ВОСТРЕБОВАННОСТЬ В ЭКОПРОДУКЦИИ НАСЕЛЕНИЕМ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Малышев Алексей Алексеевич
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и экономической теории

Аннотация
В статье проведено исследование востребованности в экопродукции населением Пензенской области. В качестве метода исследования выбран анкетный опрос. Анкетирование охватило население Пензенской области в количестве 114 человек. Выявлены основные экологические проблемы в Пензенской области. Проанализирована экологическая культура населения. Предложены маркетинговые мероприятия по продвижению экопродукции для населения Пензенской области.

Ключевые слова: востребованность, население Пензенской области, экологическая безопасность, экологический маркетинг, экопродукция


THE DEMAND FOR ORGANIC PRODUCTS BY THE POPULATION OF THE PENZA REGION

Malyshev Aleksei Alekseevich
Penza state University of architecture and construction
Candidate of economic Sciences, associate Professor, Department of marketing and economic theory

Abstract
In the article a study of demand in organic products by the population of the Penza region.As a method of investigation, the questionnaire survey. The survey covered the population of the Penza region in the amount of 114 people. Identified the main environmental problems in the Penza region.Analyzed the ecological culture of the population.Proposed marketing activities to promote organic products for the population of the Penza region.

Keywords: environmental marketing, environmental safety, organic products, the demand, the population of the Penza region


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Малышев А.А. Востребованность в экопродукции населением Пензенской области // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/52202 (дата обращения: 29.03.2024).

Загрязнение атмосферы в большой степени сказывается на здоровье городского населения. Ухудшение здоровья горожан является не только показателем экологического состояния города, но и важнейшим социально-экономическим его следствием, которое должно определять ведущие направления по улучшению качества окружающей среды.
В целом на здоровье горожан влияют многие факторы, в особенности характерные черты городского образа жизни – гиподинамия, повышенные нервные нагрузки, транспортная усталость и ряд других, но более всего – загрязнение окружающей среды.
Эффект воздействия загрязнённой среды на человека определяется уровнем и качеством загрязнения, длительностью его влияния, возрастом, исходным уровнем здоровья, а также сочетанным воздействием природной сферы и неудовлетворительных социально-гигиенических факторов[3, с. 28].
В зависимости от длительности и интенсивности воздействия загрязнителя его влияние на здоровье может быть острым и хроническим. Острое действие проявляется в результате резкого увеличения загрязнения окружающей среды обычными для населённого пункта загрязнителями или при проявлении новых вредных веществ[4]. Часто такие явления наблюдаются при аварийных или залповых выбросах промышленных предприятий. Загрязнитель может оказывать провоцирующее действие, обострять или утяжелять имеющиеся у людей заболевания, а также стать причиной специфического заболевания, связанного с действием именно этого фактора[5, с. 129-135]. Поэтому необходимо проанализировать состояние окружающей среды населения Пензенской области. Целью исследования является востребованность в экопродукции населением Пензенской областии в разработке рекомендаций для улучшения его состояния. Исследование охватило жителей Пензенской области. [1, с. 77-82].. В качестве методов исследования использовался анкетный опрос. Размер выборки был определен с помощью формулы:

 [12, с. 43],

где z- коэффициент доверия (z=1,5 для 85%-ной доверительной вероятности);
N- объем генеральной совокупности (1384006 чел. – численность населения Пензенской области);
р- доля признака в выборочной совокупности (0,5);
q=1-p;
∆- предельная ошибка (доверительный интервал, равный 7% ).
Таким образом, мы получили:
n= (1,520,50,51384006) / (0,00491384006+1,520,50,5) = 778503,375/6782,1919= 114. 
В опросе принимали участие жители Пензенской области со следующими социально-демографическими характеристиками:
1) 82% респондентов – мужчины и 18% – женщины
2) 31% опрошенных составили жители в возрасте 18-25 лет, 26% – в возрасте 26-35 лет, 9% – в возрасте 36-45 лет и 34% – старше 45 лет. 
3) Респонденты со средним и среднеспециальным образованием составили 43%, с незаконченным высшим образованием – 39% и 18% – с высшим образованием.
Анкетирование показало, что 89% опрошенных респондентов считают, что в Пензе и Пензенской области существуют экологические проблемы, и лишь 11% опрошенных считают иначе (рисунок 1). 


Рисунок 1–Экологические проблемы, по мнению жителей г. Пенза и Пензенской области, %

При этом 41% опрошенных респондентов считают, что основной экологической проблемой является загрязнение атмосферы, 13% респондентов полагают, что это загрязнение воды (питьевой, в реке), 29% называют в качестве основной проблемы отходы (как бытовые, так и свалки промышленных отходов). 17% – выбрали графу другое, дописав свой ответ. Стоит отметить, что в этом случае в качестве проблемы чаще всего указывалась утилизация радиоактивных отходов в селе Леонидовка[6, с. 215-226], располагающемся неподалеку от Пензы. Менее популярными ответами были вырубка леса и выброс мусора в общественных местах (рисунок 2). 

Рисунок 2 – Основные экологические проблемы для Пензенской области, по мнению жителей Пензенской области, %

В качестве основных источников получения информации об экологических проблемах 14% респондентов называют теленовости, 8% – публикации в местной газете; 53% опрошенных узнают об экологических проблемах из интернета, 18% – от друзей и знакомых; 7% респондентов затрудняются ответить (рисунок 3).


Рисунок 3 – Источники получения информации по выявленным экологическим проблемам Пензенской области, %

На вопрос o том, «Кто должен заниматься решением экологических проблем Пензенской области?», большинство респондентов – 58% – ответили, что местные органы власти. Вторым по популярности ответом был вариант, что экологические проблемы должны решать организации, отвечающие за контроль и охрану окружающей среды: так посчитали 36%. Лишь 6% респондентов считают, что разобраться с экологическими проблемами должны сами жители (рисунок 4).


Рисунок 4–Ответственность по защите окружающей среды, мнения опрошенного населения, %

Отвечая на вопрос, «Какие меры Вы бы предложили, чтобы уменьшить или решить экологические проблемы?», респонденты внесли следующие предложения:создание и развитие «зеленых» организаций в Пензенской области[3, с. 87-95].;
внедрение новых, ресурсосберегающих технологий на предприятиях, связанных с загрязнением окружающей среды[2, с. 123-126].;
повышение эффективности утилизации и переработки отходов;
регулярное проведение субботников.Что касается экологических акций кампаний, проводящийся в Пензе (таких как «Чистый город», «День Суры» и т.д.), то o них слышали 57% респондентов, в то время как 43% не знают об их проведении[7, с. 120-138]. При этом только 6% респондентов, осведомленных об акциях и кампаниях, принимали в них участие. Стоит отметить, что среди этой части опрошенных преобладают жители с уровнем образования – высшее и незаконченное высшее, а средний возраст составляет 18-25 лет. 39% опрошенных выбрали вариант «Нет, но хотелось бы», а остальные 55% респондентов не посещали акций по защите окружающей среды и не собираются этого делать (рисунок 5)[11, с. 68].


Рисунок 5–Востребованность и участие в акциях по защите окружающей среды, % от числа опрошенных респондентов

При этом большинство респондентов (42%) считают, что проводимые акции оказывают влияние на общественное мнение, но они недостаточны, эффективны. 35% опрошенных считают, что экологические акции не оказывают абсолютно никакого влияния; 23% респондентов полностью удовлетворены эффектом от акций[11, с. 70]..
На вопросы, посвященные потреблению экологичной продукции, респонденты ответили следующим образом: 59% респондентов используют продукцию, помеченную как «экологически безопасная», в то время как 41% не задумываются o потреблении именно экологичной продукции[10, с. 136-145]. При этом среди причин использования экологичной продукции 76% потребляющих ее называют безопасность для здоровья и окружающей среды; только безопасность для здоровья выделяют 19% опрошенных, а 5% респондентов при потреблении экологичной продукции заботятся только o отсутствии вреда для окружающей среды (Рис. 6).


Рисунок 6 – Причины использованияэкопродукции в Пензенской области, % от числа опрошенных респондентов

33% опрошенных респондентовготовы переплачивать за экологически безопасный товар, 38% – готовы, но не всегда, а 29% жителей вообще не готовы переплачивать (рисунок 7).


Рисунок 7–Распределение ответов респондентов на вопрос «Готовы ли, Вы, переплачивать за экопродукцию», % от общего числа опрошенных

Таким образом, исследование показало, что большинство жителей Пензы и Пензенской области осведомлены o наличии экологических проблем, но считают, что решать их должны местные органы власти или специальные природоохранные организации, что свидетельствует o низкой экологической культуре в области. Это подтверждает и тот факт, что в проводимых экологических акциях заинтересовано лишь небольшое число жителей (в основном, молодых), а подавляющее большинство не собирается в них участвовать[9, с. 63-68]. Что касается потребления экологичной продукции, то больше половины опрошенных предпочитают именно ее из соображений безопасности не только для собственного здоровья, но и для окружающей среды, что свидетельствует oб осознании необходимости изменения экологической ситуации. Тем не менее, жители Пензенской области по большей степени пассивно относятся к своей роли в поддержании экологии области.
Что касается отношения местных органов власти к экологической обстановке и формированию общественной экологической культуры, то оно характеризуется наличием небольшого количества усилий, в основном малоэффективных. Как показало анкетирование, проводимые экологические акции не привлекают должного внимания жителей, а освещение экологической ситуации происходит в недостаточной степени в средствах массовой информации[8, с. 47]..
Результаты проведенного исследования также показывают, что уровень экологической культуры населения и состояние социально-экологического маркетинга в области находятся на недостаточно высоком уровне. Проводимые в области экологические кампании малоэффективны и не привлекают достаточное количество жителей.
В связи с этим необходимо реализовать ряд мероприятий по повышению уровня общественного экологического сознания с помощью проектов, внедренных в систему образования, а также ввести систему финансового поощрения экологических инициатив. Одновременно с этим необходимо с помощью инструментов экологического маркетинга популяризовать идею экологизации общественного сознания, а также вывести зародившийся интерес населения к экологичному потреблению на новый уровень.


Библиографический список
  1. Белякова Н.А., Малышев А.А. Разработка модели экологического маркетинга в регионе // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. № 1. С. 77-82.
  2. Малышев А.А., Толоконцева Т.А. Формирование маркетингового механизма управления охраной окружающей среды в пензенском регионе // Проблемы региональной экологии. 2013. № 6. С. 123-126.
  3. Малышев А.А., Зубрилина Е.А.  Разработка рекомендаций по развитию эколого-социального маркетинга на примере пензенской области // Маркетинг в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 87-95.
  4. Малышев А.А. Механизмы управления устойчивостью эколого-экономической системы // диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Пенза, 2011
  5. Малышев А.А., Солодков Н.Н. Факторы, влияющие на устойчивость эколого-экономической системы // Нива Поволжья. 2014. № 30. С. 129-135.
  6. Малышев А.А. Практика управления эколого-экономической системой в России и пензенском регионе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. № 4 (28). С. 215-226.
  7. Малышев А.А., Ткаченко А.А. Влияние эмоциональных стимулов на поведение потребителей // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2012. № 2. С. 120-138.
  8. Резник Г.А., Малышев А.А. Разработка модели управления устойчивостью эколого-экономической системы// Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 47
  9. Резник Г.А., Малышев А.А. Механизмы экономической мотивации предприятий в условиях устойчивости эколого-экономической системы // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 63-68.
  10. Резник Г.А., Малышев А.А. Методологические подходы к исследованию факторов устойчивости эколого-экономической системы // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. № 1 (25). С. 136-145.
  11. Резник Г.А., Малышев А.А. Экологический маркетинг: проблемы и перспективы развития: монография / Г.А. Резник, А.А. Малышев. —  Пенза: ПГУАС, 2014. —  144 с.
  12. Ядов  В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы.  – М., 1995.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Малышев Алексей Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация