреждающими о том, что с вхождением России в ВТО существенно обострится конкуренция на финансовом и банковском рынках и рано или поздно в стране начнут функционировать филиалы иностранных кредитных организаций, корпоративная культура которых существенно выше, что может стать их важным рыночным преимуществом. Поэтому нелишне оценить, в какой мере используемые в практике российских кредитных организаций принципы корпоративного управления соответствуют их миссии.
Итак, совершенствование правового регулирования корпоративного управления в кредитной организации – это непрерывный процесс, включающий следующие моменты:
1) необходимо закрепить в законодательстве большую ответственность директоров кредитной организации, определить перечень вопросов, отнесенных к его исключительной компетенции;
2) целесообразно определить в уставах кредитных организаций требования к составу совета директоров, включая вопрос о введении в его состав независимых директоров;
3) внедрение четкой системы подотчетности и вознаграждения, основанной на долгосрочных показателях результативности кредитной организации.
Если говорить об эффективном корпоративном управлении банковской деятельностью, следовало бы описать ролевые функции совета директоров в отношении:
- управления рисками кредитной организации;
- документарного обеспечения деятельности кредитной организации;
- правового обеспечения деятельности кредитной организации;
- обеспечения информационной безопасности;
- внутреннего контроля;
- финансового мониторинга;
- претензионная работа и т.п.
Это должно быть задачей для руководства любой кредитной организации. В целом, основные задачи совета директоров, отвечающего современным требованиям, можно сгруппировать следующим образом: организация и осуществление стратегического управления, мониторинг и контроль работы исполнительного менеджмента организации.
Библиографический список
- Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 29/12/2014) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
- Федеральный закон от 02.07.2013 № 146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 27. Ст. 3438.
- Письмо Банка России от 13.09.2005 № 119-Т «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях» // Вестник Банка России. 2005. № 50.
- Дадашева О.Ю. Корпоративное управление в банках // Управление в кредитной организации. 2012. № 1. С. 44.
- Письмо Банка России от 06.02.2012 № 14-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору «Принципы совершенствования корпоративного управления» // Вестник Банка России. 2012. № 7.
- Final NYSE corporate governance rules. NYSE, 2003. P. 4, 7 – 10 (http://www.nyse.com/pdfs/finalcorpgovrules.pdf).
- The Combined code on corporate governance. L., July 2003. P. 7, 8, 14, 16 (http://www.fsa.gov.uk/pubs/ukla/lr_comcode2003.pdf).