Когнитивное рассмотрение языковых явлений позволяет по-новому подойти и к проблеме семантических исследований. Основной постулат когнитивного подхода к языковым явлениям заключается в том, что для процесса коммуникации релевантны не только знания о языке, но и знания о мире, о социальном контексте. Когнитивный подход предполагает изучение смыслового содержания языковой единицы как части всей концептуальной системы знаний человека.
В современной лингвистике широко используется термин «концепт». Концепт – явление того же порядка, что и понятие. По своей внутренней форме слова концепт и понятие одинаковы: концепт является калькой с латинского conceptus – «понятие», от глагола concipere – «зачинать». Однако в настоящее время они довольно разграничены. Понимание этого термина не является однозначным. В лингвистической литературе «концепт» использовался не только для обозначения элементарных представлений о реалиях объективного мира, но и для обозначения целостного понятия о классе предметов, лежащего в основе семантики лексических единиц и в отношении мыслительных аналогов элементарных смыслов – сем.
Пересмотр традиционного логического содержания концепт (concept) и его психологизация связаны с «изменением парадигмы гуманитарного знания. Концепт – термин, при помощи которого объясняются единицы ментальных или психических ресурсов сознания человека» [см.: 1]. Концепт также называют «сгустком культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» [2, с. 40]. Концепт – «это культурно отмеченный вербализованный смысл, представленный в плане выражения целым рядом своих языковых реализаций, образующих соответствующую лексико-семантическую парадигму» [3, с. 47]. Другими словами, концепт включает категории нашего сознания, это объект идеальный, существующий лишь в психике человека и репрезентирующий ментальное отражение действительности того или иного социума: является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека. В психике разных людей одному и тому же наименованию могут соответствовать разные ментальные образования, за одним и тем же словом данного языка в сознании разных людей могут стоять разные концепты [4]. Разные языки концептуализируют объективную действительность по-разному. При любом определении концепта просматривается антропоцентрическая направленность к языку [5,с. 350].
Концепт воплощается в языке. Внимание лингвистов подчеркнуто направлено на изучение языка в связи с отражением внутреннего мира человека. Анализируя то или иное языковое понятие, лингвисты пытаются объяснить, как соотносятся между собой внутренняя форма слова, являющаяся частью плана содержания слова, обозначающего концепт, и содержание обозначаемого понятия, а также как смысл тех или иных понятий отражается в сознании человека. Таким образом, концепт – это родовое понятие, которое включает в себя ряд видовых понятий, отражающих в нашем сознании определенный отрезок денотативного пространства картины мира. Концепт непосредственно связан с выражением знаний о мире, участвует в формировании языковой картины мира.
В современном лингвистическом понимании концепта наметились три основных подхода: 1) в число концептов включаются лексемы, значения которых составляют содержание национального языкового сознания и формируют «наивную картину мира» носителей языка; 2) к числу концептов относят семантические образования, отмеченные лингвокультурной спецификой и характеризующие носителей определенной этнокультуры; 3) концептами считаются семантические образования, которые являются ключевыми для понимания менталитета как специфического отношения к миру его носителей [3, с. 47-48].
Концептосфера обширна. Концепты представляют собой целую систему, например, истина, правда, свобода, воля, душа, долг, честь и другие. Различают базовый концепт и понятия-ассоциаты, связанные с ним.
Обращение к данной теме не случайно, поскольку мир играет огромную роль в жизни отдельного человека и человечества в целом. Мир – это счастье, это труд, май, жизнь. Именно поэтому интересно рассмотреть отражение этого концепта в разных языковых картинах мира, в частности английской и русской. Понятие «мир – вселенная, система мироздания» появлялось в древнейших культурах у самых истоков их возникновения. Уже древнегреческие мыслители эпохи Аристотеля представляли себе космос в целом, а также и Землю в виде шара.
Библиографический список
- Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика – психология – когнитивная наука//Вопросы языкознания. – 1994. – № 4.
- Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. – М.: Школа “Языки русской культуры”, 1997.
- Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании//Филологические науки. – 2001а. – № 1.
- Wiezbicka A. Lexicography and Conceptual Analysis. – Ann Arbor: Karoma Publishers, Inc., 1986.
- Лакофф Дж. Лингвистические гештальты//Новое в зарубежной лингвистике. Вып. X. – М.: Прогресс, 1981.