Мотивация является одним из главных рычагов управления работниками организации. В России почему-то лучшим вознаграждением за труд признаются деньги. Но во многих зарубежных странах в отличие от России такой подход является не единственным. На сегодняшний день разработано и подробно описано большое количество способов мотивирования (материальных и нематериальных) и все они, так или иначе, применяются для увеличения производительности труда и заинтересованности в работе персонала любой организации.
За рубежом вопрос о мотивации рассматривается не только шире, чем в России, но и по-другому. Почти во всех западных странах очень популярна нематериальная мотивация, а в отдельных восточных (Япония, к примеру) она вообще считается главной. Во всех странах специалисты по управлению персоналом давно принимают за истину то, что каждого работника надо беречь и только у нас принимается естественным мотивировать работника методами «не нравится – не работай» или в лучшем случае «не будешь работать – выгоним».
Во времена Советского Союза большим спросом в организациях пользовались выплаты на питание, в пакет стандартных льгот любого сотрудника входили бесплатные путевки в санатории и дома отдыха. К большому сожалению, руководители фирм и компаний совсем не уделяет соответствующего внимания своим подчиненным, а точнее не стремятся как-то удержать или заинтересовать на рабочем месте, полагая, что незаменимых людей просто не бывает. Российские фирмы довольно часто в качестве мотивации используют неправильный подход, заключающийся в подавлении и запугивании подчиненных, говоря другими словами, руководство делает акцент на чувстве страха. Работников могут пугать увольнением, снижением заработной платы, лишением премии. В отличие от России, в зарубежных странах такие меры непозволительны.
Так, девиз работников Японии еще с феодальных времен звучит следующим образом: «На первом месте – страна, на втором работа, на третьем – семья и на последнем – я сам».
Япония не любит изменчивость и непостоянство, поэтому человек трудоустраивается практически на всю оставшуюся жизнь. После того, как японец вышел на работу, он остается на фирме пока официально не выйдет на заслуженную пенсию. Коллектив, как и сама организация, занимает немаловажное место в его жизни. Из этого вытекает, что нематериальная мотивация сотрудников осуществляется по психологической схеме «отец-сын», в которой отцом является руководство и фирма, а сыном выступает сам сотрудник.
Нематериальная мотивация в японских корпорациях состоит в том, что фирма берет на себя ответственность за кредитование своих сотрудников или же помогает получить кредит. Кроме этого все расходы в случае дорогого обучения сотрудника и его детей оплачивает организация. Часто многие компании в Японии финансируют семейные праздники и торжества. Например, свадьбы, юбилеи либо спортивные мероприятия. Также некоторые компании предоставляют жильё своим работникам. Хорошей мотивацией для качественного труда является продвижение по карьерной лестнице и возможность профессионального роста. Продвижения по службе могут быть весьма небольшими, но регулярными, а это отличный способ поощрения. Очень популярны и весьма вознаграждаются браки между сотрудниками. Следовательно, компания практически становится вторым домом, так как привязывает к себе сотрудника.
В Японии повышение по службе и профессиональный рост, как правило, долгосрочны и невелики, но они проводятся постоянно, и именно это отлично мотивирует работника. Человек чувствует неизменность и устойчивость своего положения, но, несмотря на это, сотрудник знает, что рост ему обеспечен пусть и небольшой, но в течение всей жизни.
Таким образом, мы считаем, что россиянам следует придерживаться ориентира на опыт и практику японских компаний. Однако безрассудное перенесение чужого опыта в условия российской действительности не даст своих плодов, в результате чего эффект будет нулевой, поэтому полностью следовать зарубежной системе не стоит. В такой ситуации стоит создавать свою систему поощрения и мотивации с частицами заграничной корпоративной культуры. Также не стоит забывать, что нематериальные способы поощрения необходимо применять только в тех случаях, когда полностью удовлетворены все финансовые потребности сотрудника.
Библиографический список
- Варданян И. Зарубежный и российский опыт управления мотивацией персонала / И. Варданян // Кадровик. – 2011. – №3.
- Мухина Н.М. Нормирование труда в зарубежных странах / Н.М. Мухина, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. – 2013. – №6. С.391-392.
- Пивоваров. С.Э. Международный менеджмент: учебник для вузов. 4-е изд./ С.Э. Пивоваров, Л.С. Тарасевич, А.И. Майзель. – СПб: Питер, 2009. – 59с.
- Рабцевич А.А. Человек и его отражение в экономических процессах / А.А. Рабцевич // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2010. – №4. С.281-286.
Количество просмотров публикации: Please wait