Сегодня на Украине актуальным и своевременным является процесс интенсивного наполнения системы последипломного образования информационно-коммуникационными технологиями, что, в свою очередь, вызывает необходимость качественной оценки современных подходов к образовательному процессу в условиях социокультурной среды, поскольку «информационно-коммуникационные технологии являются тем технологическим базисом, благодаря которому необходимо обеспечить всем гражданам нашей страны равный доступ к знаниям» (В.Г.Кремень). Появление современных инновационных подходов в образовании, стремительное развитие телекоммуникационных технологий дает возможность не только варьировать педагогический процесс учреждений последипломного образования, его содержательную, организационную и методическую основы, но и создавать благоприятные условия для профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования.
В нынешних условиях развития информационного общества система последипломного образования является важным источником определения стратегии современной профессионально-педагогической подготовки и переподготовки педагогических кадров. Реализация задач по улучшению профессиональной подготовки учителей в значительной степени зависит не только от условий и способов усовершенствования последипломного педагогического образования, но и от профессиональной компетентности, педагогического мастерства, самоусовершенствования и самореализации преподавательского состава.
Общепринятым есть тот факт, что самореализация личности принадлежит к тем проблемам, которые определяют сущность общественно-экономической формации, поскольку эффективная деятельность каждого человека в полной мере обуславливается тем, на каких главных принципах строятся отношения индивида и общества, какую позицию в этих взаимоотношениях занимает личность, насколько общество умеет использовать потенциальные возможности и различные качества профессионала (знания, умения, воля и т.п.). Независимо от того, осознанна обществом или нет самореализация личности, она является одной из значимых проблем развития цивилизации.
В современной образовательной парадигме профессионально-педагогическая самореализация преподавателя высшей школы заявлена в нормативных документах (Закон Украины «Об образовании», Национальная доктрина развития образования Украины в ХХІ веке), в которых акцентируется внимание на подготовке нового типа преподавателя, способного самореализоваться в профессии и способствующего к самореализации участников педагогического процесса. Многогранная деятельность преподавателя требует прежде всего профессионально-педагогической самореализации, поскольку не возможно научить тому, чем сам не владеешь.
Актуальными для нашего исследования являются научные труды, в которых затрагиваются вопросы индивидуализации профессионально-педагогической подготовки учителя (А. Пехота), личностная самореализация будущего учителя в обучающе-воспитательной среде педагогического университета (И. Краснощок), акмеологические аспекты развития и саморазвития управленческого мастерства директора школы и преподавателей (В. Алфимов), формирование субъектной позиции педагога как основы его самореализации (Г. Аксенова), самореализация педагога в условиях инновационной школы (И. Золотухина), самореализация личности в условиях синергетической модели высшего образования (Г. Нестеренко), психолого-педагогические факторы повышения профессионализма преподавателя высшей школы (В. Панчук), концепции профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы (И. Исаев), формирование культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя высшей школы (М. Ситникова) и другие.
Философско-исторические источники свидетельствуют о том, что профессионально-педагогическая самореализация преподавателя системы последипломного образования – это результат длительной эволюции человечества, исторический продукт развития цивилизации. Анализ существующих педагогических концепций дает возможность определить профессионально-педагогическую самореализацию преподавателя системы последипломного образования как движущееся динамическое равновесие всех составляющих компонентов данного процесса, как открытую систему, которая постоянно самосовершенствуется, самоорганизовуется и самовоспроизводится.
Ретроспективный анализ научных источников по исследуемой проблеме дает возможность сделать вывод о том, что на сегодняшний момент не существует четких определений дефиниции «самореализация». В некоторых исследованиях данное понятие заменяют терминолексемой «саморазвитие», используя их как синонимы, отождествляя их смысловое наполнение, характеристики, цели и задачи [1]. По нашему мнению, такое утверждение неправомерно, поскольку саморазвитие – это специфический процесс, который направлен на самообразование (самопостроение) личности. Например, В. Маралов считает, что самореализация наряду из самопрезентацией, самовыражением, самоутверждением, самоусовершенствованием, является одной из форм саморазвития [2, с. 80–81]. Также в литературе широко используется понятие «самоопределение личности», которое понимается как индивидуальная реализация личностью социальной детерминации.
