МОНИТОРИНГ ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Черниковская Марина Витальевна1, Бучацкая Дарья Алекcандровна1
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению результатов исследования практики развития студенческого потенциала с высшем учебном заведении. Особое внимание уделено внутривузовским факторам развития студенческого потенциала и их роли в повышении конкурентоспособности молодых специалистов. Изучены факторы внешней среды и личностные качества студента, а также их влияние на развитие студенческого потенциала.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, развитие студенческого потенциала, студенты, студенческий потенциал


MONITORING PRACTICES OF STUDENT POTENTIAL IN UNIVERSITIES

Chernikovskaya Marina Vitalievna1, Buceatchi Daria Alekchandrovna1
1Penza State University of Architecture and Construction

Abstract
This article deals with the results of the research practices of student potential with higher education. Particular attention is paid Intrahigh factors of development of student potential and their role in enhancing the competitiveness of young professionals. Studied environmental factors and personal qualities of students, as well as their influence on the development of student potential.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Черниковская М.В., Бучацкая Д.А. Мониторинг практики развития студенческого потенциала в высшем учебном заведении // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/02/46557 (дата обращения: 19.04.2024).

На рынке труда в настоящее время востребован выпускник образовательного учреждения, обладающий внутренней культурой,  профессионализмом, компетентностью, самодисциплиной и толерантностью. Формирование этих качеств в процессе подготовки  специалистов и есть главная задача педагогического процесса.

Одной из основных составляющих компетентного специалиста является реализованный студенческий потенциал.

Чтобы четко определить, что такое студенческий потенциал, рассмотрим сущность понятия “потенциал”.

Слово «потенциал» происходит от латинского potentia, что значит «сила». В современном русском языке потенция определяется как скрытая возможность, способность, сила, могущая проявиться при известных условиях.

Исследование студенческого потенциала – проблема сложная и противоречивая. Сложность её заключается в том, что она предполагает решение важнейших методических вопросов: природы, источников развития студенческого потенциала.

Сложность проблемы состоит также в том, что предметом здесь выступает явление, внутренняя сущность которого недоступна для прямого, непосредственного исследования. Поэтому при многолетней истории изучения студенческого потенциала остаётся недостаточно исследованной.

В рамках научно-исследовательской работы  было проведено исследование,  целью которого является анализ студенческого потенциала в период обучения в высшем учебном заведении.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что теоретическое рассмотрение поставленных задач, доведенное до уровня практических рекомендаций, может быть использовано в качестве инструмента развития студенческого потенциала в высшем учебном заведении, обеспечивая эффективность его работы.

В анкетировании приняли участие студенты вузов ФГБОУ ВПО ПГУАС в количестве 200 человек.

Результаты анкетирования, показали, что лишь 19 % студентов (38 человек), обучающихся в ПГУАС, оценивают степень развитости у себя такой характеристики, как студенческий потенциал, как высокую, 54% опрашиваемых, то есть большинство, (108 человек)  – как среднюю и 27 % (54 респондента)  – как низкую. Не смотря на то, что  современная молодежь не до конца осознает, в чем суть понятия  «студенческий потенциал», они реально оценивают свой потенциал, что является очевидным, так как раскрытие потенциала человека является безграничным и продолжается на протяжении всей его жизни.

В первом вопросе было необходимо проранжировать, выявленные ранее, внутривузовские  факторы развития студенческого потенциала от 1 до 10 в зависимости от степени важности для респондентов. В итоге подсчётов ранги расположились следующим образом: наиболее значимым оказались взаимоотношения в студенческой среде (ранг 10) , создание условий обучения (9), техника и система обучения студентов (8), взаимоотношения с преподавателями (7), побуждение к участию в общественной, научной, спортивной жизни вуза (6); наименее значимыми студенты посчитали такие факторы, как влияние профсоюзных организаций (1), студенческое самоуправление (2), взаимоотношение с куратором группы (3), воздействие руководства вуза (4) и мотивация участия в конкурсах, олимпиадах (5). Это можно объяснить тем, что наиболее важные факторы, выбранные студентами, напрямую воздействуют с ними постоянно, в процессе осуществления учебной деятельности, тем самым оказывая наибольшее воздействие.

Факторы, оказывающие наименьшее воздействие, либо редко входят во взаимодействие со студентами, либо не осуществляют его. Несмотря на полученные результаты, внутривузовские факторы в совокупности могут оказать мощное влияние на развитие студенческого потенциала.

Интерес к посещению учебных занятий (12 %) и его отсутствие (12%) наблюдается у равной доли опрашиваемых студентов. Как оказалось  немаловажное значение  в формировании интереса в посещении учебных занятий отводят предмету и преподавателю 76% респондентов.

Кроме того, важно было знать, участвуют ли респонденты в дискуссиях на учебных занятиях, так как важная роль в развитии студенческого потенциала отводится взаимодействиям, как в студенческой среде, так и с преподавателями, что должно присутствовать на лекционных и практических занятиях. Как оказалось, 43% студентов активно принимают участие в дискуссиях, 40%– участвуют, но редко и 17% не принимают участие.

Инициативность является одной из важных составляющих  студенческого потенциала, поэтому в рамках исследования был задан вопрос «Поощряется ли руководством вуза инициативность, активность студента в делах вуза?». Ответы распределились следующим образом: 55 % опрошенных считают, что поощряется, 16 % – что этого не происходит, а 29 % респондентов затруднились дать ответ на поставленный вопрос.  Это показывает неосвёдомленность 45% (29%+16%) опрашиваемых студентов в данном вопросе, так как высшее учебное заведение тем или иным образом старается поощрять студенческие инициативы.

Роль куратора студенческой группы  в  развитии студенческого потенциала заключается в создании таких условий, которые помогли бы студентам найти себя и свое место в студенческом коллективе и в социальной жизни.

Таким образом, в следующем вопросе у респондентов просили оценить эффективность работы куратора учебной группы по ряду показателей.

Результатами деятельности куратора группы (24%) стало повышение степени коллективной и личной ответственности студентов; 18% отметили повышение уровня активности студентов в разных видах деятельности; в равной степени у 53 опрошенных (по 17 %) наблюдается включение студентов в разнообразные виды социальной деятельности и развитие студенческого самоуправления; в студенческих группах, 16% опрошенных студентов  в результате взаимодействия с куратором повысился уровень сплочённости студенческого коллектива; наименьшее количество респондентов – 8% наблюдают эффективную деятельность куратора группы в рамках личностных изменений членов студенческой группы, направленных на обеспечение их жизненной успешности.

Одной из составляющих студенческого потенциала является их социальная активность, т.е. активность студента в спортивной, культурной,   общественной жизни. С целью оценки уровня социальной активности студентов  в рамках вуза  был задан вопрос: “Учавствствуете ли Вы в спортивной, культурной, общественной жизни университета?”.

Активно учавствуют в социальной жизни вуза лишь 22% оправшиваемых, иногда проявляют активность 38%, и у большинства, то есть 40% респондетов она отсутствует.

Внешняя среда оказывает большое влияние на студента, что, естественно, сказывается на развитии его потенциала. Поэтому необходимо исследовать факторы внешней среды и определить степень их влияния на развитие потенциала студенческой молодёжи.

Студентам было необходимо проранжировать, выявленные ранее,  факторы внешней среды, которые оказывают влияние на развитие студенческого потенциала от 1 до 9 в зависимости от степени важности для респондентов. В итоге подсчётов ранги расположились следующим образом: наиболее значимым оказались близкое окружение (семья, друзья) (ранг 9), профессиональная деятельность (8), налаживание деловых связей (7), участие в вневузовских конкурсах (6); наименее значимыми для студентов показались такие факторы, как научно-технический прогресс (5); СМИ (4), вневузовская учебная деятельность (3), соответствие требованиям рынка труда (2), экономическая, социальная, политическая ситуация в стране (1).

Результаты исследования свидетельствуют о том, что наиболее сильное влияние, по мнению респондентов, на них оказывают те факторы, которые находятся в поле активной социальной деятельности студентов, а наименьшее влияние оказывают факторы более масштабные, косвенного воздействия.

Большинство респондентов (45%) отметило, что близкое окружение студента формирует у него социальные качества, то есть те качества, которые необходимы студенту в осуществлении его успешного взаимодействия с другими людьми, 31% студентов выделили моральные и правовые нормы, формирующие у человека культуру поведения в обществе.

Меньшее количество студентов отметили, что близкое окружение развивает такие навыки, как  организация жилища -  (14 %) и организация труда в домашнем хозяйстве – (5 %), которые необходимы для введения эффективной бытовой деятельности студента.

Научная деятельность студента может осуществляться, как в стенах вуза, так и за его предлами в форме различных научных конкурсов, конференций, олимпиад, которые требуют наличия у студента определенного уровня знаний и умений, а также в форме профессиональных курсов и семинаров. Участие студента в вневузовкой учебной деятельности  является одним из факторов развития студенческого потенциала, поэтому был задан следующий вопрос: Какими видами вневузовской учебной деятельности Вы занимаетесь?”. Большинство респондентов (61%) не занимаются вневузовской учебной деятельностью, 25 % студентов посещают профессиональные курсы и семинары, и 14% студентов участвуют во вневузовских научных конкурсах, конференциях, олимпиадах.

Для проведения всестороннего исследования необходимо проанализировать личностные качества развития студенческого потенциала, которые формируются под воздействием внутривузовских факторов и факторов внешней среды, и под влиянием которых возможно формирование новых качеств личности студента.

Студентам было необходимо проранжировать, выявленные ранее, личностные качества развития студенческого потенциала от 1 до 10 в зависимости от степени важности для респондентов. В итоге подсчётов ранги расположились следующим образом: наиболее значимым оказались умение заинтересовать, мотивировать себя (ранг 10), способность к саморазвитию и самообучению (9), умение работать в коллективе (8), проявление инициативы (7), умение выступать публично (6); наименее значимыми для студентов показались такие факторы, как участие в общественной жизни вуза (1), студенческое участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах (2), умение организовать студенческий коллектив (3), успеваемость (4) и стремление к лидерству (5).

Главной характерной чертой потенциала человека является наличие у него такой характеристики личности, как инициативность. Существуют ряд причин по которым инициатива может не осуществляться. 27% опрошенных  считают,  что инициативу им не позволяет проявлять отсутствие специальных знаний и умений, 26% – отсутствие мотивации деятельности, 19 %  - ситуация неопределённости, то есть нехватки информации о деятельности, 16 %  - отсутствие внимания со стороны, 12%  - костность и непонимание других людей.

Выявленные в процессе исследования данные поспособствовали разработке ряда рекомендаций и мероприятий по развитию студенческого потенциала в высшем учебном заведении.


Библиографический список
  1. Черниковская М.В. Управление организационной культурой в студенческой среде как средство повышения качества образования// Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – №24. –С.494.
  2. Черниковская М.В. Развитие организационной культуры в студенческой среде высшего учебного заведения, диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Пенза, 2011
  3. Резник С.Д., Черниковская М.В., Сочилова А.А. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность выпускника вуза: опыт, перспективы научного поиска// Проблемы современной экономики. 2013. № 3 (47). С. 399-402.
  4. Резник С.Д., Черниковская М.В. Механизмы управления организационной культурой в студенческой среде// Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 1. С. 58-63.
  5. Резник С.Д., Черниковская М.В., Камбург В.Г. Управление развитием организационной культуры в студенческой среде высшего учебного заведения//
    Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. № 2. С. 127-136.
  6. Резник С.Д. Организационное поведение Учебник по специальности “Менеджмент орг., Москва, 2006. Сер. Высшее образование (2-е изд. перераб. и доп.)

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Черниковская Марина Витальевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация