РАЗЛИЧИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В РОССИИ И ЯПОНИИ

Абузарова Алина Равильевна1, Рабцевич Андрей Александрович1
1Башкирский государственный университет, Институт экономики, финансов и бизнеса

Аннотация
В статье ставится задача рассмотреть способы мотивации сотрудников фирмы на примере России и Японии. Показано, что российская система мотивации сотрудников во многом отстает от японской. На основе проведенного сравнения предлагается начать изменения отечественной системы мотивации, так как она является неэффективной.

Ключевые слова: организация, персонал, трудовая мотивация, управление


DIFFERENCES OF EMPLOYEES MOTIVATION IN RUSSIA AND JAPAN

Abuzarova Alina Ravilevna1, Rabtsevich Andrei Aleksandrovich1
1Bashkir State University, Institute of Economics, Finance and Business

Abstract
The article discusses how the motivation of employees on the example of Russia and Japan. It is shown that the Russian system of motivation of employees is less effective than the Japanese. On the basis of this comparison are encouraged to initiate positive changes in the Russian system of motivation.

Keywords: labor motivation, Management, organization, staff


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Абузарова А.Р., Рабцевич А.А. Различия применения методов трудовой мотивации персонала в России и Японии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/02/47593 (дата обращения: 16.03.2024).

Мотивация является одним из главных рычагов управления работниками организации. В России почему-то лучшим вознаграждением за труд признаются деньги. Но во многих зарубежных странах в отличие от России такой подход является не единственным. На сегодняшний день разработано и подробно описано большое количество способов мотивирования (материальных и нематериальных) и все они, так или иначе, применяются для увеличения производительности труда и заинтересованности в работе персонала любой организации.

За рубежом вопрос о мотивации рассматривается не только шире, чем в России, но и по-другому. Почти во всех западных странах очень популярна нематериальная мотивация, а в отдельных восточных (Япония, к примеру) она вообще считается главной. Во всех странах специалисты по управлению персоналом давно принимают за истину то, что каждого работника надо беречь и только у нас принимается естественным мотивировать работника методами «не нравится – не работай» или в лучшем случае «не будешь работать – выгоним».

Во времена Советского Союза большим спросом в организациях пользовались выплаты на питание, в пакет стандартных льгот любого сотрудника входили бесплатные путевки в санатории и дома отдыха. К большому сожалению, руководители фирм и компаний совсем не уделяет соответствующего внимания своим подчиненным, а точнее не стремятся как-то удержать или заинтересовать на рабочем месте, полагая, что незаменимых людей просто не бывает. Российские фирмы довольно часто в качестве мотивации используют неправильный подход, заключающийся в подавлении и запугивании подчиненных, говоря другими словами, руководство делает акцент на чувстве страха. Работников могут пугать увольнением, снижением заработной платы, лишением премии. В отличие от России, в зарубежных странах такие меры непозволительны.

Так, девиз работников Японии еще с феодальных времен звучит следующим образом: «На первом месте – страна, на втором работа, на третьем – семья и на последнем – я сам».

Япония не любит изменчивость и непостоянство, поэтому человек трудоустраивается практически на всю оставшуюся жизнь. После того, как японец вышел на работу, он остается на фирме пока официально не выйдет на заслуженную пенсию. Коллектив, как и сама организация, занимает немаловажное место в его жизни. Из этого вытекает, что нематериальная мотивация сотрудников осуществляется по психологической схеме «отец-сын», в которой отцом является руководство и фирма, а сыном выступает сам сотрудник.

Нематериальная мотивация в японских корпорациях состоит в том, что фирма берет на себя ответственность за кредитование своих сотрудников или же помогает получить кредит. Кроме этого все расходы в случае дорогого обучения сотрудника и его детей оплачивает организация. Часто многие компании в Японии финансируют семейные праздники и торжества. Например, свадьбы, юбилеи либо спортивные мероприятия. Также некоторые компании предоставляют жильё своим работникам. Хорошей мотивацией для качественного труда является продвижение по карьерной лестнице и возможность профессионального роста. Продвижения по службе могут быть весьма небольшими, но регулярными, а это отличный способ поощрения. Очень популярны и весьма вознаграждаются браки между сотрудниками. Следовательно, компания практически становится вторым домом, так как привязывает к себе сотрудника.

В Японии повышение по службе и профессиональный рост, как правило, долгосрочны и невелики, но они проводятся постоянно, и именно это отлично мотивирует работника. Человек чувствует неизменность и устойчивость своего положения, но, несмотря на это, сотрудник знает, что рост ему обеспечен пусть и небольшой, но в течение всей жизни.

Таким образом, мы считаем, что россиянам следует придерживаться ориентира на опыт и практику японских компаний. Однако безрассудное перенесение чужого опыта в условия российской действительности не даст своих плодов, в результате чего эффект будет нулевой, поэтому полностью следовать зарубежной системе не стоит. В такой ситуации стоит создавать свою систему поощрения и мотивации с частицами заграничной корпоративной культуры. Также не стоит забывать, что нематериальные способы поощрения необходимо применять только в тех случаях, когда полностью удовлетворены все финансовые потребности сотрудника.


Библиографический список
  1. Варданян И. Зарубежный и российский опыт управления мотивацией персонала / И. Варданян // Кадровик. – 2011. – №3.
  2. Мухина Н.М. Нормирование труда в зарубежных странах / Н.М. Мухина, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. – 2013. – №6. С.391-392.
  3. Пивоваров. С.Э. Международный менеджмент: учебник для вузов. 4-е изд./ С.Э. Пивоваров, Л.С. Тарасевич, А.И. Майзель. – СПб: Питер, 2009. – 59с.
  4. Рабцевич А.А. Человек и его отражение в экономических процессах / А.А. Рабцевич // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2010. – №4. С.281-286.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Абузарова Алина Равильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация