Впервые понятие «безопасность» стало употребляться в 1190 году, оно рассматривалось как спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности. В 17-18 вв. термин «безопасность» практически во всех странах мира стал применяться с позиции государства, которое призвано обеспечивать общее благосостояние и безопасность населения. В России термин «государственная безопасность» впервые стал использоваться в «Положении о мерах по сохранению государственного порядка и общественного спокойствия» 14 августа 1881 года.
Категория «экономическая безопасность» в современном понимании впервые начала употребляться в США, а именно, в послании к нации президент Ф.Рузвельт использовал понятие национальная экономическая безопасность. Для вывода страны из кризиса была реализована Программа государственного регулирования национальной экономики, контроль за выполнением которой осуществлял специальный правительственный орган – Федеральный орган экономической безопасности, образованный в июне 1934 года. Созданный Ф.Рузвельтом комитет занимался экономической безопасностью отдельных лиц и в первую очередь борьбой с безработицей.
В современных экономических условиях в США под экономической безопасностью понимают способность защищать или укреплять экономические интересы страны по отношению к процессам, событиям или действиям, которые могут угрожать этим интересам или препятствовать им, при этом эти угрозы могут быть иностранного или внутреннего происхождения, умышленными или неумышленными, последствиями деятельности человека или природы.
Основным документом в области безопасности в США является «Стратегия национальной безопасности», в которой отмечается три главных цели американской внутренней и внешней политики: укрепление военной безопасности, экономическое процветание, содействие демократии в других странах. Таким образом, для достижения экономической безопасности в США необходимо достигнуть экономическую стабильность в сочетании с благоприятными перспективами развития и защищенностью от потерь.
В Японии в основу представления о национальной экономической безопасности положен тот факт, что функционирование экономики этой страны полностью зависит от импорта большей части необходимого ей топлива и промышленного сырья. Основным источником его оплаты являются доходы от экспорта продукции японской обрабатывающей промышленности, поэтому Япония заинтересована в беспрепятственном доступе к заграничным источникам необходимого сырья и топлива, в их диверсификации, в снижении импортной зависимости путем создания стратегических запасов и развития импортозамещающих технологий, в неуклонном увеличении стоимости экспорта товаров и услуг путем повышения их качества и конкурентоспособности и формирования благоприятных условий их сбыта за границей. Поэтому в качестве главного условия обеспечения экономической безопасности своей страны японцы рассматривают сохранение глобальной политической и экономической стабильности, всемерное поддержание системы свободной торговли и обеспечение дружественных отношений с теми странами, которые являются основными торговыми контрагентами Японии. Поэтому под экономической безопасности в Японии понимается состояние экономики, при котором страна защищена прежде всего экономическими средствами от серьезных угроз ее безопасности, возникающих под воздействием международных факторов.
Аналогичных позиций с Японией по обеспечению своей экономической безопасности придерживаются и большинство европейских стран, в Южной Корее, на Тайване и в Израиле.
В основе же китайской трактовки экономической безопасности лежит «экономический суверенитет», то есть независимость в принятии решений. Китайский ученый Джанг Ёнг дает такое определение экономической безопасности – это способность обеспечивать постепенный рост жизненных стандартов всего населения через национальное экономическое развитие при сохранении экономической независимости, то есть у экономической безопасности в Китае две стороны: конкурентоспособность и независимый экономический суверенитет [1, с. 83].В развитых странах на сегодняшний день всё больше внимания уделяется информационному аспекту экономической безопасности. Так, Канадская служба безопасности и разведки считает одной из главных угроз экономической безопасности страны «экономический шпионаж», который часто напрямую организуется неназванными иностранными правительствами. Аналогичных взглядов придерживается Франция – важнейшим элементом достижения экономической безопасности является защита коммерческой и технической информации французских фирм в первую очередь от американских конкурентов.
Таким образом, в зарубежной науке отсутствует единое понимание экономической безопасности или экономических аспектов национальной безопасности. Основной целью государства в этой области обычно выступает стабильный экономический рост. Чаще всего в качестве наиболее важных элементов фигурируют такие понятия, как безопасность поставок наиболее важных ресурсов, открытость внешних рынков, национальный контроль над «стратегическими отраслями», защищенность коммерческой и технической информации, конкурентоспособность на мировом рынке и «экономический суверенитет», понимаемый как независимость в принятии решений. Все эти элементы нацелены на защиту экономики от внешних угроз. Внутренние проблемы как факторы безопасности, как правило, не рассматривались вплоть до самого недавнего времени – глобальный кризис внес свои коррективы. Следует отметить, что между «открытостью рынков» и «экономическим суверенитетом» существует определенное противоречие.
В России представление об экономической безопасности менялось в первую очередь под воздействием политических факторов и сама концепция экономической безопасности развивалась независимо от западных. Первые публикации на эту тему появились в начале 90-х гг. 20 века. В 1994 году Институт экономики РАН под руководством академика Л. И. Абалкина начал разработку данной темы, результаты которой нашли свое отражение в том же году на страницах декабрьского номера журнала «Вопросы экономики».
В 1995 году Совет безопасности России принял «Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности». В 1996 году указом Президента РФ от 29 апреля № 608 была официально утверждена «Государственная стратегия экономической безопасности РФ». Цель Государственной стратегии — это обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз [2].
В 2009 году указом Президента РФ от 12 мая №537 была официально утверждена «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года». В ней ставятся задачи вхождения России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах. Для этого отмечается необходимость укрепления экономической безопасности через проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики [3].
В настоящее время у отечественных экономистов не существует единой трактовки термина «экономическая безопасность» [4]. На наш взгляд все существующие определения денного термина можно разделить на три группы:
1. Авторы первой группы (например, Абалкин Л.И., Афонцев С.А.) определяют экономическую безопасность как совокупность условий, защищающих хозяйство страны от внешних и внутренних угроз.
2. Авторы второй группы (например, Сенчагов В.К., Гутман Г.В.) связывают экономическую безопасность с таким состоянием экономики страны, которое позволяет защищать ее жизненно важные интересы.
3. Авторы третьей группы (например, Городецкий А.В., Архипов А.С.) под экономической безопасностью подразумевают способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на международном и межнациональном уровнях.
Таким образом, если в зарубежной литературе под экономической угрозой государству обычно подразумеваются чьи-либо злонамеренные действия, то российские исследователи выделяют внутренний и внешний аспекты экономической безопасности.
На наш взгляд, под экономической безопасностью необходимо понимать состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защищенность национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.
Библиографический список
- Орлова А.В. Эволюция понятия «экономическая безопасность» // Современная экономика: проблемы и решения. – №8.- 2012.
- О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации [электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 года №608. – URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/23.html
- Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года [электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года №537. – URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
- Ломовцева А. В., Трофимова Т.В. Инновационная активность и формирование экономической безопасности предприятий // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева.-Нижний Новгород, 2013.-480с.
- Трофимов О.В. МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ// автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2011
- Ефимычев Ю.И., Трофимова Т.В., Шипилов А.Г., Серова Л.Г./ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ/
- Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3-3. С. 83-87.