Изменения в экономической и социальной жизни общества приводят к инновационным процессам в подготовке студентов. Сегодня главным направлением профессиональной школы является подготовка высококвалифицированных творческих личностей, в которых в настоящий момент остро нуждается образование.
Педагогическая деятельность в основном предусматривает творческие подходы, именно поэтому многие преподаватели отходят от стандартизации проведения уроков и подготовки учебных занятий. Есть метод, допускающий максимально близко подойти к профессиональной деятельности. Это – деловая игра[1, с. 665-667] .
Деловая игра, применяемая в учебной практике, стимулирует мыслительную деятельность студентов. Каждый преподаватель пытается применить разный способ проведения занятий, который бы отличался от обычных. Использование деловых игр при обучении экономическим дисциплинам – это создание преподавателем условий, в которых студент сам будет открывать, приобретать и конструировать знания [2, с. 556-558]
Сама суть любой деловой игры заключается в совокупном воссоздании и разыгрывании различных организационных процессов, что само по себе дает максимально приблизить учебную деятельность к профессиональной [3, с. 665-667].
В педагогической деятельности, включающей элементы творчества, используют деловую игру, стимулирующую активную мыслительную деятельность и формирующую творческие навыки будущих специалистов. Применение деловой игры в учебной практике помогает успешно овладеть навыками будущей профессии, проявление инициативы и активности в группе.
Лихачев Б.Т., Выготский Л.С., Селевко Г.К., Платов В.Я. занимались исследованием и использованием деловых игр для учащихся и студентов. Рассмотрение деловой игры, как формы и метода в подготовке учащихся, имитирующей предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности осваивать профессиональные умения и навыки, в работах Абрамовой Г.С., Степановича В.А., Кулешовой И.В., Алапьевой В.Г., Выготский Л.С., Платов В.Я., Эльконин Д.Б.
Хруцкий Е.А. выдвинул идею о том, что деловая игра выступает не только как средство развития профессиональных способностей и знаний, но и развивает профессиональное творческое мышление, в результате которого учащиеся получают умение анализировать нестандартные ситуации и решать для себя новые задачи.
Деловая игра представляет собой метод имитации принятия решений работников, руководящих должностей или специалистов в разных ситуациях на производстве, который осуществляется по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости [ 4, с. 2]
Деловая игра имитирует реальные жизненные ситуации: дает игрокам шанс побывать в разных ролях, в ходе ее проведения участники игры объединяются, укрепляются отношения между студентом и преподавателем, происходит взаимный обмен мыслями, информацией.
Применение студентами деловых игр в педагогической практике, дает возможность оценить свои сильные и слабые стороны в будущем как преподавателей и закрепить свои творческие навыки практическими методами.
Основное в деловых играх – это максимальное уменьшение времени накопления профессионального опыта. Исследователи доказали, что при подаче материала посредством деловой игры информация усваивается около 90%, а при лекционной – не более 20%. Введение игровых задач в методологический комплекс поможет студентам решить профессиональные задачи, то есть их обучение и воспитание. Многочисленные виды деловых игр различаются способами проведения и целями, которые преследует преподаватель: дидактические и управленческие игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные и др.
Таким образом, с помощью проведения деловых игр в учебном процессе можно добиться целенаправленной работы по различным направлениям профессионального развития, сформировать первоначальные умения и навыки у будущих специалистов, которые им необходимы.
Деловая игра сводит к минимуму недостатки и ограничения, препятствующие повышению эффективности профессиональной деятельности и профессионального роста. Моделируя реальные условия профессиональной деятельности специалиста, достигается продуктивное общение, участники которого имеют возможность путем проб и ошибок экспериментировать с разными моделями поведения, что в настоящей жизни невозможно.
А.П. Исаев в своей статье «Инструменты профессионального саморазвития» рассмотрел несколько методов повышения самомотивации к профессиональному росту. Самые важные из них задействованы в деловой игре. Это стремление брать на себя ответственность за себя и свою команду (чем выше личностный вклад в деятельность, тем выше мотивация и удовлетворенность), отношение к кризису как к средству развития, а также осознание того факта, что мотивация к работе – лишь часть мотивации к жизни [5, с. 357]
В течение деловой игры студенты приобретают проектное мышление, учатся работе в команде, сотрудничеству, проводить переговоры и выступать на публике. Такая интенсивная подготовка к профессиональной деятельности приводит к возникновению благоприятных условий для целенаправленной работы над собой, максимального применения личных способностей и талантов, формирующая внутренние побуждения к профессиональному росту у будущих специалистов.
Библиографический список
- Султангалина Ю.Н. Деловая игра как инновационный метод обучения / Ю.Н. Султангалина, А.А. Рабцевич //Молодой ученый. -2014. - №6(65). – С.665-667.
- Абубакирова К.Э. Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры / К.Э. Абубакирова, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. – 2014. – №5. – С.556-558.
- Султангалина Ю.Н. Деловая игра как инновационный метод обучения / Ю.Н. Султангалина, А.А. Рабцевич //Молодой ученый. -2014. - №6(65). – С.665-667.
- Полат Е.С. Жизнь как постоянное учение. 2006. [Электронный ресурс] URL: elitarium.ru/2006/04/14/zhizn_kak__postojannoe_uchenie.html. (д.о.: 15.10.2014).
- Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра. – М.: Владос-пресс, 2000. – С.357.
- Исаев А.П. Инструменты профессионального саморазвития / А.П. Исаев // Психология и управление. – 2008. – №3. – С.59-65.