Современная экономика отличается скоростью, гибкостью и способностью взаимодействовать в среде, в которой инновации и экономический рост географически сконцентрированы. Кластеры и их smart -специализации являются краеугольными камнями этой реальности.
В настоящее время в нестабильных условиях российской экономики центр внимания экономического развития страны сдвигается с национального уровня, с поддержки отраслей и с поддержки отдельных фирм. Сегодня акцент делается на развитие городов, районов и их кластерных экосистем. Этот восходящий подход показывает, что в то время, как предприятия могут появляться и исчезать, сильные и развивающиеся кластеры обеспечивают экономическую стабильность в регионе.
Привлечение в развитие региональной экономики кластеро-ориентированных инструментов позволяет активизировать инновационную деятельность предприятий региональных отраслевых комплексов, создать условия для их эффективного развития на условиях кооперации и конкуренции.
Текущее состояние экономики в стране и в мире в целом ставит перед регионами задачу повышения их экономической эффективности. Обязательным условием решения поставленной задачи является выбор наиболее конкурентоспособной модели региональной экономики, позволяющей максимально использовать его потенциал.
Формирование и развитие кластеров в России является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера, путем:
привлечения ресурсов для совершенствования материальной базы предприятий территориально-отраслевого кластера;
получения предприятиями кластера доступа к современным методам управления и существующим в мире базам знаний в направлении развития кластера;
получения предприятиями кластера эффективных возможностей выхода на международные рынки на основе эффективной системы продвижения.
Формирование и развитие кластеров в России является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера, путем:
приобретения и внедрения критических технологий, новейшего оборудования;
получения предприятиями кластера доступа к современным методам управления и специальным знаниям;
получения предприятиями кластера эффективных возможностей выхода на высококонкурентные международные рынки на основе эффективной системы продвижения.
Развитие кластеров в России позволяет также обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках создания стоимости, содействуя повышению степени переработки добываемого сырья, импортозамещению и росту локализации сборочных производств, а также – повышению уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.
Развитие кластеров в России позволяет также обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках создания стоимости, содействуя повышению степени переработки добываемого сырья, импортозамещению и росту локализации сборочных производств, а также – повышению уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.
Результаты всероссийского конкурса инновационно-территориальных кластеров позволили выявить основные проблемы организации подобных конкурсов:
- Проводимый конкурс был не конкурсом кластеров, а конкурсом программ развития кластера. Конечный результат зависел от того, насколько качественно была разработана программа развития кластера, глубоко проработаны ее мероприятия.
- Короткий срок подготовки программ развития кластера (1 месяц), в связи с чем победили программы тех кластеров, руководители которых привлекли больше компетентных специалистов для их написания.
- Отсутствие четко выраженных критериев оценки эффективности деятельности кластера. Большинство критериев, используемых в конкурсе, характеризовало программу развития кластера, а не сам кластер.
- При оценке кластера одними из ключевых критериев были наличие якорного предприятия и объемов производства более 1 млрд. рублей, что дало преимущества кластерам, построенных на основе предприятий, владельцами которых являются госкорпорации.
- Многие кластеры, вошедшие в Перечень пилотных кластеров, еще не являются кластерами. Например, Кластер Пущино имеет широкую научную базу, но еще не имеет производства, а только предполагает его создать.
- Недостаточно внимания уделено предприятиям малого бизнеса, тогда как эти предприятия являются ключевыми при формировании передовых практик кластерного развития за рубежом (Кластерленд, Датский пищевой кластер и т.д.).
В связи с этим возникает потребность в разработке рекомендаций по совершенствованию кластерной политики в регионах и принципов формирования региональных территориально-отраслевых кластеров.
Интенсификация механизмов частно-государственного партнерства путем формирования основы для совместных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей бизнеса, образовательных и общественных организаций.
Привлечение инвестиций и активизации процессов интеграции предприятий, входящих в кластер, в региональный, национальный и глобальный уровни экономики.
Задачи региональной кластерной политики:
Определение кластерного потенциала региона;
Широкомасштабное обучение всех заинтересованных участников кластерной методологии, популяризация кластерного подхода.
Выявление существующих и потенциально необходимых элементов кластера.
Формирование инициативных кластерных групп.
Развитие сотрудничества внутри кластера и между участниками кластеров.
Обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики.
Развитие взаимодействия между государственными организациями, образовательными учреждениями и участниками кластера, четкое определение ролей и функций.
Развитие механизмов эффективной поддержки кластерных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера, за счет фокусирования и координации и с учетом приоритетов развития кластеров.
Обеспечение формирования в регионе благоприятных условий для развития кластеров, обеспечивающих устранение «узких мест» и ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стоимости, а также обеспечивающих наращивание конкурентных преимуществ участников кластера.
Выстраивание системы оценки эффективности кластерной политики.
Обеспечение развития инновационной инфраструктуры региона в рамках реализации кластерного подхода.
Нами предлагаются следующие принципы формирования территориальных инновационных кластеров
- формирование кластеров необходимо осуществлять только в тех отраслях, где концентрация и специализация предприятий уже сложились;
- ключевой фактор создания кластера – построение доверия за счет обеспечения коммуникаций между его участниками;
- ключевые участники кластера – предприятия малого и среднего бизнеса.
Формирование кластеров должно осуществляться на основании следующих этапов, продолжительность первых двух не должна превышать 1,5 лет:
Этап 1. Формализация кластера:
• Определение потенциальных участников кластера, которые находятся на однйо территории, производят однородную продукцию, конкурируют между собой и способны реализовывать кооперационные проекты.
• Коммуникации с предприятиями: совместные встречи и общение, поездки на предприятия и в организации, общение с руководством предприятий на предмет выявления их потребностей.
Этап 2. «Низко висящие плоды»:
• Реализация краткосрочных проектов, дающих немедленный эффект участникам кластера. Привлечение государственного финансирования в кластер.
• Коммуникации между участниками кластера в процессе реализации проекта. Обьеспечение доверия.
Этап 3. Реализация внутрикластерных проектов:
• Создание системы управления кластером.
• Разработка комплекса совместных мероприятий и проектов, инициированных участниками кластера (стратегия, дорожные карты).
• Реализация совместных проектов с использованием финансовых ресурсов участников кластера. Формирование системы гарантий в кластере.
• Расширение круга участников кластера, вовлечение новых предприятий в совместные проекты, создание спин-оффов, вывод производств комплектующих в самостоятельные юридические лица.
Основными направлениями развития кластера на начальных этапах должны являться следующие:
- Продвижение продукции кластера на внешние рынки.
- Повышение компетенций участников кластера на основе реализации совместных образовательных проектов
- Ресурсное обеспечение кластеров.
- Информационное обеспечение кластеров на основе создания информационных баз кластеров.
Эти направления развития должна осуществлять управляющая компания кластера, созданная в рамках формирования системы управления кластером.
Библиографический список
- Артамонова, Ю.С. Практические аспекты реализации кластерной политики на основе создания центров кластерного развития //Современные производительные силы.-2014.-№4.-с. 118-123
- Артамонова Ю.С., Байнишев С.М., Ханьжов И.С. К вопросу о формировании региональной кластерной политики // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-14407 (дата обращения: 26.01.2015)
- Артамонова Ю.С., Ханьжов И.С., Байнишев С.М., Стрельцов Д.И. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/121-17710 (дата обращения: 10.03.2015).
- Артамонова Ю.С., Колесников П.В. Формирование приборостроительного кластера в Пензенской области // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12933 (дата обращения: 29.04.2014)
- Артамонова Ю.С., Салихов Р.У., Колесников П.В. Реализация кластерной политики в Пензенской области // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13225 (дата обращения: 26.05.2014)
- Артамонова Ю.С., Салихов Р.У., Чудайкина Т.Н. Организационная модель кластеров Астраханской области // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL:http://web.snauka.ru/issues/2015/02/46055 (дата обращения: 10.02.2015)
- Артамонова Ю.С., Салихов Р.У., Чудайкина Т.Н. Характеристика экономического состояния Астраханской области // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/?p=9508 (дата обращения: 10.02.2015
- Артамонова Ю.С., Файзиев Р.М., Чудайкина Т.Н. Повышение эффективности кадрового обеспечения кластеров Астраханской области // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/02/9500 (дата обращения: 09.03.2015).
- Артамонова Ю.С., Файзиев Р.М., Чудайкина Т.Н. Направления и перспективы развития туристического кластера Астраханской области // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL:http://web.snauka.ru/issues/2015/03/49100 (дата обращения: 10.03.2015).
- Артамонова, Ю.С. Стратегическое развитие регионального строительного комплекса на основе инноваций/Артамонова Ю.С., Хрусталев Б.Б., Савченков А.В., Оськина И.В.//Региональная архитектура и строительство. –2010.– № 2.– С. 156-162.
- Стрельцов Д.И., Артамонова Ю.С. Оценка факторного пространства, влияющего на формирование инновационных кластеров стройиндустрии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/47099 (дата обращения: 09.03.2015).