Первая попытка создания независимого объединения инвалидов была предпринята в 1973 г. Инициатором образования группы был художник из Иванова, инвалид В. Голубев, который написал программу группы и наладил контакты с инвалидами из других городов. Но КГБ воспрепятствовал завершить создание группы инвалидов. Из-за давления властей В. Голубев и единомышленники вынуждены были отказаться от своей затеи.
В мае 1978 г. была образована «Инициативная группа защиты прав инвалидов в СССР» (ИГ), которую создали Ю. Киселев (Москва), В.А. Фефелов (Юрьев-Польский Владимирской области) и Ф. Хусаинов (Чистополь Татарской АССР). Ю. Киселев, 1932 года рождения, в 1945 г. попал под трамвай и лишился ног. Несмотря на инвалидность, окончил Строгановское училище, художник и дизайнер. Бороться за права инвалидов Киселев начал в 1956 г. В.А. Фефелов, 1949 года рождения, киномеханик, в 1966 г. работал электромонтером в Сельэнерго. При падении Фефелов повредил позвоночник и с тех пор передвигался в коляске. Инвалидную коляску Фефелову дали только после написания им заявления в Политбюро, где отказывался от гражданства, поскольку нарушаются его права. Ф. Хусаинов, 1941 года рождения, работник Чистопольского часового завода, где в 1969 г. повредил позвоночник и потерял возможность самостоятельно передвигаться.
ИГ имела правозащитный [1] характер. Участники ИГ в качестве ключевых задач определяли: распространение материалов о положении инвалидов в СССР; требование от соответствующих органов СССР улучшения обеспечения инвалидов; обращения за поддержкой к западной общественности; налаживание связей с зарубежными организациями по вопросам инвалидов. Основной задачей Инициативной группы объявлялось содействие в создании Всесоюзного общества инвалидов, поскольку только сами инвалиды, говорилось в заявлении группы, могут отстаивать свои права. Своим главным методом в отстаивании своих прав ИГ считала гласность. В мае 1978 г. появился самиздатовский [2] «Бюллетень ИГ» [3], основное содержание которого составляли документы ИГ, где рассматривались проблемы инвалидов, предлагались варианты решения данных вопросов, анализировались случаи нарушения прав человека в СССР и т.д. Помимо этого, в «Бюллетене ИГ» публиковались обращения в советские и зарубежные органы, сообщения из различных городов об особенных для социалистического государства сложностях, с которыми сталкиваются инвалиды, и беззаконии номенклатуры. В «Бюллетене ИГ» размещались аналитические материалы о положении инвалидов в СССР и в западных странах.
ИГ сотрудничала с МХГ, СМОТом и др. [4].
В День Прав Человека 10 декабря 1978 г. в Москве прошла демонстрация на площади Пушкина. Среди задержанных демонстрантов – 20 человек, был один из создателей ИГ Ю. Киселев. Всех задержанных вскоре освободили [5].
В начале ноября 1978 г. поселковым советом пос. Планерское Крымской области было принято решение о сносе «как незаконно возведенного» дома, который принадлежал Ю. Киселеву. Киселев построил свой дом на собственные средства еще в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Строительство длилось долго. Затем 10 лет никаких претензий к дому Киселева не имелось, постройка незаконной не считалось. Разрешение на строительство было получено в соответствии со всеми требованиями.
В.А. Фефелов и Ф. Хусаинов тоже подвергаются преследованиям. К одному постоянно приходили домой милиционеры с угрозами. У другого перед гаражом, где была инвалидная коляска, вырыли канаву как бы для ремонта водопровода. Но в итоге инвалида лишили возможности перемещаться, т.к. доступ к коляске был заблокирован [6].
27 октября 1978 г. насильственно госпитализировали в психиатрическую больницу Ю.З. Валова, 1938 года рождения, экономиста-плановика, уволенного в свое время, как он считал, несправедливо с Московского мехзавода. Ю.З. Валова впервые задержали и направили в психбольницу 7 ноября 1976 г. после предпринятой им попытки попасть на прием к сотруднику американского посольства. Его выпустили из ПБ 28 января 1977 г. и поставили на учет (пос. Тучково Рузского района Московской области). В октябре накануне очередной госпитализации Валов написал обращение для СМИ «Слово инвалида» о тяжелом положении советских инвалидов [7].
В.А. Фефелова, осенью 1977 г., после того как он стал поддерживать контакты с правозащитниками, его по сфальсифицированному поводу лишили водительских прав, из-за чего теперь невозможно использовать свою машину «Запорожец», что практически означает для В.А. Фефелова домашний арест [8]. Затем его на 5 лет лишили водительских прав [9].
30 октября 1978 г. у В.А. Фефелова был проведен обыск без санкции под надуманны предлогом. Обыск проводился сотрудниками Юрьев-Польского районного отделения милиции, которые вломились в дом, толкнув хозяина [10].
6 декабря 1978 г. на квартире В.А. Фефелова в Юрьев-Польский его посетили представители местной власти и сотрудники местного УКГБ. «Гости» опять появились 28 декабря 1978 г. От Фефелова потребовали прекратить деятельность ИГ и издание Бюллетеня. К Ю. Киселеву тогда же приходили в Москве члены Комитета ветеранов и ругали за «незаконную» деятельность. Киселеву угрожали по телефону [11].
16 марта 1979 г. на квартиру к В.А. Фефелову в третий раз пришли представители власти, которые стремились выяснить, кто является автором документа ИГ № 3 «О положении инвалидов в СССР», и опять настаивали на «прекращении распространения антисоветских измышлений» о положении инвалидов в Советском Союзе. Накануне престарелые родители Фефелова тоже встречали таких «гостей», которые просили соответствующим образом «повлиять» на сына [12].
Инвалид В. Прокопчук, объявивший голодовку, требуя разрешения на выезд из СССР для лечения, прекратил ее по просьбе ИГ [13].
В ходе обыска у В.А. Некипелова, члена МХГ, 25 августа 1979 г. были изъяты документы ИГ [14]. В рамках дела В.А. Некипелова 8 декабря 1979 г. был проведен обыск у .А. Фефелова, в ходе которого забрали материалы ИГ, адреса инвалидов, личные письма, в том числе из-за рубежа и т.п. В этот же день вечером на квартиру к Фефелову ворвался пьяный понятой и угрожал устроить погром. Супруги Некипеловы давно добивались выезда из СССР. В 1977 г. отказались от гражданства СССР, отослав свои паспорта в Президиум Верховного Совета СССР [15].
В 1979 г. ИГ пополнилась новым членом – О. Зайцевой, медицинской сестрой в детских яслях № 1 Юрьева-Польского [16].
28 января 1980 г. В.А. Фефелову сделали предупреждение по Указу от 25 декабря 1972 г. В этот же день сотрудники комитета госбезопасности посетили на работе О. Зайцеву, предъявив ей обвинение в антисоветской деятельности, грозили возбудить дело по ст. 190¹ УК РСФСР и лишить ее родительских прав [17].
В.А. Фефелова накануне Олимпиады два раза задерживался милицией, когда передвигался на собственной машине. Результаты экспертизы на содержание алкоголя в крови были фальсифицированы, и у В.А. Фефелова отобрали водительские права. В местной газете была опубликована статья «Что вы хотите, Фефелов?». У Ф. Хусаинова была отобрана инвалидная коляска [18].
20 сентября 1980 г. в рамках дела № 50611/14-79 были проведены обыски у Ю. Киселева, В.А. Фефелова, в ходе которого были изъяты материалы ИГ, заявления В.А. Фефелова и т.п. [19].
Против В.А. Фефелова возбудили уголовное дело по ст. 211 УК РСФСР, обвинив его в управлении машиной в состоянии алкогольного опьянения [20].
В декабре 1980 г. Ю. Киселеву изуродовали автомобиль, разбили фары, закоротили аккумулятор [21].
23 декабря 1980 г. Ю. Киселев опять подвергся обыску в рамках дела № 50611/14-79 по распоряжению следователя Московской горпрокуратуры Бурцева, у него забрали документы ИГ, материалы Европейской организации инвалидов и др. На следующий день Ю. Киселева сильно избили в подъезде своего дома [22].
14 февраля 1981 г. в ПБ «Ляхово» (Горький) принудительно госпитализировали Ю.З. Валова [23].
В июле 1981 г. сотрудники ГАИ Юрьева-Польского, забравшись в гараж В.А. Фефелова, предприняли попытку снять с его машины номер. Но парализованный В.А. Фефелов подполз к машине и закрыл номер собой. В августе 1981 г. заместитель начальника милиции Юрьева-Польского Шовылин пригрозил супруге В.А. Фефелова О. Зайцевой снять с их автомобиля мотор [24].
12 мая 1982 г. был проведен обыск у В.А. Фефелова, в ходе которого забрали документы ИГ. Против В.А. Фефелова возбудили дело о «сопротивлении представителю власти». 8 января 1982 г. провели обыск у Ф. Хусаинова в Чистополе.
Из-за преследований В.А. Фефелов с женой в октябре 1982 г. эмигрировали.
29 октября в Москве к Ю. Киселеву, члену ИГ, пришли участковый (124 отделение милиции) и неизвестный в штатском. Ю. Киселев отсутствовал в это время дома, в квартире находились 83-летняя мать Киселева и В.К. Первушин, который приехал столицу из Новосибирска для подачи жалобы о незаконном увольнении с работы. Первушина увезли в «Матросскую тишину». В.К. Первушин был в психбольнице до 12 ноября, в Новосибирске его поставили на психучет, затем насильственно госпитализировали в психбольницу № 4. Накануне госпитализации В.К. Первушин подписал обращения об улучшении положения инвалидов в СССР и о необходимости сокращения расходов на вооружение и направлении высвобожденных средств инвалидам. 10 ноября к Киселеву опять пришли сотрудники милиции с предупреждением о недопустимости проживания у него лиц без прописки, в противном случае, его могут выселить из Москвы. Киселеву сделали «предостережение» по ст. 190¹ УК РСФСР [25].
Членом ИГ в 1985 г. стал А. Рубченко, который также входил в Группу по установлению доверия между СССР и США.
7 ноября 1985 г. в Москве Ю. Киселев объявил голодовку, требуя кардинального улучшения положения инвалидов в СССР. Ю. Киселев заявил, что будет продолжать голодовку до окончания встречи в Женеве М. Горбачева и Р. Рейгана. Ю. Киселев обратился с открытым письмом к Р. Рейгану. Он продолжил голодовку до 10 декабря 1985 г., приурочив ее ко Дню прав человека. У Киселева отключили телефон, но по окончании встречи Горбачева с Рейганом телефон заработал [26].
Член ИГ А. Рубченко проживает в военном городке Люберцы Московской области, вход в который возможен только по пропускам. Данное обстоятельство власти используют, чтобы держать Рубченко под домашним арестом, не выпускать его с территории городка, не допускать к нему гостей. Это случалось 24 сентября 1985 г., 19 февраля и 10 марта 1986 г., 10 апреля 1986 г. Домашние аресты, как правило, совпадали с планировавшимися мероприятиями Группы доверия или значимыми политическими событиями (например, в феврале-марте 1986 г. во время XXVII съезда партии) [27].
3 июля 1987 г. на квартире у С. Григорьянца прошла пресс-конференция, посвященная выходу первого номера журнала «Гласность», не самиздатского издания, как подчеркивали редакторы, журнал распространялся свободно. Цель издания состояла в освещении тех сфер жизни, которые не входят в зону внимания официальных СМИ. На конференции выступил и член ИГ Ю. Киселев.
10-15 декабря 1987 г. в Москве должен быть состояться Международный семинар по гуманитарным проблемам, который организовывал пресс-клуб «Гласность». Координатором секции «Права инвалидов и других социально-зависимых групп» был Ю. Киселев.
9 декабря 1987 г. в газете «Московская правда» была напечатана статья с резкими выпадами против основателя ИГ Ю. Киселева [28].
«Инициативная группа защиты прав инвалидов в СССР» сыграла значительную роль в деле борьбы за права инвалидов в стране. Однако деятельность подобных групп остается актуальной и в современной России.
Библиографический список
- Гарькин И.Н., Королева Л.А. Правозащитное движение в СССР (1960-1980 гг.) // История и археология. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/04/959 (дата обращения: 14.02.2015).
- Мику Н.В., Молькин А.Н. Формы проявления диссидентской практики // Политика, государство и право. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/11/2080 (дата обращения: 16.02.2015).
- Королева Л.А., Гарькин И.Н. Оппозиционные журналы о сопротивлении режиму в СССР (1950-1980-е гг.) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 3.
- Гайворонский Е. Как начиналась борьба за права инвалидов // http://invak.info/zakony-i-prava/2771-kak-nachinalas-borba-za-prava-invalidov.html
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 23-24.
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 22-23.
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 23-24.
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 24-25.
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 40.
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 155.
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 47.
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 75.
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 136-137.
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 148.
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 160.
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 217-218.
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 240.
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 292.
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 360.
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 373.
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 389-390.
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 416.
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 422-423.
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 469.
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 576.
- Вести из СССР. Права человека. 1983 // https://kronid.wordpress.com/2014/06/22/1983-год/
- Вести из СССР. Права человека. 1985 // https://kronid.wordpress.com/2014/06/22/1985-год/
- Вести из СССР. Права человека. 1986 // https://kronid.wordpress.com/category/1986; Вести из СССР. Права человека. 1987 // https://kronid.wordpress.com/category/1987/