ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ АПК

Устюкова Валентина Николаевна
Донской Государственный Аграрный Университет, п. Персиановский, Ростовская область
аспирант

Аннотация
В статье рассматривается инновационное развитие перерабатывающей отрасли как фактора, который в перспективе обеспечит стране высокий статус на международной арене, будет способствовать устойчивому поступательному развитию экономики, социальной сферы, всех областей общественных отношений.

Ключевые слова: АПК, бизнес-план, государственная поддержка? innovative development, инновации, инновационное развитие, кластер, перерабатывающая отрасль


INNOVATION IN PROCESSING INDUSTRY APK

Ustyukona Valentina Nikolaevna
Don State Agrarian University, p. Persianovsky, Rostov region
graduate student

Abstract
The article discusses the innovative development of the processing industry as a factor, which in future will provide the country a high status in the international arena, will contribute to the progressive development of sustainable economic, social, all areas of public relations.

Keywords: agriculture, business - plan, cluster, government support, innovation, processing industry


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Устюкова В.Н. Инновации в сфере перерабатывающей отрасли АПК // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/52227 (дата обращения: 14.03.2024).

Руководитель: А.А. Пахомова,  доктор экономических наук.

Актуальность инновационного развития страны очевидна. В настоящее время возможны основные два варианта: либо России постоянно догоняет в своем технологическом развитии ведущие промышленные державы, либо осуществляет разовый массированный инновационный прорыв, занимает господствующие позиции в мировом производстве, международной торговле, причем не только сырьевыми ресурсами и вооружениями, но и средствами производства, потребительскими товарами. Таким образом, именно инновационное развитие становится тем фактором, который в перспективе обеспечит стране высокий статус на международной арене, будет способствовать устойчивому поступательному развитию экономики, социальной сферы, всех областей общественных отношений. Руководство страны на протяжении последних нескольких лет ставит вопросы ускорения инновационных процессов, стимулированию основных направлений инновационной деятельности. Так долгосрочной концепцией развития экономики России, в качестве наиболее перспективных и востребованных с точки зрения инновационного развития, признан целый ряд направлений развития науки, техники и технологий.

В связи с этим Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная   распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г.  № 559-р,  нацеливает данную отрасль АПК на переход к инновационному типу развития, что предполагает включение  факторов экономического роста, отвечающих вызовам долгосрочного периода [1].

Для реализации данной Стратегии в  3 субъектах  Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации начата реализация региональных программ развития перерабатывающей отрасли АПК, реализуемых посредством государственно-частного партнерства.

В Республике Дагестан начата реализация Республиканская целевая программа «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Дагестан на  2011 – 2020 годы», утвержденная постановлением правительства республики от 1 августа 2011 года № 295. Общий объем финансирования – на 2011…2020 годы – 7 млрд. 389 млн. рублей, в том числе: средства республиканского бюджета Республики Дагестан – 2 млрд. 406 млн. рублей, средства из внебюджетных источников   – 4 млрд. 983 млн. рублей.  В результате  ее  реализации к 2020 году объемы производства  должны увеличиться:   цельномолочной продукции – в  2,3 раза,  мясопродуктов – в 4 раза, плодоовощных консервов в 9 раз. Будет создано 3 тысячи новых рабочих мест. Суммарный прирост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней составит– 11,8 млрд. рублей.

В Ставропольском крае  реализуется Краевая целевая Программа «Развитие  пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечение качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья населения Ставропольского края на 2012 – 2015 годы на 2012- 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 20 июля 2012 г. № 280-п. Сумма бюджетного финансирования – 206,3 млн. рублей, что должно обеспечить  прирост общего  объема инвестиций в размере 2,313 млрд. рублей Реализация программы должна  обеспечить  техническое перевооружение и модернизацию действующих организаций по производству пищевых продуктов, включая напитки; привлечение инвесторов для строительства  заводов по производству новых продуктов питания, освоение технологий мирового уровня; внедрение инновационных технологий; развитие выставочно-ярмарочной деятельности; совершенствование взаимодействия с торговыми организациями. В частности производство мяса и субпродуктов 1 категории должно возрасти с 63 тысяч тонн в 2010 году до 71,5 тысяч тонн  в 2015 году или на 14,29%;  колбасных изделий – с 13,2 тысяч тонн в 2010 году до 15 тысяч тонн  в 2015 году или на 13,64%, производство цельномолочной продукции на 3,94%, сыров жирных с 5,2 тысяч тонн  до  5,6 тысячи тонн или на 7,69%.

Однако определенным недостатком этих программ  является недостаточное внимание вопросам инновационного развития перерабатывающей отрасли АПК. Основным направлением бюджетной поддержки  в этих субъектах Федерации являются  возмещение предприятиям перерабатывающей отрасли части затрат на приобретение технологического оборудования  и уплату процентов по банковским кредитам и займам.

Поскольку инновационный процесс включает три достаточно обособленных компонента: генерацию инноваций, трансфер (коммерческую апробацию) нововведений и их широкое практическое освоение (диффузию инноваций), обеспечивающее переход перерабатывающей отрасли на новый технологический уровень, это предполагает разделение программ на три обособленных этапа.

Первый этап – это «Создание  механизма  инновационного развития перерабатывающих отраслей АПК региона». Он заключается в  создании эффективной законодательно-нормативной базы, осуществлении других институциональных мер, стимулирующих повышение инвестиционной и инновационной активности обеспечивающих формирование эффективной региональной инновационной системы, включая создание агропромпарка и развитие сферы профессионального образования. Этот этап завершается принятием нормативных актов, регламентирующих развитие государственно-частного партнерства и подписанием соответствующих соглашений, в том числе Координационным Советом по развитию агропромышленного комплекса с паритетным представительством органов власти субъектов Федерации и саморегулируемых организаций, объединяющих субъекты бизнеса в перерабатывающей отрасли АПК.

Второй этап  – «Реализация  пилотных проектов по разработке и практическому освоению  перспективных технологий  на базе  технологических платформ» представляет собой процесс создания и коммерческой апробации научно-технической продукции, реализуемых посредством предоставления государством финансовой и организационно-правовой поддержки субъектам инновационной деятельности. Наиболее оптимальной формой поддержки является вклад государства в уставный капитал уже вновь коммерческой организации, осуществляющей реализацию пилотных инвестиционных проектов. Вклад органов государственной власти может иметь срочный характер по схеме РЕПО (по истечении оговоренного срока коммерческая организация обязуется выкупить паи, принадлежащие органам власти субъекта Федерации).

Обязательным требованием к  претендентам  на получение государственной поддержки для реализации пилотных проектов в сфере инновационных технологий является построение ими интегрированной бизнес-системы, способной обеспечить разработку, адаптацию к специфике региона и коммерческую апробацию (трансфер) инновационных технологий[1].

Инновационный агропромышленный кластер поэтому должен включать, во-первых, «ядро» кластера – совокупность непосредственных исполнителей пилотного проекта, интегрируемых в единую бизнес-систему под руководством  инновационных посредников-девелоперов, осуществляющих трансфер инноваций. В состав «ядра» входят: организации региональной инновационной  системы, непосредственно занимающиеся генерацией технологических инноваций, а также осуществляющие коммерческую апробацию инноваций, перерабатывающие предприятия и их партнеры, объединенные с ними по технологической цепи: сельхоз товаропроизводители, сфера хранения сельхозпродукции,  организации оптовой, розничной торговли и   технического сервиса.

При этом должны быть обеспечена гарантия, чтобы организатор этой бизнес-системы – инновационный посредник-девелопер не смог узурпировать получаемые им финансовые ресурсы, а, наоборот, оптимально распределить среди участников реализации пилотных инновационных проектов. Поэтому  наиболее подходящей  организационно-правовой формой для «ядра» инновационного кластера может стать хозяйственное партнерство или потребительский кооператив. Все это дает возможность приступить к выполнению третьего завершающего этапа  реализации программы инновационного развития перерабатывающих отраслей – «Оптимизация технологического развития перерабатывающих отраслей  промышленности  субъекта Федерации». Этот этап представляет комплекс мероприятий.

Во-первых, это практическое освоение широким кругом предприятий перерабатывающей отрасли технологических инноваций. Для этого предусматривается льготный порядок предоставления разработанной в ходе второго этапа технологической документации (собственником которой являются органы государственной власти субъекта Федерации) и оказание иных форм государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности предприятий перерабатывающей отрасли АПК (гарантии субъектов Федерации, льготный лизинг, инвестиционные налоговые кредиты и т.п.).

Во-вторых – это перепрофилирование или вывод из эксплуатации  избыточных, морально устаревших и законсервированных производственных мощностей, что позволяет повысить загрузку наиболее перспективных перерабатывающих предприятий. Форма государственной поддержки – это выкуп таких устаревших активов при условии создания новых высокоэффективных производств, востребованных рынком.


Библиографический список
  1. О хозяйственном партнерстве: Федер. закон Рос. Федерации от 5 дек. 2011г. № 39-ФЗ//. Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. – № 49 (ч.5). – Ст. 7058 05.12.2011, N 49 (ч. 5), ст. 7058.
  2. Об инвестиционном товариществе: Федер. закон Рос. Федерации от 28 нояб. 2011г. № 39-ФЗ//. Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. – № 49 (ч.1). – Ст. 7013.
  3. Конюховский П.В. Микроэкономическое моделирование банковской деятельности..-Спб.: «Питер»,2001.-224с.
  4. Инвестиционный механизм инновационного  развития перерабатывающих отраслей  АПК    (монография)/ Маркин С.Ю. и др.- Ростов н/Д: Изд-во ГНУ ВНИИЭиН, 2012-  152 с.
  5. Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от  17 апреля 2012 года № 559-р Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. – № 18. – Ст. 2246.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Устюкова Валентина Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация