Целью оценки данных по результатам коррозионных обследований является ранжирование участков газопроводов: выявление опасных в коррозионном отношении зон и определение скорости коррозии на них.
Необходимым условием для анализа, безусловно, является наличие данных, полученных в результате обследований за предыдущие периоды в виде различных актов по внутритрубной дефектоскопии, обследованию газопроводов в шурфах и т.п.
Во-первых, необходимо ознакомиться с объемом данных с целью систематизации информации о состоянии интересующих параметров и общем определении максимальных коррозионных параметров.
Во-вторых, определить один-два параметра, на которых будет выстроен анализ и сделаны выводы с учетом ряда допущений.
Опасность развития, распространения на эксплуатируемых газопроводах всегда оценивают приближенно на основе эмпирических зависимостей между параметрами.
Для оценки коррозионной опасности газопроводов необходимо определить опасность:
- почвенной коррозии;
- блуждающими токами.
Опасность почвенной коррозии Кпк рассчитывают по формуле [2, с.7]:
где – удельное электрическое сопротивление грунта, Ом∙м;
a – расстояние между электродами измерения;
R – показания прибора, которым проводят измерения по четырех электродной схеме.
Согласно существующей нормативно-технической документации измерение удельного электрического сопротивления грунта по трассе газопровода измеряют через интервалы не превышающие 100 метров и во всех местах, способных вызвать существенное изменение величины сопротивления.
Коррозионную опасность блуждающих токов Кбт рассчитывают по формуле [2, с.9]:
где Lж – расстояние между железной дорогой и рассматриваемым участком газопровода, км (при условии их пересечения Lж=0);
Lжт – расстояние между участком электрифицированной железной дороги и ближайшей тяговой подстанцией, км (под участком электрифицированной железной дороги понимается тот участок, который находится ближе всего к газопроводу);
Lтп – расстояние между тяговыми подстанциями, км.
Коэффициент В принимает следующие значения при различных условиях:
- В=0, если газопровод находится в зоне влияния электрифицированной железной дороги;
- В=4, если газопровод находится в зоне влияния электрифицированной железной дороги на постоянном токе;
- В=0,1 если газопровод находится в зоне влияния электрифицированной железной дороги на переменном токе.
Общую оценку коррозионной опасности можно определить:
1. Таблично (сопоставление оценок опасности различных факторов влияния и выбор максимальной величины).
Таблица 1 – Оценка коррозионной опасности и вероятностной скорости коррозии трубопровода
Коэффициент Кбт |
Оценка коррозионной опасности |
Вероятностная скорость коррозии, мм/год |
Более 1 |
Весьма высокая |
Более 1 |
От 0,5 до 1 |
Высокая |
От 0,3 до 1 |
От 0,1 до 0,5 |
Средняя |
От 0,1 до 0,3 |
Менее 0,1 |
Низкая |
Менее 0,1 |
2. Эмпирически (с помощью теории вероятностей и математической статистики).
На действующих газопроводах в зоне блуждающих токов опасность коррозии может быть определена непосредственным измерением силы тока через вспомогательный электрод (датчик потенциала), используемый при измерении поляризационного потенциала по ГОСТ 9.602:
Опасность коррозии – вероятную скорость коррозии Vбл определяют из выражения [2, с.73]:
где Yвс.ср – средняя сила анодного тока через вспомогательный электрод, А;
tа – длительность периода анодного тока, ч;
tизм – длительность периода измерений, ч;
Sвс – площадь вспомогательного электрода, м2.
Итогом оценки и анализа данных измерений является:
- ранжирование газопровода по различным факторам;
- разработка рекомендаций по объему и видам ремонтных работ;
- определение очередности проведения работ.
Библиографический список
- Руководство по эксплуатации систем противокоррозионной защиты трубопроводов, ВНИИГАЗ, М., 2004.
- МУ 01-17093655-03 Методические указания по измерениям и контролю противокоррозионной защиты трубопроводов для оценки соответствия ее нормативным документам, ЦПЗД-ВНИИСТ, ВНИИГАЗ, М., 2003.