НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ И СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Шаронова Анастасия Сергеевна
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

Аннотация
В статье рассматривается вопрос о специфических особенностях мышления детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Описывается диагностическая и коррекционно-развивающая программа, направленные на изучение указанных параметров, и анализ результатов их апробации.

Ключевые слова: диагностика, коррекция, младший школьный возраст, наглядно - образное мышление, нарушение., особенности, развитие, словесно-логическое мышление, умственная отсталость


VISUAL-FIGURATIVE AND VERBAL-LOGICAL THINKING OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH MENTAL RETARDATION

Sharonova Anastasya Sergeebna
Tula State Pedagogical University by Leо Tolstoy

Abstract
The article discusses the question of the specifics of the thinking of children of younger school age with mental retardation. Describes diagnostic and remedial - developmental program aimed at the study of these parameters, and analysis of the results of their testing.

Keywords: a violation, correction, development, diagnosis, features, mental retardation, primary school age, verbal-logical thinking, visual - spatial intelligence


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шаронова А.С. Наглядно-образное и словесно-логическое мышление детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/50103 (дата обращения: 30.09.2024).

Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течении многих лет. Однако, мыслительная деятельность умственно отсталых детей изучена ещё недостаточно. Данное нарушение сказывается на интеллектуальной деятельности детей, что искажает общий ход развития мышления.

В связи с тем что, число детей с умственной отсталость не убывает, а из года в год растёт ,то наше исследование будет интересно для педагогов, психологов, дефектолог работающих с деться с интеллектуальной недостаточностью.

Нами было проведено исследование направленное на выявление особенностей наглядно-образного и словесно-логического мышления младших школьников с умственной отсталостью. Исследование включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Ходе исследования мы разработали диагностическую программу и подобрали комплекс диагностических методик: “Нелепицы”, «Исключение предметов», «Понимание сюжетной картины», «Понимание прочитанного текста», «Свободная классификация».

С помощью разработанной нами диагностической программы включающая в себя комплекс методик, направленных на выявление особенностей наглядно-образного и словесно-логического мышления, мы выявили, что наглядно-образное и словесно-логическое  мышления у детей с недостаточностью интеллекта находиться на низком уровне. Так же нами были выявлены качественные особенности наглядно-образного и словесно-логического мышления. Они выражаются в следующем:

- нарушение основных операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования, конкретизации)

-некритичность к себе и своим действия;

-не способность адекватно оценить свою работу;

-часто не понимают инструкцию к выполнению задания;

-не могут свободно использовать слово как средство осмысления ситуации;

- им сложно составить связный рассказ, часто рассказ сменяется простым перечислением предметов;

-не понимают подтекст, скрытого смысла;

- не могут исключить предметы не подходящие под категорию;

- при пересказе знакомого теста допускают много ошибок, рассказывают о явлениях не встречающихся в рассказе.

Данные выводы свидетельствовали о необходимости разработки коррекционно-развивающей программы и своевременное проведения коррекционно-развивающей работы.

Опираясь на результаты диагностической программы, нами была составлена и подробно описана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления младших школьников  с умственной отсталостью.

Разработанная программа коррекционно-развивающих занятий направлена на развитие основных операций наглядно-образного и словесно-логического мышления. В предложенную нами программу входит 15 фронтальных занятий. Продолжительность занятий составляет 30-35 минут. Занятия проводились во внеурочное время 3 раза в неделю.

После реализации  коррекционно-развивающей программы, был проведён сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования. По результатам исследования были проанализированы и сделаны следующие выводы:

-уровень сформированности способности к обобщению и выделению существенных признаков появился: высокий уровень у 40% (4 человека) и средний уровень у 60% (6 человек).

-уровень сформированности словесно-логического мышления появился: у 60% школьников отмечается средний (6 человек) и высокий уровень у  40% (4 человека) развития.

-уровень сформированности словесно-логического мышления, исследования возможности осмысления изображения, уровня сформированности речемыслительной деятельности, а так же особен­ностей зрительного восприятия и понимания подтекста изображения появился: высокий у 60% (6 человек) и средний уровень у 40% (4 человек) развития.

-уровень сформированности таких операций мышления как: понимания, осмысления, запоминания стандарт­ных текстов появился: высокий  уровень у 40% (4 человека) и средний уровень у 60%  (6 человек) развития.

-уровень сформированности логического мышления появился:  высокий уровень у 50% (5человек)  и средний уровень у 50% (5 человек) развития.

Что свидетельствует об эффективности коррекционно-развивающей программы.


Библиографический список
  1. Психология. Немов Р.С. Кн. 3. Психодиагностика. 2001, 4-е изд., 640с.
  2. Психология. Вып. 1. Общая психология: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 031900 – Специальная психология / Т.И. Лях, М.В. Лях. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого,  2007.
  3. Психология. Вып. 2. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 031900 – Специальная психология / Т.И. Лях, М.В. Лях. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого,  2007.
  4. Семаго И.Я. Диагностический альбом для развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.-2-е изд. И.Я. Семаго М.М. Семаго.-М.:Айрис-пресс,2007.


Все статьи автора «Шаронова Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: