Международный туризм является одной из самых высокодоходных и динамично развивающихся отраслей в условиях современной мировой экономики, она занимает 3-е место после топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов и формируется под влиянием процессов глобализации экономического, политического, культурного и социального пространств.
Во многом это обусловлено тем, что затраты на организацию туристического бизнеса сравнительно невысоки, а размер прибыли, который получают такие фирмы остается высоким. Сфера туризма, влияя на такие ключевые секторы хозяйства как транспорт и связь, торговлю, строительство и многое другое, является катализатором социально-экономического развития стран. Во многих странах туризм – главный источник поступлений в иностранной валюте.
Вклад туризма в мировой ВВП в течение последних 10 лет представлен на рисунке 1. [6]
Рис. 1. – Вклад туризма в мировой ВВП
Вклад туризма в мировой ВВП с 2009 года постоянно возрастал и в 2013г. составил больше 2 000 млрд. долл.США, а по прогнозам Всемирной туристской организации к 2023 году вырастет и займет позиции свыше 3000 млрд. долл. США.
Данная тенденция к росту объясняется усилением экономик развивающихся стран, в которые, вместе с тем увеличился поток туристов. Помимо этого, на фоне снижения темпов развития экономики всего мира, а, особенно, Европы, сфера туризма не только не ослабла, но и, наоборот, усилилась.
Возникающий в результате того, что деньги вложенные в туризм, оборачиваются достаточно быстро, по сравнению с другими отраслями эффект мультипликации подталкивает к развитию другие отрасли народного хозяйства. Во многих странах международный туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, обеспечении занятости населения, является источником валютных поступлений, активизации внешнеторгового баланса и в целом выступает в качестве фактора экономического роста.
Таблица 1 – Данные по уровню конкурентоспособности страны в сфере туризма, количества посещений и полученного дохода[7, 6, 5, 2. 3. 4]
Страна |
Индекс конкурентоспособности в сфере путешествий и туризма |
Количество прибывших туристов, тыс. |
Доход, млн.долл.США |
||||||
2013 |
2011 |
2009 |
2013 |
2011 |
2009 |
2013 |
2011 |
2009 |
|
Швейцария |
5,66 |
5,68 |
5,68 |
8 967 |
8 534 |
8 428 |
19 547 |
20 640 |
16 665 |
Германия |
5,39 |
5,5 |
5,41 |
31 545 |
28 352 |
24 875 |
55 211 |
53 399 |
47 466 |
Австрия |
5,39 |
5,41 |
5,46 |
24 813 |
23 012 |
21 004 |
23 106 |
22 453 |
21 220 |
Испания |
5,38 |
5,29 |
5,29 |
60 661 |
56 177 |
51 677 |
68 435 |
67 698 |
59 743 |
Великобритания |
5,38 |
5,3 |
5,22 |
31 169 |
29 306 |
27 296 |
50 597 |
45 940 |
38 564 |
США |
5,32 |
5,3 |
5,28 |
69 788 |
62 711 |
59 008 |
203 569 |
184 536 |
149 510 |
Франция |
5,31 |
5,41 |
5,34 |
84 520 |
81 550 |
74 648 |
66 098 |
65 959 |
58 857 |
Канада |
5,28 |
5,29 |
5,32 |
16 588 |
16 016 |
15 219 |
20 656 |
19 989 |
15 568 |
Швеция |
5,24 |
5,34 |
5,28 |
10 957 |
9 959 |
4 951 |
13 485 |
12 777 |
10 100 |
Сингапур |
5,23 |
5,23 |
5,24 |
12 091 |
10 390 |
9 161 |
18 953 |
18 082 |
9 403 |
Австралия |
5,17 |
5,15 |
5,24 |
6 381 |
5 771 |
4 790 |
33 979 |
34 207 |
28 022 |
Япония |
5,13 |
4,94 |
4,91 |
10 364 |
6 219 |
7 611 |
16 934 |
12 534 |
12 537 |
Италия |
4,9 |
4,87 |
4,78 |
47 704 |
46 119 |
41 626 |
45 912 |
45 368 |
41 938 |
ОАЭ |
4,86 |
4,78 |
4,57 |
9 990 |
8 129 |
6 432 |
14 380 |
9 577 |
7 352 |
Греция |
4,75 |
4,78 |
4,91 |
17 923 |
16 427 |
14 336 |
15 930 |
14 984 |
14 796 |
Китай |
4,45 |
4,47 |
4,33 |
55 686 |
57 581 |
53 665 |
56 664 |
53 313 |
42 632 |
Турция |
4,44 |
4,37 |
4,2 |
37 795 |
34 654 |
30 364 |
32 997 |
30 093 |
26 331 |
Бразилия |
4,37 |
4,36 |
4,35 |
5 777 |
5 433 |
5 161 |
5 351 |
6 830 |
5 635 |
Россия |
4,16 |
4,23 |
4,14 |
28 356 |
22 674 |
19 262 |
17 988 |
16 961 |
12 369 |
По данным таблицы можно построить следующую диаграмму по показателю доход от въездного туризма:
Рис. 2. – Доход от въездного туризма
Факторы, которые влияют на развитие туризма, разнообразны и многогранны. Наличие благоприятных факторов приводит к превосходству отдельных регионов и страны в мировом туризме, а нежелательные факторы снижают туристический поток. Например, по данным ВТО в 2013 году самым посещаемым городом мира стал Бангкок. Первым по величине мировым экспортером туристских услуг стала Франция, а далее США, Испания, Китай и Италия. А по Индексу конкурентоспособности в сфере путешествий и туризма (TTCI) Франция всего лишь на седьмом месте, уступая Швейцарии, Германии, Австрии, Испании, Великобритании и США. Также TTCI снизился на 10 пунктов в 2013 году после взлета на 13 пунктов в 2011. Тем не менее, это не помешало ей собрать доход с этого сектора в размере 66 098 млн. долл. США, заняв второе место, в значительной мере уступая только США (203 569 млн. долл. США).
Швейцария пять лет подряд находится на первом месте по TTCI, имею при этом не лучшие данные по прочим показателям таблицы.
Пик конкурентоспособности Греции был в 2009 году, ее TTCI составлял тогда 4,91. Затем индекс падал каждые два года на 0,13 и 0,03 пункта соответственно. Это следствие тяжелого посткризисного периода, высокого уровня безработицы, большой внешнегосударственной задолженности. Не смотря на это, по остальным показателям была сохранена тенденция роста.
Россия находится почти наравне с Южноафриканскими странами в рейтинге конкурентоспособности сектора путешествий и туризма, занимая 63 место в 2013 году. При этом имеет достаточно не плохие данные по количеству потребителей туристских услуг и доходов от них. По большей мере, это связано с тем, что в стране недостаточно развита инфраструктура наземного транспорта, безопасность пребывания в стране ставится под сомнение (высокий уровень преступности, низкое доверие к правоохранительным органам, много аварий на дорогах), низкий процент иностранцев-владельцев недвижимости, и, в целом, право собственности плохо законодательно защищено, процесс получения визы в Россию гражданам многих стран крайне затруднен, до недавнего времени въездной туризм явно не был приоритетным для государства направлением, требующим развития и вложений, богатые природные ресурсы страны, по мнению авторов Индекса, также недостаточно защищены.
Согласно прогнозам Всемирной туристской организации, число туристских прибытий к 2020 году составит 1,6 млрд. человек, а мировые доходы от туризма возрастут до 2 трлн. долл. США. [9, c.88]
Таблица 2 – Доля туризма в ВВП России [2, 3,4]
Год |
2012 |
2010 |
2008 |
2006 |
Изменение 2012-2010, % |
Объем, млн.долл |
110623 |
92583 |
103947 |
66339 |
18040 |
Процент от ВВП |
5,9 |
6 |
6,9 |
7,8 |
-0,1 |
Исходя из таблицы, можно сказать, что за последние 5 лет доля туризма в ВВП РФ в процентном соотношении сократилась на 2,1%, не смотря на рост денежных поступлений.
Россия в последние годы приняла ряд мер по привлечению иностранных туристов. Согласно федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» /2011 – 2018 гг./, утвержденной правительством России в 2011г., общий объем финансирования Программы на 2011 – 2018 гг. в ценах соответствующих лет составляет 332 млрд.рублей. Цель данной Программы заключается в повышении конкурентоспособности туристского рынка Российской Федерации, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Россия ввела безвизовый режим с 29 государствами, такими как Китай, Турция, Израиль, страны СНГ и др.
Кроме того, в последние годы правительство России также организовало ряд мероприятий в других странах для презентации своих туристических ресурсов, в частности провело Национальный год туризма в Китае.
Туризм оказывает большое значение на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, сельское хозяйство, строительство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает катализатором социально-экономического развития. На развитие туризма, в свою очередь, воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, религиозные, социально-экономические, исторические и политико-правовые.
Рекреационный потенциал каждой страны своеобразен. Он зависит и от того, какая часть территории занята на иные хозяйственные нужды. Различные природные и природно-ресурсные, этноконфессиональные, историко-культурные, социально-экономические условия разных стран и районов. Именно это разнообразие является основой функционирования такой социальной отрасли как туризм. А стоимость природных ресурсов и историко-культурных памятников зависит от их доступности и качественных характеристик. Следовательно, в зависимости от степени доступности к этим ресурсам и их эксплуатации для целей туризма они приобретают экономическое значение.
Библиографический список
- Intesco Research Group. Российский и мировой рынок туризма [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: http://marketing.rbc. ru/research/562949984717106.shtml (Дата обращения 14.02.2015 )
- The Travel and Tourism Competitiveness Report 2009. [Электронный ресурс]Режим доступа – URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GCR_ TravelTourism_Report_2009.pdf (Дата обращения 14.02.2015 )
- The Travel and Tourism Competitiveness Report 2011. [Электронный ресурс]Режим доступа – URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_ TravelTourismCompetitiveness_Report_2011.pdf (Дата обращения 14.02.2015 )
- The Travel and Tourism Competitiveness Report 2013. [Электронный ресурс]Режим доступа – URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_ TT_Competitiveness_Report_2013.pdf (Дата обращения 14.02.2015 )
- The World Bank Data International tourism, receipts. [Электронный ресурс]Режим доступа – URL: http://data.worldbank.org/indicator/ST.INT.RCPT.CD (Дата обращения 14.02.2015 )
- UNWTO Tourism Highlights 2014 Edition [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: http://dtxtq4w60xqpw.cloudfront.net/sites/all/files/ pdf/unwto_highlights14_en_hr_0.pdf (Дата обращения 14.02.2015 )
- UNWTO Compendium of Tourism Statistics Data 2008-2012 [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: http://www.veilleinfotourisme.fr/medias/fichier/ omt-compendium-2008-2012_1392292506092-pdf (Дата обращения 14.02.2015 )
- Быркова Е. Рынок международного туризма: основные тенденции 2013 года [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/research/7035-turizm.html (Дата обращения 14.02.2015 )
- Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учебник для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.