Анализ вопроса исследования и проектирования систем управления организаций подтверждает проблему недостаточного внимания к такому блоку системы управления как управленческие воздействия, а суть управления сводится именно к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе целенаправленной деятельности.
В научной литературе достаточно широко представлены вопросы профессиональных требований к субъектам управления [1-4], регламентам их деятельности [5-8], карьерному развитию [9-10], а также вопросы оценки эффективности основных направлений деятельности компании [11-12]. Кроме того, достаточно широко освещены вопросы процессного моделирования деятельности организации, регламентации процессов компании и оценки эффективности отдельно взятых процессов. К сожалению, затруднительно найти в российской научной литературе системное представление процесса проектирования системы управления организацией на основе современных бизнес-технологий (построения бизнес-модели и пирамиды деятельности организации; проектирования и организации сети бизнес-процессов; проектирования организационной структуры и документации на основе сети бизнес-процессов, оценки эффективности процессов и т.д.).
Автором предлагается схематичное отображение процесса проектирования системы управления (СУ) организации с учетом традиционного понимания данного термина и наиболее популярных на сегодняшний день бизнес-технологий менеджмента (рис.1).
При решении вопроса проектирования системы управления организации блок «Управляющая система» решает вопросы: построение пирамиды деятельности организации; проектирование и организация бизнес-процессов компании и организационной структуры во взаимосвязи с сетью бизнес-процессов; разработка организационной документации системы управления и стратегических карт как инструмента контроля за реализацией миссии и целей организации; регламентация вовлеченности персонала и сбор информации по стратегическим картам и бизнес-процессам; контроль и оценка эффективности показателей по группам: финансовые показатели; отношения с потребителями; организация внутренних бизнес-процессов; человеческий капитал.
Комплексный контроль и оценку эффективности системы управления организации в целом возможно проводить на основе расчета эффективности каждого из управляющих процессов компании, представленных на рис.2.

Рис. 2 - Взаимосвязь управляющих и основных процессов в оценке эффективности системы управления организации
Решение проблемы оценки экономической эффективности менеджмента в системе управления организации предполагает нацеленность на повышение показателей эффективности основных процессов компании в соответствии с жизненным циклом продукции с учетом затратных показателей, показателей эффективности использования ресурсов на единицу продукции, показателей результативности процессов.
Библиографический список
- Богомолов В.С. Требования к профессиональным компетенциям качественно нового менеджера // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2012. №3. С.74-79.
- Чупашева Е.В. Оценка профессиональной компетентности менеджера // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2010. №4. С.18-21.
- Ахметов Л.А.. Ботавина Р.Н. Современные требования к труду менеджеров в предпринимательских структурах // Путеводитель предпринимателя. 2013. №19. С.19-26.
- Перевозова О.В. Взаимодействие вузов и рынка труда в вопросах формирования конкурентоустойчивости менеджеров как фактора профессиональной мобильности // Бизнес и общество. 2014. №2(2). С.11.
- Васильева Л.И., Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Приведение компетенций ФГОС к квалификационным требованиям профессионального стандарта и их реализация в подготовке менеджера // В мире научных открытий. 2014. №3(51). С.124-137.
- Стрекалова Н.Д. Профессиональная подготовка современных менеджеров в условиях стандартов третьего поколения: проблемы и пути их решения // Проблемы современной экономики. 2011. №4. С.412-416.
- Скриптунова Е.А. Стандарты деятельности менеджера по продажам // Управление продажами. 2005. №2. С.17-25.
- Поварич И.П., Акулов А.О. Каким быть менеджмент-образованию в региональных вузах? // Высшее образование сегодня. 2010. №8. С.39-41.
- Зайцев Г.Г. Управление карьерой менеджера: сущность, актуальность, проблемы исследования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т.6. №3. С.98-106.
- Гермерсхаузен М. Сделай карьеру менеджера // Банковское дело. 2011. №10. С.64-66.
- Евграфова Л.Е. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента компании // Актуальные вопросы экономических наук. 2013. №35. С.153-158.
- Чарыкова М.К. Эффективность менеджмента в жизненном цикле организации // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2012. №1.С.273-276.