Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течении многих лет. Однако, мыслительная деятельность умственно отсталых детей изучена ещё недостаточно. Данное нарушение сказывается на интеллектуальной деятельности детей, что искажает общий ход развития мышления.
В связи с тем что, число детей с умственной отсталость не убывает, а из года в год растёт ,то наше исследование будет интересно для педагогов, психологов, дефектолог работающих с деться с интеллектуальной недостаточностью.
Нами было проведено исследование направленное на выявление особенностей наглядно-образного и словесно-логического мышления младших школьников с умственной отсталостью. Исследование включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Ходе исследования мы разработали диагностическую программу и подобрали комплекс диагностических методик: “Нелепицы”, «Исключение предметов», «Понимание сюжетной картины», «Понимание прочитанного текста», «Свободная классификация».
С помощью разработанной нами диагностической программы включающая в себя комплекс методик, направленных на выявление особенностей наглядно-образного и словесно-логического мышления, мы выявили, что наглядно-образное и словесно-логическое мышления у детей с недостаточностью интеллекта находиться на низком уровне. Так же нами были выявлены качественные особенности наглядно-образного и словесно-логического мышления. Они выражаются в следующем:
- нарушение основных операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования, конкретизации)
-некритичность к себе и своим действия;
-не способность адекватно оценить свою работу;
-часто не понимают инструкцию к выполнению задания;
-не могут свободно использовать слово как средство осмысления ситуации;
- им сложно составить связный рассказ, часто рассказ сменяется простым перечислением предметов;
-не понимают подтекст, скрытого смысла;
- не могут исключить предметы не подходящие под категорию;
- при пересказе знакомого теста допускают много ошибок, рассказывают о явлениях не встречающихся в рассказе.
Данные выводы свидетельствовали о необходимости разработки коррекционно-развивающей программы и своевременное проведения коррекционно-развивающей работы.
Опираясь на результаты диагностической программы, нами была составлена и подробно описана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления младших школьников с умственной отсталостью.
Разработанная программа коррекционно-развивающих занятий направлена на развитие основных операций наглядно-образного и словесно-логического мышления. В предложенную нами программу входит 15 фронтальных занятий. Продолжительность занятий составляет 30-35 минут. Занятия проводились во внеурочное время 3 раза в неделю.
После реализации коррекционно-развивающей программы, был проведён сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования. По результатам исследования были проанализированы и сделаны следующие выводы:
-уровень сформированности способности к обобщению и выделению существенных признаков появился: высокий уровень у 40% (4 человека) и средний уровень у 60% (6 человек).
-уровень сформированности словесно-логического мышления появился: у 60% школьников отмечается средний (6 человек) и высокий уровень у 40% (4 человека) развития.
-уровень сформированности словесно-логического мышления, исследования возможности осмысления изображения, уровня сформированности речемыслительной деятельности, а так же особенностей зрительного восприятия и понимания подтекста изображения появился: высокий у 60% (6 человек) и средний уровень у 40% (4 человек) развития.
-уровень сформированности таких операций мышления как: понимания, осмысления, запоминания стандартных текстов появился: высокий уровень у 40% (4 человека) и средний уровень у 60% (6 человек) развития.
-уровень сформированности логического мышления появился: высокий уровень у 50% (5человек) и средний уровень у 50% (5 человек) развития.
Что свидетельствует об эффективности коррекционно-развивающей программы.
Библиографический список
- Психология. Немов Р.С. Кн. 3. Психодиагностика. 2001, 4-е изд., 640с.
- Психология. Вып. 1. Общая психология: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 031900 – Специальная психология / Т.И. Лях, М.В. Лях. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007.
- Психология. Вып. 2. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 031900 – Специальная психология / Т.И. Лях, М.В. Лях. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007.
- Семаго И.Я. Диагностический альбом для развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.-2-е изд. И.Я. Семаго М.М. Семаго.-М.:Айрис-пресс,2007.