Одной из наиболее значимых задач для современной высшей школы является формирование у студентов принципиально новых типов и форм мышления, развитие у них познавательной активности и способности адаптироваться к совершенствующимся формам обучения, к внедряющимся новшествам в структуре дисциплин, а также к самостоятельному поиску межпредметных связей. Характерной чертой современной системы обучения также является рост количества информации в области образования и внедрение новых типов образовательной деятельности и образовательных услуг. В связи с этими тенденциями в научно-педагогической литературе начинают появляться такие термины, как гибкое образование и дистанционные образовательные технологии.
Сегодня под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии, осуществляемые главным образом с использованием телекоммуникационных и информационных устройств при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Цель их внедрения состоит в обеспечении получения образования обучающимися вне зависимости от имеющегося у них социального статуса, места проживания, а также состояния здоровья [1]. Благодаря им, удается в достаточно большой степени разнообразить направления обучения, предоставляя право обучающимся наиболее точно определиться в профессиональной ориентации.
Именно коммуникативная компетентность в сочетании с дистанционным образованием призвана в высшей школе наделить обучающихся такими навыками и умениями, которые они смогут применить в своей будущей профессиональной деятельности.
Одними из первых, кто в своих работах рассматривали вопросы, связанные с коммуникативной компетентностью, были Г.Н. Артемьев, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Г. Уиддоусон, С.В. Знаменский, и др. Главной целью их исследований было выявление путей совершенствования коммуникативной компетентности в ходе учебной и внеучебной деятельности.
С использованием дистанционных образовательных технологий в ходе учебного процесса развитие коммуникативной компетентности можно осуществлять с помощью комплекса психолого-педагогических мероприятий, которые способствуют пониманию проблем, возникающих в межличностной коммуникативной деятельности, а также усвоению умениями и навыками регуляции поведения во всевозможных сношениях. Данный комплекс может быть направлен на расширение поля вербальных и невербальных средств общения в области субъективных взаимодействий, создание ситуаций, расширяющих поведенческие реакции и ситуативную адаптивность, создание позитивной Я-концепции или переформирование когнитивных структур «Я образа».
На мой взгляд, использование дистанционных форм обучения благотворно влияет не только на образование людей, но и на развитие способности грамотно разговаривать. Активное участие в веб-конференциях и семинарах различного уровня и направленности, прохождение дистанционных курсов, контакт со студентами на различных веб-страницах – все это способствует умению слушать, анализировать и делать выводы, отстаивать свою активную личную позицию.
Развитие коммуникативной компетентности с применением дистанционных образовательных технологий в высшей школе имеет прикладной характер:
- направлено на использование различных приемов в общении и на получение информации о причинах затруднения межличностного общения.
- развитие навыков и умений, направленных на умение контактировать в современном мире с использованием как вербальных, так и невербальных средств общения, способствующих становлению адекватной самооценки.
Так, умение общаться является отличным залогом успеха и благополучия в жизни, а разумное использование инновационных и дистанционных образовательных технологий, учет распределения времени на творческую и трудовую деятельность способствует не только накоплению социального опыта, но и развитию творческого потенциала.
Библиографический список
- Губарева Т.В. Развитие информационной компетентности бакалавров в условиях обучения по образовательным стандартам третьего поколения // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2014. № 1. С. 91-95.