Долговременная адаптация спортсменов к физическим нагрузкам разной интенсивности сопровождается специфическими изменениями в структуре метаболизма. Известно, что нагрузки высокой интенсивности преимущественно обеспечиваются углеводами, тогда как длительные малоинтенсивные нагрузки требуют значительного вовлечения жиров в качестве энергетического субстрата.
Суздальницкий Р. С., Меньшиков И. В. и др. отметили специфические изменения в метаболизме спортсменов, тренирующихся в разных биоэнергетических режимах, в ответ на стандартную физическую нагрузку (PWC170). Как показывают проведенные исследования, высокий уровень метаболизма у спортсменов в состоянии покоя может быть следствием высокого уровня кортизола. Кортизол обеспечивает избыточность катаболических реакций и мобилизацию субстратов в кровь. Уровень основных энергодающих субстратов определяется совокупностью регуляторных влияний кортизола, инсулина и ионизированного кальция, комбинация которых обеспечивает специфический для каждой группы испытуемых уровень глюкозы и свободных жирных кислот крови в покое и их изменения в ответ на стандартную нагрузку [1, С.16-20].
Дальнейшее увеличение интенсивности нагрузки сопровождается переключением на анаэробный путь энергообеспечения, за счет гликолиза. Включение анаэробного механизма сопровождается увеличением в крови концентрации кислых продуктов обмена, в основном молочной кислоты (лактата), что обозначается как порог анаэробного обмена (ПАНО) [2, С.14-17].
В работах Савина Г. А. и др. показано, что молочная кислота обнаруживается во всех органах и тканях, а также в различных средах организма, количество ее неодинаково в зависимости от функции того или иного органа. Так, в 100 г крови здорового человека в состоянии покоя содержится 10-20 мг молочной кислоты. Этот показатель может возрасти до 100 мг при интенсивной физической нагрузке. Лактат играет особую роль в поддержании способности организма выполнять напряженную физическую работу. Установлено, что при интенсивной физической нагрузке в мышцах образуется большое количество молочной кислоты, которая тормозит их сократительную способность и является одним из факторов, вызывающих утомление. Для оценки физической тренированности спортсменов выявлена зависимость экскреции лактата кожей от уровня спортивной квалификации. Согласно экспериментальным данным, после физической нагрузки уровень лактата в кожном экскрете у нетренированных людей повышается в 2-3 раза, у начинающих спортсменов – в 1,5-2 раза, а у профессиональных легкоатлетов остается неизмененным [3, С.18-19].
Для спортсменов характерен специфический липидный профиль: снижение концентрации общего холестерина, холестерина – липопротеидов низкой и очень низкой плотности (ХСЛПН и ОНП), триглицеридов (ТГ) и повышение концентрации холестерина – липопротеидов высокой плотности (ЛПВП) [4, P.507; 5, P.341-348].
Мельниковым А. А. и Викуловым А. Д. проведены исследования на 15 спортсменах, кмс и мс, возраст 18-21 год, занимающихся видами спорта с преимущественным развитием выносливости с целью установления взаимосвязей между реологическими свойствами крови и липидным профилем [6, С. 26, 39-40]. Проведенное обследование подтвердило описанный в литературе липидный профиль у спортсменов: повышение ХСЛПВП, снижение ХСЛПН и ТГ. Повышение ХСЛПВП и снижение ТГ у спортсменов в результате систематических тренировок, вероятно взаимообусловлены и связаны с усилением активности мышечной и жировой липопротеидлипазы [7]. Снижение ХС в атерогенных фракциях ЛПНП и ЛПОНП свидетельствует об изменении баланса процессов анаболизма и катаболизма этих липопротеидов в сторону усиления последнего. Действительно, в результате высокого обмена веществ у спортсменов значительная часть холестерина может захватываться холестеринпотребляющими клетками для синтеза кортикоидных и стероидных гормонов, гемопоэза, образования эпителия кожи, секрета сальных желез, желчных кислот [8, P.1945-1949]. Отсутствие достоверных связей между вязкостью цельной крови и плазмы и показателями липидов у спортсменов и группы сравнения указывает на незначительное влияние липидов на вязкость крови и плазмы.
Между показателями деформируемости эритроцитов и липидного профиля выявлена достоверность, что указывает на влияние липидов на деформируемость и агрегацию эритроцитов. Повышение деформируемости и снижение агрегации эритроцитов в значительной мере способствуют кислородтранспортной функции крови на уровне микроциркуляции и повышению функциональных возможностей тренированного организма [9, P.E332-337].
Таким образом, отмечаются определенные метаболические изменения в организме спортсменов, которые могут являться прогностическими показателями развития реакций адаптации или дизадаптации при выполнении физических нагрузок.
Библиографический список
- Суздальницкий Р.С., Меньшиков И.В., Модера Е.А. Специфические изменения в метаболизме спортсменов, тренирующихся в разных биоэнергетических режимах в ответ на стандартную физическую нагрузку // Теория и практика физической культуры. 2000. № 3.
- Сашенков С.Л., Исаев А.П., Волчегорский И.А. и др. Проблемы и критерии адаптации спортсменов к экстремальным физическим нагрузкам в динамике тренировочно-соревновательного цикла подготовки // Теория и практика физической культуры. 1995. №10.
- Савин Г.А., Ушакова Е.В., Перфильева О.Н. Уровень лактата в кожном экскрете как показатель физической тренированности спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2000. №1.
- Нardeman M., Peters Goedhart P. Low hematocrit and plasma fibrinogen in trained athletes increase hemoreological tolerance for physical stress // Clin. Hemoreol. 1995. V.15.
- Nakanishi Noriyuki, Nakamura Koji et al. Relationship between lifestyle and serum lipid and lipoprotein levels in middle-aged japanes men // Eur. J. Epidimiol. 1999. V.15. №4.
- Мельников А. А., Викулов А. Д. Взаимосвязь реологических свойств крови с параметрами липидного профиля у спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2002. № 2.
- Hochachka P., Somero G. Biochemical Adaptation. 1988. 568p.
- Yu H., Ginsburg G., O Tolle M. Acute changes in serum lipids and lipoprotein subclasses in triathletes as assessed by proton nuclear magnetic resonance spectroscopy // Arterioscler. Thrombos and Vascular Biol. 1999. V.19. №8.
- Kiens B., Richter E. Utilization of skeletal muscle triacylglycerol during postexercise recovery in humans //Am. J.Phys. 1998. V .275. №5. Pt.1.