Античность оказала незаменимую теоретическую и практическую поддержку в развитии таких наук как психология, педагогика, социология и др. Любые учения, связанные с развитием и становлением человека, тем или иным образом опираются на универсальные знания о психике и мышлении, личностном и интеллектуальном совершенствовании индивида; знания, полученные много веков назад в эпоху расцвета древнегреческой культуры.
Именно в этот период философы впервые задались вопросом, как лучше побудить человека к познанию мира, какие методы и способы должен отбирать учитель, чтобы не «загубить» в ребенке стремление к знанию.
Можно согласиться с воззрениями ученых-практиков тех времен, которые утверждали, что ребенок – открытая книга или сосуд, который нужно должным образом наполнить.
Что касается школьного образования, именно в этот период закладывается основа будущего обучения, закладывается основа к последующему воспитанию ребенка и подготовки его к жизни в обществе. Любой человек обладает врожденным стремлением к познанию, любознательностью, которая, по объективным причинам, может быть утрачена посредством применения недопустимых методов общения, принуждения ребенка к деятельности. Поэтому, в последующих этапах школьного обучения любые методики воспитания, преподавания могут оказаться непродуктивными.
В поисках лучших путей поддержания в ребенке активности и любознательности необходимо прибегать к опыту предыдущих поколений. Эти знания проверены временем и могут оказать педагогу посильную помощь в его практической деятельности.
В основу возрастной периодизации развития человека, отмечая основные возрастные рубежи, античные философы положили цифру 7: в первые 7 лет выпадают зубы, затем наступает половая зрелость, затем – отрастает борода. По их мнению, обучать и воспитывать следует во всяком возрасте, чтобы и дети не вели себя как младенцы, и юноши как дети, и взрослые люди как люди и т.д. [1, 119]
С самого начала становления древнегреческого государства появилась необходимость воспитание необходимых полису граждан. Эмпирический материал был богат и разнообразен, центры обучения возникли и функционировали почти во всех городах античного мира. Научные знания основывались на философии того времени, в содержание которых добавлялись и педагогические воззрения [2, 39].
Впервые человека ввели в мир древнегреческой педагогической мысли сочинения Гераклита, которые, к сожалению, дошли до нас лишь во фрагментах. В сочинениях содержались кардинальные педагогические идеи. Так Гераклит утверждал, что каждый человек способен к обучению, познанию истины, добра и самосовершенствованию; абсолютно любой способен познать себя и обрести добродетели. Человек познает мир двумя путями: через ощущения и через разум. Ощущения помогают нам услышать и почувствовать истину, а разум – понять ее [3, 79].
Однако Гераклит в своих сочинениях делает акцент на том, что только разум, а не чувства, должны говорить нам о правдивости или недостоверности знания. Постигая мир, нельзя опираться лишь на ощущения, разум и здравый смысл должны стоять во главе угла. Гераклит утверждал, что человек ставящий чувства выше разума, не может называть себя образованным.
Цель умственного развития и воспитания человека по Гераклиту – познание замысла и целей возникновения тех или иных явлений. По Гераклиту, цель обучения человека – научиться говорить лишь правду и действовать согласно природе, осознавая истину, не подвергаясь давлению общества. А для познания истины необходимо быть не только усердным учеником, умеющим видеть и слышать окружающий мир, но и обладать развитой душой [3, 82].
Развитие интеллекта и воспитание нравственных чувств Гераклит считал единым процессом совершенствования человека. Большое значение он придавал развитию способности самостоятельно мыслить, действовать, не вредя природе, овладевать истиной и смыслом существования. Отсюда философ делал вывод о важной роли самовоспитания, самообразования и самосовершенствования в развитии личности человека [3, 84].
В предыдущем параграфе отмечалось, что древнегреческий философ Демокрит также одним из первых занимался проблемами воспитания. Помимо вышеозначенных учений он дал развернутое описание развития познания человека, различая чувственное знание и знание разума, считая чувственный опыт лишь первым шагом к познанию истины. В этом он был солидарен с Гераклитом, считая, что истину постигает разум, а не чувства [4, 60].
Демокрит также развивал в своих учениях мысль о необходимости соединять воспитание с внутренним миром ребенка, который он назвал словом «микрокосм».
Также к педагогическим идеям Демокрита можно отнести [4, 64]:
- высокая роль семейного воспитания, где родители – пример для ребенка, эталон для подражания;
- необходимость постоянного самосовершенствования, которое достигается через упражнения;
- необходимость приучения ребенка к труду, ибо личность человека развивается и достигает совершенства только через усилие над ленью, усилия над собой.
Таким образом, Демокрит поднял педагогическое учение на новый уровень, одним из первых он очертил главную задачу учителя – побуждать внутреннее влечение детей к учебе, прежде всего, словесным убеждением, способствовать развитию души ребенка, а не «губить» его естественное стремление к истине через насилие и убеждение [4, 65].
Нельзя не отметить достижения древнегреческого ученого и философа Сократа (470-399 до н. э.), который занимался воспитанием молодежи. Его вклад в развитие педагогической науки заключался в нахождении универсального способа передачи знаний – диалог с учеником. Умение, которое он в своей практике доводил до совершенства. В его учениях говорилось, что только через диалог можно познать истину, диалог ставит учителя наравне с учеником, обуславливает доверие сторон, умаляет убеждение и давление со стороны учителя, позволяет ученику (с помощью учителя) самому придти к истине [5, 39].
Суть его метода как раз и заключалась в том, что ребенок сам доходил до истины, лишь с небольшой помощью учителя (через систему наводящих вопросов). Главное, чтобы ребенок, обретя новое знание, так увлекся учебой, чтобы в последующем он сам (без чьего-либо принуждения) стремился к открытию нового. Для Сократа живое общение, устное слово, совместный поиск в решении увлекательной проблемы — лучший путь образования человека [5, 42].
В настоящее время, побуждение к самостоятельной учебной деятельности все еще остается насущной проблемой обучения.
В эпоху античности существовало множество ученых, философов, занимавшихся проблемами обучения и воспитания. Каждый из них (например, Ксенофонт, Платон, Антисфен, а также вышеозначенные философы) внесли определенный вклад в будущее педагогической мысли.
Можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые различия в их учениях и способах передачи знаний будущим поколениям, неизменным в их трудах оставалось одно – ребенок, как открытая книга, задача учителя – довести ребенка до познания сущности мира; быть для ребенка наставником, а не надзирателем; разглядеть в ребенке внутренний потенциал, способствовать его развитию. Главное – не подавлять стремлений, неугодных обществу, осознать, что каждый человек обладает правом на познание истины и развитие уникальных качеств своей личности.
Библиографический список
- Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998. 272 с.
- Никитюк, Е.В. Быт античного общества: Учебно-методическое пособие по спецкурсу. – СПб, 2005.
- Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. — М., 1963.
- Мазалова, М.А., Уракова Т.В. История зарубежной педагогики. Пособие для сдачи экзамена. М.: Высшее образование, 2006. 192 с.
- Модзалевский, JI.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней. — СПб., 2000.