Современное общество предъявляет повышенные требования к качеству медицинского образования полагая, что к концу обучения у студентов-медиков будут сформированы необходимые для медицинской деятельности профессиональные и общекультурные компетенции. Главным ориентиром этико-правового регулирования медицинской деятельности является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1] и ряд подзаконных актов, необходимых в работе каждого лечебного учреждения. Однако, не стоит забывать, что для качественного исполнения своих должностных обязанностей у выпускников медицинского вуза за время обучения должен быть сформирован нравственный императив, являющийся связующим звеном всего медицинского сообщества.
В условиях инновационного общества проблемы эффективности вузовской подготовки специалиста, социализации личности медицинского работника и степень востребованности его на рынке труда должны рассматриваться в контексте гуманизации педпроцесса медицинского вуза при активном использовании воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин. Только в этом случае мы можем получить ожидаемый результат в процессе реализации национального проекта в области здравоохранения и улучшить качество жизни россиян [2, с. 79].
Формирование зрелого правосознания граждан является одной из главных обязанностей государства, что представляется возможным при создании условий для всестороннего развития личности, возрождения традиционных семейных ценностей и духовности народа [3, с. 83]. 3 июля 2014 г. на заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям В.В. Путин отметил: «Приоритеты государственной молодежной политики должны быть направлены на формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [4]. Ведущую роль в процессе нравственно-патриотического воспитания молодежи должны играть гуманитарные науки, а духовные скрепы общества могут стать ориентиром для формирования багажа социокультурных особенностей и профессиональных компетенций [5].
В то же время нельзя сбрасывать со счетов и роль СМИ в процессе социализации молодежи. Святейший Патриарх Алексий II, выступая на очередной сессии ПАСЕ (02.10.2007), отметил: «…в публичной сфере общество и государство должны поддерживать и поощрять нравственность, приемлемую для большинства граждан, направляя свои усилия через средства массовой информации, систему социальных и общественных институтов, систему образования на воспроизводство нравственных идеалов, связанных с духовной и культурной традицией европейских народов» [6].
Жизнь современного общества не стоит на месте, многое меняется в нашей жизни, и людям необходимо адаптироваться к этим изменениям. Российские ВУЗы были, есть и будут очагом культуры, местом духовно-нравственного становления граждан России, сбережения и приумножения культурного и интеллектуального потенциала страны. Именно поэтому, в инновационном обществе система образования должна быть ориентирована на гармоническое развитие индивида [7, с. 51].
Гармоническое развитие индивида – фундамент, на котором строится будущее человечества. Член-корреспондент РАН Ю.А. Жданов подчеркивал необходимость формирования «универсально развитого индивида, свободного от классовых шор и националистических ограничений, меняющего формы своей жизнедеятельности в зависимости от потребностей общества и потребностей своего саморазвития» [8, с. 201].
Термин «студенческий возраст» характеризует период развития личности, протекающего во время обучения индивида в среднем специальном или высшем учебном заведении, так как именно в этом возрасте происходит активизация социальных функций и формирование тех навыков, которые будут необходимы в профессиональной деятельности [9]. С рамках деятельностного подхода социализация определяется как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [10, с. 241].
Безусловно, в современных условиях российской системе образования необходимо уделять должное внимание духовно-нравственному и гармоническому развитию индивида. «Любая медицинская специальность формируется исходя из моральных оснований, имеет моральное значение и наполнена моральным смыслом. Забвение нравственной компоненты медицины грозит обществу бездумным и бесконтрольным внедрением в практику новых технологий, применение которых связано с неопределённостью последствий и опасностью воздействия на жизнь конкретного индивида и всего социума» [11, с. 138].
Врачебная ментальность формируется у студентов-медиков как «социальный архетип» [12, с. 86–87], сложившийся на основе группового (общественного) сознания благодаря синтезу личностного и социального. «Российский врач как человек, специалист и гражданин обладает определенным набором национальных черт и профессиональных компетенций, детерминированных особенностями культуры и религии, которые проявляются в его отношении к самому себе, окружающим людям, государству и миру в целом». Врачебный менталитет не является врожденным феноменом, он может быть только социально приобретен, поэтому в медицинских вузах гуманизации педпроцесса следует уделять особое внимание [13]. Проблемы социализации студентов-медиков рассматриваются в ряде опубликованных работ [14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21].
Современное инновационное общество задает быстрый темп развития, и медицинскому работнику нужно стараться идти в ногу со временем. С момента получения диплома о высшем образовании процесс обучения для врача не заканчивается. Знания – продукт скоропортящийся, они способны устаревать и видоизменяться, поэтому каждому специалисту необходимо регулярно заниматься самообразованием. В индивидуальном плане некомпетентность специалиста может квалифицироваться как невежество, а в общекультурном – как идеология антигуманизма, влекущая за собой рост числа «ошибок» как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности [22]. Все это актуализирует проблему регулярного самообразования врача и его мотивации на успешную работу в определенной области.
Безусловно, от гуманизации и гуманитаризации педпроцесса медицинского вуза многое зависит в деле профессиональной подготовки медицинских кадров, но нельзя забывать и о субъективном факторе – личности обучающегося и его деятельностном подходе к своей судьбе и благу общества. Гармоническое воспитание человека начинается в семье, поэтому приоритетом социальной политики любого государства должно быть возрождение семейных ценностей, на базе которых образовательные учреждения страны смогут формировать те или иные компетенции, необходимые личности в профессиональной деятельности.
Библиографический список
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://base.garant.ru/12191967/ (дата обращения 12.03.2015).
- Гетманова С.Л. Профессиональная культура врача в контексте гуманизации педпроцесса медицинского вуза // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 36. – С. 76–80.
- Агеева Н.А. Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2013. – № 30. – с. 79–83.
- Заседание Совета по межнациональным отношениям / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/news/46144 (дата обращения 12.03.2015).
- Агеева Н.А. Духовные скрепы общества как главный ориентир гуманизации высшего образования // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2013. – № 31. – с. 57–61.
- Выступление Святейшего Патриарха Алексия на очередной сессии ПАСЕ [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/301775.html (дата обращения 12.03.2015).
- Гетманова С.Л. Гармоническое развитие индивида в условиях инновационного общества // Инновации в науке. – 2014. – № 4 (32). – С. 48–52.
- Жданов Ю.А. Избранное: в 3 т. Ростов-на-Дону, 2009 – Т. 2. – 368 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: Питер, 2010, – 288 с.
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Наука, 1994. – 325 с.
- Агеева Н.А. Этический аспект проблемы взаимоотношения врача и пациента // Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 5. – С. 131–139.
- Касьянова К.А. О русском национальном характере. – М.: Институт национальной модели экономики, 1994. – 368 с.
- Агеева Н.А. Менталитет врача в контексте гуманизации высшего образования // Universum: Медицина и фармакология. – 2014. – № 4 (5). – С. 5.
- Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 40. – С. 53–58.
- Шаповал Г.Н. Личность преподавателя как главного ретранслятора культурных и социальных норм при обучении иностранных студентов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2013. – № 32. – С. 49–54.
- Агеева Н.А. Дефекты оказания медицинской помощи: проблемы и пути решения // Universum: Медицина и фармакология. – 2014. – № 6 (7). – С. 2.
- Агеева Н.А. Профессиональная культура как нравственный императив деятельности врача // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 6. – С. 77–86.
- Агеева Н.А. На пути из «века биологии» в «век антропологии» // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 12-1 (40). – С. 75–82.
- Крамская С.В. Актуальные вопросы гуманизации и гуманитаризации высшего образования // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 6. – С. 5–9.
- Крамская С.В. Роль регионального компонента образования в процессе социализации студентов-медиков // Гуманитарные науки в XXI веке. – 2014. – № XXI. – С. 94–99.
- Агеева Н.А. Проблема невежества в биоэтическом аспекте медицинской деятельности // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2014. – № 1. – с. 27–30.
- Агеева Н.А. Биоэтическое измерение понятий «добро» и «зло», «польза» и «вред» в контексте медицинской деятельности // Современная медицина: актуальные вопросы. – 2014. – № 31. – С. 83–88.