Таким образом, разногласия в категориальном аппарате дают возможность определить три основных подхода в изучении вопросов самореализации личности:
- особенности самореализации рассматриваются с позиции социализации личности;
- самореализация исследуется в контексте саморазвития и развития личности;
- самореализация изучается в структуре базовых, индивидуально-образованных потребностей.
Для нашего исследования интересной является научная позиция В. Сластенина, который определяет самореализацию преподавателя как «внедрение им в профессиональную деятельность своих намерений и способа жизни» [3].
По мнению М. Ситниковой и И. Исаева, сущность самореализации педагога заключается в том, что внешнее (объективное), то есть педагогический опыт человечества, через призму внутреннего (субъективного) становится его достоянием, входит в сознание преподавателя, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшей профессиональной деятельности [4]. К внутреннему ученый И. Исаев относит профессионально-педагогическую культуру личности преподавателя, которая состоит из системы педагогических ценностей:
1) ценности-цели, которые раскрывают содержание и цели педагогической деятельности преподавателя, а также цели его профессионально-педагогической самореализации. Ценности-цели раскрывают систему взглядов преподавателя в аспекте совершенствования его педагогической деятельности и наращивания профессионально-педагогического потенциала самореализации;
2) ценности-средства раскрывают значение и содержание способов и средств профессионально-педагогической деятельности: концепции педагогического общения, педагогической техники и технологии, педагогического мониторинга, инноватики и др.;
3) ценности-знания раскрывают значение и содержание предметных и психолого-педагогических знаний в процессе профессионально-педагогической деятельности (теоретико-методологическое знание предмета, знание о формировании, развитии личности и деятельности, знание основных идей и закономерностей целостного педагогического процесса системы последипломного образования), а также знаний о своих индивидуально-личностных особенностях, которые являются необходимыми для реализации себя в профессионально-педагогической деятельности;
4) ценности-качества позволяют преподавателю в процессе регуляции и саморегуляции педагогической деятельности и самореализации в ней выявить актуальные для него качества и, в связи с этим, – нерешенные проблемы в области развития культуры профессионально-педагогической самореализации;
5) ценности-отношения ракрывают значение и содержание отношений как главного механизма функционирования целостной педагогической деятельности: концепции педагогической ментальности как совокупности мотивации, системы терминальных и культурных ценностей; отношение преподавателя к слушателям курсов повышения квалификации, к себе, к профессиональной деятельности, к другим участникам педагогического процесса [4, с. 78-87].
Таким образом, все группы ценностей (целей, средств, знаний, качеств, отношений), трансформировавшись в сознании преподавателя в личностную систему ценностных ориентаций, взаимодействуют между собой и регулируют ценностно-смысловую сферу личности преподавателя в зависимости от доминирующего направления его педагогической деятельности и развития профессионально-педагогической самореализации [4].
Изложенное выше дает возможность проанализировать особенности профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования в условиях информационно-коммуникационного пространства. Анализируя различные определения и характеристики самореализации, мы рассматриваем профессионально-педагогическую самореализацию преподавателя системы последипломного образования как бесконечный процесс, который содержит в себе творческий профессиональный потенциал и личностные качества педагога.
Современный преподаватель системы последипломного образования своей профессиональной деятельностью, которая имеет практико-ориентированный характер и направлена на учителя школы, должен обеспечивать результативность педагогического процесса с помощью использования информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют решать научно-методические задачи на более высоком уровне. Использование ИКТ как инструмента создания целостного образовательного пространства содействует развитию профессиональной компетентности и профессионально-педагогической самореализации преподавателя.
Профессионально-педагогическая самореализация преподавателей Черкасского областного института последипломного образования осуществляется путем участия в различных формах научно-методической и организационной работы: лекциях-дискуссиях с использованием мультимедийных средств, практических занятиях, презентациях, тренингах, в работе временных творческих коллективов, педагогических студий, виртуальных педагогических сообществ, научно-практических конференций, методических семинаров, вебинаров и другое.
Актуальным во время педагогического процесса является проведение лекционно-практических занятий с использованием мультимедийных презентаций, которые при одновременном использовании нескольких каналов восприятия информации позволяют улучшить уровень понимания рассматриваемой проблемы и в полной мере повлиять на эмоции слушателей. Результатом проведения такой формы работы является создание преподавателем методических тек и каталогов, а также формирование электронной базы научно-методических текстовых материалов, информационных ресурсов, которые способствуют профессионально-педагогической самореализации преподавателя и его систематическому самообразованию
В преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла для учителей, которые проходят курсы повышения квалификации на базе Черкасского областного института последипломного образования педагогических работников, эффективным является использование во время педагогического процесса Интернет-ресурсов. Мы считаем, что ознакомление с новыми, последними достижениями в области психолого-педагогических и социальных наук, которые публикуются на Интернет-страницах, позволяет как преподавателю, так и учителем расширить свой теоретический кругозор, решить ряд вопросов обучения, независимо от происходящих социальных, экономических, образовательных процессов.
Используемые Интернет-ресурсы, по нашему мнению, представляют собой эффективное инновационное средство обучения, с помощью которого преподаватель ориентирует взрослых студентов на определенный перечень психологических, педагогических, социально-психологических сайтов, электронных библиотек, предварительно посетив их и определив необходимые, актуальные и интересные материалы (результаты исследований, научные и практические статьи, психодиагностические методики, учебники и учебные пособия и т.д.). В свою очередь, учителя, активно используя данные ресурсы, учатся самостоятельному поиску нужной информации, ориентируются в научных новинках, находят для себя важное, нужное, самостоятельно приобретают знания.
С целью повышения уровня профессиональной комптентности учитлей, развития ключевых компетенций, их осведомлённости в различных вопросах обучения и воспитания учащихся преподавателями была разработана и создана на сайте Черкасского образовательного портала информационно-образовательная страница «Интернет-школа педагогического мастерства» (http://courses.ippro.com.ua/) как инновационная технология, дополняющая традиционные формы и методы обучении, является дистанционной формой, которая дает возможность учителям в любое для них время получить дополнительные знания в сфере педагогических наук.
В «Интернет-школе педагогического мастерства» преподавателями разработаны и предложены спецкурсы, которые позволяют учителю самостоятельно изучить учебный материал, выполнить практические задания, самостоятельно провести итоговый контрольный тест по курсу с целью самооценки личного уровня осведомлённости по изучаемому вопросу. Изучая материалы спецкурсов, учитель может получить консультацию преподавателя-тьютора по интересующим его вопросам.
Мы согласны с мнением О. Батуриной, что эффективность использования данной интернет-страницы позволяет достичь следующих результатов в профессионально-педагогической деятельности учителей: развивается интерес к изучаемому курсу, углубляются знания педагогических работников в области современных научных дрстижений, совершенствуются навыки работы с информационными источниками, отбора и их последующего анализа, формируются умения самостоятельного планирования учебно-познавательной деятельности, развиваются умения рефлексивной деятельности и прочее. Инновационность данного сайта заключается в развитии конкурентно способной, творческой, находящейся в постоянном поиске новой информации, личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности [5]. «Интернет-школа педагогического мастерства», по нашему мнению, позволяет перевести учителя из пасивного потребителя знаний в активного творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.
Во время проведения различных тематических мероприятий для учителей-предметников преподавателями используются поисковые системы Интернет, с помощью которых можно получить бесплатный доступ к мультимедиа-документам, которые сохраняются на WWW-серверах всего мира. Это и посещение виртуальных музеев и педагогических выставок, и использование материалов международных и всеукраинских ежедневных газет и журналов, и виртуальное путешествие по миру с целью знакомства с лучшими образовательными системами европейских стран с помощью интерактивных географических карт и т.д. На таких ВЕБ-серверах размещена как гипертекстовая (текст, рисунки), так и гипермедийная (графика, мультипликация, видеоролики) информация, которую уместно использовать во время проведения педагогических мероприятий.
Повышению профессионально-педагогической самореализации способствует участие преподавателя в работе педагогической студии, которая является инструментом повышения его профессиональной квалификации, роста педагогической культуры, совершенствования общепедагогических, психологических, воспитательных и методических умений. На базе Черкасского областного института последипломного образования педагогических работников функционирует педагогическая студия преподавателей «Эврика!» как творческая внутриинститутская форма профессионального объединения научных работников, связанная с повышением профессиональной компетентности преподавателя на основании самопознавательной деятельности, расширением научного кругозора благодаря моделированию педагогических ситуаций, тренингам, проведению игр, применение на своих занятиях инновационных форм и методов преподавания.
Содержание деятельности педагогической студии включает теоретический и практический блок, каждый из которых имеют тематические занятия (например, «Индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя», «Имидж преподавателя в контексте социокультурных перемен», «Ораторское искусство», «Культура взаимоотношений в педагогическом коллективе», «Самопознание и самоусовершенствование как условие развития профессионализма», «Культура демократии», «Акмеологические аспекты профессионально-педагогической самореализации преподавателя высшей школы» и др.).
Принципами деятельности педагогической студии являются: принцип добровольности предполагает свободный выбор участия в педагогической студии, учет личностных интересов преподавателя; принцип самоопределения предполагает фиксацию собственной педагогической позиции, определение каждым из участников своего отношения к содержанию деятельности на занятиях в педагогической студии; принцип сотрудничества и формирования традиций основан на демократичном стиле общения, который предполагает: высокий уровень интеллектуального развития преподавателя, его нравственно-волевой потенциал, организацию и руководство совместной деятельностью, создание атмосферы доброжелательности и доверия, равноценность точек зрения каждого участника занятий при обсуждении проблем; использование современного педагогического опыта; принцип активности предполагает, что участники студии выступают как объекты и субъекты деятельности [6].
Одной из форм профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования в условиях информационно-образовательного пространства является деятельность виртуальных педагогических сообществ, которые стали популярными в украинском информационном поле. Такие сообщества имеют четкую цель – обмен, углубление и изучение знаний и опыта, создание определенного специфического контента.
Существование и деятельность виртуальных педагогических сообществ имеет ряд преимуществ в сравнении с другими инновационными формами самореализации преподавательского состава. Во-первых, созданные педагогические сообщества дают возможность вести структурированные дискуссии по обсуждению многих психолого-педагогических проблем; во-вторых, члены сообщества могут инициировать различные формы сотрудничества, продуцировать новые идеи, создавать инновационные проекты; в-третьих, создавать совместные интеллектуальные продукты, которые могут использовать в своей профессиональной деятельности. Таким образом, возникает широкое поле для самоусовершенствования и творческой самореализации.
В качестве подтверждения выше изложенной мысли преподавателями нашего учебного заведения были созданы виртуальных педагогических сообществ (http://chipo.klasna.com/) как инновационные педагогические и информационно-коммуникационные технологии, а также как средство профессионально-педагогической самореализации.
Большой популярностью в созданных сообществах (клубы, мастерские, интернет-школы) пользуется блогосфера – одна из областей наиболее яркого проявления личностного начала в Интернете. В философской литературе блоги до сих пор не стали предметом специального внимания, хотя для философской антропологии они представляют интерес, поскольку анализ их содержания позволяет судить о внутреннем мире человека.
Блоги – это реальный способ получить совет в любой жизненной и профессиональной ситуации, попытаться решить лично значимые проблемы, найти ответ на интересующий вопрос, как это делается, к примеру, на форуме сообщества учителей истории и права «Клио», интерактивно что-либо обсудить, решить проблемы психологического уровня, к примеру на форуме сообщества психологов «Пси-фактор».
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что проблема самореализации человека является главным детерминантом эволюции общества и фундаментальной идеей научной методологии исследования закономерностей развития человечества. По нашему мнению, профессионально-педагогическая самореализация преподавателя системы последипломного образования происходит в пространстве и во времени, в основании которых находится принцип взаимодействия. На современном этапе развития системы последипломного образования результативная профессионально-педагогическая самореализация преподавательского состава зависит от внедрения и использования в педагогическом процессе инновационных форм и методов работы, а также современных информационно-коммуникационных технологий.
Библиографический список
- Комiсаренко Н. Самореалізацiя як прояв соцiального становления особистості // Рiдна школа. 2003. № 1. С. 23–25.
- Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
- Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие. М., 1997.
- Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: Учеб. пособие. Белгород, 1992.
- Батурина О.С. Особенности использования информационно-образовательного сайта «Теория и практика толерантности» в преподавании дисциплин социально-психологического цикла URL: http://psytolerance.info/rit.php?id=1364061645 (дата обращения: 19.09.2014).
- Тусеева М. Г. Педагогическая студия как форма повышения квалификации учителя в системе методической работы общеобразовательного учреждения : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. M, 2009.