РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

Соснина Мария Игоревна1, Джек Людмила Николаевна2
1Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права, студентка 4 курса
2Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права, кандидат экономических наук, доцент

Аннотация
В статье был проведен анализ развития международного туризма в современных условиях мировой экономики. Также автор рассмотрел страны по уровню конкурентоспособности страны в сфере туризма, количества посещений и полученный доход.

Ключевые слова: доля туризма в ВВП, конкурентоспособность, международный туризм, развитие туризма


DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TOURISM

Sosnina Mariya Igorevna1, Dgek Ludmila Nikolaevna2
1Tymen state academy of world economy, management and law, 4th year student
2Tymen state academy of world economy, management and law, PhD, Associate Professor

Abstract
An analysis of the development of international tourism in the current global economic environment was held. The author also considered the country's level of competitiveness in the tourism sector, the number of visits and the resulting income.

Keywords: competitiveness, development of tourism, international tourism, tourism GDP


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Соснина М.И., Джек Л.Н. Развитие международного туризма // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/03/51174 (дата обращения: 25.10.2024).

Международный туризм является одной из самых высокодоходных и динамично развивающихся отраслей в условиях современной мировой экономики, она занимает 3-е место после топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов и формируется под влиянием процессов глобализации экономического, политического, культурного и социального пространств.

Во многом это обусловлено тем, что затраты на организацию туристического бизнеса сравнительно невысоки, а размер прибыли, который получают такие фирмы остается высоким. Сфера туризма, влияя на такие ключевые секторы хозяйства как транспорт и связь, торговлю, строительство и многое другое, является катализатором социально-экономического развития стран. Во многих странах туризм – главный источник поступлений в иностранной валюте.

Вклад туризма в мировой ВВП в течение последних 10 лет представлен на рисунке 1. [6]

Рис. 1. – Вклад туризма в мировой ВВП

Вклад туризма в мировой ВВП с 2009 года постоянно возрастал и в 2013г. составил больше 2 000 млрд. долл.США, а по прогнозам Всемирной туристской организации к 2023 году вырастет и займет позиции свыше 3000 млрд. долл. США.

Данная тенденция к росту объясняется усилением экономик развивающихся стран, в которые, вместе с тем увеличился поток туристов. Помимо этого, на фоне снижения темпов развития экономики всего мира, а, особенно, Европы, сфера туризма не только не ослабла, но и, наоборот, усилилась.

Возникающий в результате того, что деньги вложенные в туризм, оборачиваются достаточно быстро, по сравнению с другими отраслями эффект мультипликации подталкивает к развитию другие отрасли народного хозяйства. Во многих странах международный туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, обеспечении занятости населения, является источником валютных поступлений, активизации внешнеторгового баланса и в целом выступает в качестве фактора экономического роста.

Таблица 1 – Данные по уровню конкурентоспособности страны в сфере туризма, количества посещений и полученного дохода[7, 6, 5, 2. 3. 4]

Страна

Индекс конкурентоспособности в сфере путешествий и туризма

Количество прибывших туристов, тыс.

Доход, млн.долл.США

2013

2011

2009

2013

2011

2009

2013

2011

2009

Швейцария

5,66

5,68

5,68

8 967

8 534

8 428

19 547

20 640

16 665

Германия

5,39

5,5

5,41

31 545

28 352

24 875

55 211

53 399

47 466

Австрия

5,39

5,41

5,46

24 813

23 012

21 004

23 106

22 453

21 220

Испания

5,38

5,29

5,29

60 661

56 177

51 677

68 435

67 698

59 743

Великобритания

5,38

5,3

5,22

31 169

29 306

27 296

50 597

45 940

38 564

США

5,32

5,3

5,28

69 788

62 711

59 008

203 569

184 536

149 510

Франция

5,31

5,41

5,34

84 520

81 550

74 648

66 098

65 959

58 857

Канада

5,28

5,29

5,32

16 588

16 016

15 219

20 656

19 989

15 568

Швеция

5,24

5,34

5,28

10 957

9 959

4 951

13 485

12 777

10 100

Сингапур

5,23

5,23

5,24

12 091

10 390

9 161

18 953

18 082

9 403

Австралия

5,17

5,15

5,24

6 381

5 771

4 790

33 979

34 207

28 022

Япония

5,13

4,94

4,91

10 364

6 219

7 611

16 934

12 534

12 537

Италия

4,9

4,87

4,78

47 704

46 119

41 626

45 912

45 368

41 938

ОАЭ

4,86

4,78

4,57

9 990

8 129

6 432

14 380

9 577

7 352

Греция

4,75

4,78

4,91

17 923

16 427

14 336

15 930

14 984

14 796

Китай

4,45

4,47

4,33

55 686

57 581

53 665

56 664

53 313

42 632

Турция

4,44

4,37

4,2

37 795

34 654

30 364

32 997

30 093

26 331

Бразилия

4,37

4,36

4,35

5 777

5 433

5 161

5 351

6 830

5 635

Россия

4,16

4,23

4,14

28 356

22 674

19 262

17 988

16 961

12 369

По данным таблицы можно построить следующую диаграмму по показателю доход от въездного туризма:


Рис. 2. – Доход от въездного туризма

Факторы, которые влияют на развитие туризма, разнообразны и многогранны. Наличие благоприятных факторов приводит к превосходству отдельных регионов и страны в мировом туризме, а нежелательные факторы снижают туристический поток. Например, по данным ВТО в 2013 году самым посещаемым городом мира стал Бангкок. Первым по величине мировым экспортером туристских услуг стала Франция, а далее США, Испания, Китай и Италия. А по Индексу конкурентоспособности в сфере путешествий и туризма (TTCI) Франция всего лишь на седьмом месте, уступая Швейцарии, Германии, Австрии, Испании, Великобритании и США. Также TTCI снизился на 10 пунктов в 2013 году после взлета на 13 пунктов в 2011. Тем не менее, это не помешало ей собрать доход с этого сектора в размере 66 098 млн. долл. США, заняв второе место, в значительной мере уступая только США (203 569 млн. долл. США).

Швейцария пять лет подряд находится на первом месте по TTCI, имею при этом не лучшие данные по прочим показателям таблицы.

Пик конкурентоспособности Греции был в 2009 году, ее TTCI составлял тогда 4,91. Затем индекс падал каждые два года на 0,13 и 0,03 пункта соответственно. Это следствие тяжелого посткризисного периода, высокого уровня безработицы, большой внешнегосударственной задолженности. Не смотря на это, по остальным показателям была сохранена тенденция роста.

Россия находится почти наравне с Южноафриканскими странами в рейтинге конкурентоспособности сектора путешествий и туризма, занимая 63 место в 2013 году. При этом имеет достаточно не плохие данные по количеству потребителей туристских услуг и доходов от них. По большей мере, это связано с тем, что в стране недостаточно развита инфраструктура наземного транспорта, безопасность пребывания в стране ставится под сомнение (высокий уровень преступности, низкое доверие к правоохранительным органам, много аварий на дорогах), низкий процент иностранцев-владельцев недвижимости, и, в целом, право собственности плохо законодательно защищено, процесс получения визы в Россию гражданам многих стран крайне затруднен, до недавнего времени въездной туризм явно не был приоритетным для государства направлением, требующим развития и вложений, богатые природные ресурсы страны, по мнению авторов Индекса, также недостаточно защищены.

Согласно прогнозам Всемирной туристской организации, число туристских прибытий к 2020 году составит 1,6 млрд. человек, а мировые доходы от туризма возрастут до 2 трлн. долл. США. [9, c.88]

Таблица 2 – Доля туризма в ВВП России [2, 3,4]

Год

2012

2010

2008

2006

Изменение 2012-2010, %

Объем, млн.долл

110623

92583

103947

66339

18040

Процент от ВВП

5,9

6

6,9

7,8

-0,1

Исходя из таблицы, можно сказать, что за последние 5 лет доля туризма в ВВП РФ в процентном соотношении сократилась на 2,1%, не смотря на рост денежных поступлений.

Россия в последние годы приняла ряд мер по привлечению иностранных туристов. Согласно федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» /2011 – 2018 гг./, утвержденной правительством России в 2011г., общий объем финансирования Программы на 2011 – 2018 гг. в ценах соответствующих лет составляет 332 млрд.рублей. Цель данной Программы заключается в повышении конкурентоспособности туристского рынка Российской Федерации, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Россия ввела безвизовый режим с 29 государствами, такими как Китай, Турция, Израиль, страны СНГ и др.

Кроме того, в последние годы правительство России также организовало ряд мероприятий в других странах для презентации своих туристических ресурсов, в частности провело Национальный год туризма в Китае.

Туризм оказывает большое значение на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, сельское хозяйство, строительство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает катализатором социально-экономического развития. На развитие туризма, в свою очередь, воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, религиозные, социально-экономические, исторические и политико-правовые.

Рекреационный потенциал каждой страны своеобразен. Он зависит и от того, какая часть территории занята на иные хозяйственные нужды. Различные природные и природно-ресурсные, этноконфессиональные, историко-культурные, социально-экономические условия разных стран и районов. Именно это разнообразие является основой функционирования такой социальной отрасли как туризм. А стоимость природных ресурсов и историко-культурных памятников зависит от их доступности и качественных характеристик. Следовательно, в зависимости от степени доступности к этим ресурсам и их эксплуатации для целей туризма они приобретают экономическое значение.


Библиографический список
  1. Intesco Research Group. Российский и мировой рынок туризма [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: http://marketing.rbc. ru/research/562949984717106.shtml (Дата обращения 14.02.2015 )
  2. The Travel and Tourism Competitiveness Report 2009. [Электронный ресурс]Режим доступа – URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GCR_ TravelTourism_Report_2009.pdf (Дата обращения 14.02.2015 )
  3. The Travel and Tourism Competitiveness Report 2011. [Электронный ресурс]Режим доступа – URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_ TravelTourismCompetitiveness_Report_2011.pdf (Дата обращения 14.02.2015 )
  4. The Travel and Tourism Competitiveness Report 2013. [Электронный ресурс]Режим доступа – URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_ TT_Competitiveness_Report_2013.pdf (Дата обращения 14.02.2015 )
  5. The World Bank Data International tourism, receipts. [Электронный ресурс]Режим доступа – URL: http://data.worldbank.org/indicator/ST.INT.RCPT.CD (Дата обращения 14.02.2015 )
  6. UNWTO Tourism Highlights 2014 Edition [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: http://dtxtq4w60xqpw.cloudfront.net/sites/all/files/ pdf/unwto_highlights14_en_hr_0.pdf (Дата обращения 14.02.2015 )
  7. UNWTO Compendium of Tourism Statistics Data 2008-2012 [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: http://www.veilleinfotourisme.fr/medias/fichier/ omt-compendium-2008-2012_1392292506092-pdf (Дата обращения 14.02.2015 )
  8. Быркова Е. Рынок международного туризма: основные тенденции 2013 года [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/research/7035-turizm.html (Дата обращения 14.02.2015 )
  9. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учебник для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.


Все статьи автора «Соснина Мария Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: