Применение баз данных в туризме — один из способов увеличения эффективности использования данных организаций, работающих в туристической сфере [1,4].
Использование БД позволяет решить следующие важные задачи:
- хранение информации о клиентах — в данном случае БД являются источником информации с возможностью оперативного получения данных о параметрах клиентов и их заявках;
- информирование клиентов — в данном случае посредством БД пользователям предоставляется информация об услугах организации.
Первая задача может быть реализована двумя способами: работники туристической компании могут вносить необходимые данные самостоятельно (внутренний характер использования), или информация будет заноситься пользователями посредством интернета (внешний характер использования). Для решения второй задачи также могут быть использованы два способа: предоставление данных в статичном виде (пользователь увидит полный перечень услуг вкупе с их описанием), в динамичном виде (пользователь сможет осуществлять поиск нужных данных и выбор интересующих его услуг: приобретения билетов, бронирования гостиничных номеров и прочих) [2].
Таким образом, применение связки «база данных в туризме — интернет» позволяет оперативно получить все необходимые сведения как клиентам туристических фирм, так и их работникам. MS Office Access является одной из самых востребованных в сфере туризма и социального сервиса системой управления базами данных.
Анализ эффективности применения баз данных в туризме свидетельствует о том, что Access является оптимальным решением для небольших туристических организаций, желающих максимально усовершенствовать руководство туристическим бизнесом в условиях постоянно меняющегося рынка [1,2,3].
Достоинства Access:
- удобный интерфейс — чтобы использовать программу, пользователю не обязательно быть специалистом по базам данных: наличие всех необходимых виртуальных инструментов для работы — создания БД, ввода и обработки сведений в таблицах, формирования отчётов и обработки запросов;
- возможность одновременного использование нескольких таблиц; созданные файлы совместимы с другими приложениями MS Office, что позволяет импортировать таблицы, изображения и презентации в базы данных;
- наличие новых расширений позволяет транслировать данные на языке HTML, что важно при предоставлении информации клиентам посредством интернета; надёжная система защиты от несанкционированного доступа к данным;
- быстрый поиск — используя БД, можно легко найти нужную информацию: ФИО клиента, наличие у него дисконтных карт, контактный номер телефона, предпочтения в услугах, историю сотрудничества.
Информационные технологии — важнейший инструмент развития туристического и социально-культурного сервиса. Эффективность применения баз данных в туризме определяет продуктивность деятельности организаций в туристической сфере, что обусловлено необходимостью обеспечить оперативность обработки информации и надёжность ей хранения. Поэтому успешная деятельность современной турфирмы невозможна без работы со специализированными программными ресурсами (базами данных), позволяющими автоматизировать рабочие процессы. А использование более сложных компьютерных сетей необходимо для эффективного контакта с клиентами, которые получат возможность резервировать места в гостиницах и приобретать услуги посредством интернета [1,4,5].
Библиографический список
- Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. — М.: Издательство «Приор», 2004.
- Корнеев В. В., Гареев А. Ф. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации. — М.: Нолидж, 2000.
- Мещеряков Е. В., Хомоненко А. Д. Публикация баз данных в Интернете. — СПб.: БХВ-Петербург, 2001.
- Бочарников, В.Н. Информационные технологии в туризме: Учеб. пособие / В.Н. Бочарников, Е.Г. Лаврушина, Я.Ю. Блиновская. – 2-е изд. стер. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 358с.
- Баженов Р.И., Лопатин Д.К. О применении современных технологий в разработке интеллектуальных систем//Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2014. -№ 3 (93). -С. 263-264.