СОВРЕМЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Василенко Елена Сергеевна
Московская академия экономики и права

Аннотация
В статье рассматривается современное финансовое планирование через бюджетирование. Определены основные задачи планирования. Указаны преимущества внедрения системы бюджетирования и планирование по центрам ответственности.

Ключевые слова: бюджет, инновации, планирование, рыночные условия., центр ответственности


MODERN FINANCIAL PLANNING IN MARKET CONDITIONS

Vasilenko Elena Sergeevna
Moscow Academy of Economics and Law

Abstract
This paper discusses the current financial planning through budgeting. The main task of planning. Shown benefits of implementing a system of budgeting and planning responsibility centers.

Keywords: budget, market conditions, planning, responsibility center


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Василенко Е.С. Современное финансовое планирование в рыночных условиях // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/03/48358 (дата обращения: 17.03.2024).

В начале ХХ века планирование в России не отличалось от общемировой теории и практики, осуществлялось по канонам рыночной экономики, а по некоторым направлениям и опережало их.

Только в условиях развития рыночных отношений в России в 1990-е годы финансы становятся  одним из основных видов ресурсов, их ограниченность начинает лимитировать производство. В результате чего возрастает роль финансового планирования, изменяются его содержание и методы.

Финансовое планирование направлено на оценку возможных будущих финансовых последствий принимаемых сегодня решений. На основе таких прогнозов формируются конкретные планы, в которых отражаются финансовые показатели компаний.

Во многих видах деятельности, например, связанных с инновациями, роль прогнозирования велика, так как, как правило, высока неопределенность будущих результатов, их изменчивость в зависимости от выбранных начальных условий реализации проектов и факторов, на которые инициаторы проектов влиять не могут.

Авторы Ч.Т.Хорнгрен и Дж.Фостер бюджет характеризуют планом, в котором отражаются количественные показатели[1].

Бюджетирование необходимо рассматривать как инструмент управления, направленный на оптимизацию бизнеса с целью повышения его конкурентоспособности[2].

К основным задачам планирования в компании можно отнести:

  • Определение количественных ориентиров, по которым компании будут действовать для достижения своих целей;
  • Определение структуры и необходимого объема финансовых ресурсов компании для выбора источников финансирования;
  • Определение жизнеспособности компании, условий ее выживания;
  • Предоставление информационного материала для внешних инвесторов;
  • Контроль за деятельностью предприятия.

Компаниям необходимо разрабатывать комплексную систему планирования, которая  должна отвечать долгосрочным целям по увеличению рыночной стоимости компании.

Первым шагом для разработки системы планирования считается переход к концепции стратегического финансового планирования, для чего необходима четкая формулировка стратегии компании.

Низкая эффективность бюджетирования в компаниях наблюдается из-за разрыва между целями предприятия и самой системы бюджетирования [3].

Компании могут эффективно работать длительное время только при обоснованном и реальном плане. Внедрение системы бюджетного планирования и контроля актуально для предприятий тем, что эффективность процесса управления деятельностью компании и его структурных подразделений может быть обеспечена только с помощью  составления, исполнения и контроля статей бюджета[4].

При внедрении бюджетирования коммерческое предприятие повышает  зону ответственности структурных подразделений за конечный результат.

Улучшению качества планирования может способствовать организация планирования по центрам ответственности, т.е. делегирование полномочий и ответственности в структурные подразделения с последующим консолидированием бюджета в целом по компании.

Планирование по центрам ответственности имеет следующие преимущества:

  1. Позволяет проявлять гибкость при изменении как внешних, так и внутренних условий;
  2. Работники структурных подразделений имеют больше информации о целях и задачах, которые стоят перед ними и перед всем коллективом;
  3. Решения принимаются более оперативно;
  4.  Деятельность работников компаний становится  мотивированной, так как они имеют возможность проявлять инициативу;
  5. Работники высшего звена управления могут сконцентрироваться на стратегическом планировании компании.

Такое понимание бюджетирования предполагает пересмотр и обновление стратегических планов – это постоянный встроенный процесс. Рассмотрение различных сценариев, управленческая гибкость в процессе составления бюджетов достаточно часто могут приводить к необходимости корректировки стратегии.


Библиографический список
  1. Хорнгрен Ч.Т. Бухгалтерский учет: управленческий аспект/ Ч.Т.Хорнгрен, Дж.Фостер. – М.: Финансы и статистика. 2000. – с.97
  2. Шаринова Г.А. Внедрение бюджетирования на средних и мелких предприятиях // Российское предпринимательство. — 2014. — № 21 (267). — c. 74-77. — http://www.creativeconomy.ru/articles/37402/
  3. Рыжакина Т.Г. Бюджетирование как инструмент управления стратегией предприятия // Российское предпринимательство. — 2013. — № 12 (234). — c. 40-46.
  4. Шаринова Г.А. Бюджет предприятия как инструмент в управлении финансами//Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. – 2014. -№1 (57). – c.52-54.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Василенко Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация