В каждой современной нефтегазовой компании, планирующей сохранить стабильность и существование, важное место занимает проблема возможности компании отразить обществу свой вклад в социально-экономическое развитие страны, региона, в которых она работает. Проблемы формирования уверенности у заинтересованных лиц в том, что компания серьезно относится к вопросам производственной деятельности и стабильного развития предприятия, играют немаловажную роль для каждой компании.
Требования, которые предъявляются к нефтегазовым компаниям в сфере выявления и удовлетворения потребностей общества, постоянно увеличиваются. В соответствии с этим, для корпораций растут не только производственные, но и репутационные риски.
Корпоративная социальная ответственность – понятие относительно новое, оно появилось в 1950-е годы и до сих пор продолжает развиваться. Проблема корпоративной социальной ответственности является одним из самых обсуждаемых в современном мире. Причиной этому служит то, что в настоящее время роль бизнеса в общественном развитии значительно возросла, повысились требования к его прозрачности и открытости.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) – реализация интересов компании с помощью обеспечения социального формирования ее коллектива и активного участия в развитии общества.[1, c.30] Корпоративная социальная ответственность (КСО) – это произвольный вклад корпорации в развитие общества в социально- экономической сфере, который непосредственно сопряжен с основной деятельностью компании. [2] Иными словами, это добровольное решение компании принимать участие в совершенствовании жизни общества и защите окружающей среды.
Объединение корпораций США «Бизнес за социальную ответственность» определяет суть КСО следующим образом: «Корпоративная социальная ответственность означает такое ведение бизнеса, которое соответствует этическим, законодательным нормам и общественным ожиданиям или даже превосходит их» [3].
М. Ван Марревийк дает свое определение КСО: «КСО – это включение социальных и экологических вопросов в процесс бизнеса и его взаимодействие с заинтересованными сторонами» [4]. Таким образом, корпоративная социальная ответственность – это один из элементов в структуре менеджмента больших компаний, целью которого является увеличить экономическую эффективность за счет социальной ответственности перед поставщиками, потребителями, партнерами, персоналом, обществом и государством.
Многие компании осознают, что благополучно вести бизнес, функционируя в обособленном пространстве, нереально. По этой причине интеграция принципа корпоративной социальной ответственности в стратегию формирования бизнеса становится отличительной особенностью ведущих компаний. Проявлением данного расклада является организация корпоративного социального отчета. Социальный отчет основан с целью повышения открытости бизнеса перед обществом. Корпоративный социальный отчет дает возможность совокупно представлять обществу итоги деятельности предприятия, осуществлять разговор со всеми социальными группами, раскрывать их ожидания и оценки.
Западные нефтегазодобывающие компании являются первыми в области корпоративной социальной ответственности среди всех организаций данной отрасли. Связано это с тем, что многочисленные проблемы, которые лежат в основе корпоративной социальной ответственности, давно учитываются в их деятельности. Западные компании вовсе не считают КСО благотворительной деятельностью. Обеспечение корпоративной социальной ответственности воспринимается как направление формирования и развития бизнеса.
К числу основных особенностей корпоративной социальной ответственности российских компаний можно отнести следующие:
- в процессе формирования модели корпоративной социальной ответственности в России государство и общество практически не принимают участие;
- главным направлением корпоративной социальной ответственности российских компаний считается благотворительная деятельность;
- в процессе реализации деятельности в сфере корпоративной социальной ответственности в российских компаниях потребности общества и государства фактически не учитываются.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) основывается на таких понятиях, как надежность положения компании, ее стабильное формирование и управление. Оно обуславливает изменение деловой стратегии самых крупных международных корпораций. В данный период времени это наиболее комплексная проблема, которая стоит перед всеми крупными компаниями.
Большое число компаний занято разработкой политики, стратегии, структуры отчетности КСО. Приобретение положительных сторон в итоге соблюдения основ КСО будет зависеть от таких условий как:
- четкость установленной миссии;
- качество принятых мер;
- степень интеграции корпоративной социальной ответственности в структуру бизнеса.
В общем, у российских нефтегазовых компаний имеется понимание того, что нужно принимать меры в сфере корпоративной социальной ответственности. Это отражается в долгосрочном планировании, в основе которого лежат принципы, отличающиеся от стремления получить краткосрочные преимущества на основе анализа затрат.
Основная проблема, которую нужно решить в течение последующих нескольких лет, заключается в формировании наиболее эффективных показателей производственной деятельности, которые бы более полно отражали вклад компании в социально-экономическое развитие региона. Использование этих показателей позволит компаниям получить преимущества от достижения положительных результатов.
По итогам января 2015 года агентство политических и экономических коммуникаций представило рейтинг российских компаний, который отражает степень социальной ответственности. В начале 2015 года Алмазодобывающая компания «Алроса» оспорила лидерство «Газпрома» и заняла первое место в рейтинге социальной ответственности. В 2014 году эта компания потратила около 7 млрд. рублей с целью реализовать различные социально-экологические проекты в Якутии. На втором месте в данном рейтинге располагается «Газпром». Эта компания развивает корпоративные проекты, а также привлекает самих сотрудников к активной социальной деятельности. Тройку лидеров замыкает представитель нефтегазовой отрасли – компания «Транснефть». Нефтегазодобывающие компании остаются самой многочисленной группой в рейтинге [4].
Ответы на многие вопросы в сфере корпоративной социальной ответственности связаны с принятием сложных решений. Однако это могло бы открыть большие возможности для развития в условиях конкурентной борьбы: компании, которые осознают важность корпоративной ответственности, будут первыми, кто получит конкурентные преимущества.
Библиографический список
- Богатырева М.Р. Качество трудовой жизни как показатель социально-экономического благосостояния организации / М.Р. Богатырева, Г.И. Гиндуллина // Актуальные вопросы модернизации науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2014. С.72-74.
- Ганцева Д.В. Нормирование труда как основа организации заработной платы в Уренгойском газопромысловом управлении / А.А. Рабцевич, Д.В. Ганцева // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2013. – №13. С.148-154.
- Ивченко C.B. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / С.В.Ивченко, М.И. Либоракина, Т.С. Сиваева. – М.: Фонд Институт экономики города, 2003. – 136с.
- Коротков Э.М., Александрова О.Н., Антонов С.А. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров М.: Юрайт, 2012. С.30.
- Кричевский H.A. Корпоративная социальная ответственность / H.A. Кричевский, С.Ф.Гончаров.- М.: Дашков и К., 2007. – 216с.
- Рабцевич А.А. Условия достижения инновационной ориентации регионального рынка труда // Общество. Среда. Развитие. – 2014. – №2. С.45-50.
- Шелдон Беннет. Корпоративная социальная ответственность // Нефть России – 2006. – №1.
- Агенство политических и экономических коммуникаций. [Электронный ресурс] – Режим доступа: //www.apecom.ru