ПЕНЗЕНСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ИМ. К.А. САВИЦКОГО (1940-Е ГГ.)

Киналь Алена Викторовна1, Вазерова Алла Геннадьевна1, Королева Лариса Александровна1
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
В статье рассматривается деятельность Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого в 1940-е гг., роль И.С. Горюшкина-Сорокопудова в культуре области.

Ключевые слова: И.С. Горюшкин-Сорокопудов, культура, Пензенское художественное училище, СССР


THE PENZA ART SCHOOL OF K.A. SAVITSKY (1940TH)

Kinal Alyona Viktorovna1, Vazerova Alla Gennadyevna1, Koroleva Larisa Aleksandrovna1
1Penza state university of architecture and construction

Abstract
In article activity of the Penza art school of K.A. Savitsky in the 1940th, I.S. Goryushkin-Sorokopudov's role in culture of area is considered.

Keywords: culture, Penza art school, USSR


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Киналь А.В., Вазерова А.Г., Королева Л.А. Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого (1940-е гг.) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/02/46512 (дата обращения: 24.03.2024).

Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого – одно из старейших художественных учебных заведений России. Основано на средства генерал-лейтенанта Н.Д. Селиверстова: «…в память моей бытности Пензенским губернатором, завещаю городу Пензе триста тысяч рублей и всю мою коллекцию книг и картин на предмет учреждения рисовальной школы…» [1].

С 1918 г. начинается период многочисленных реорганизаций и переименований. Этот процесс сопровождался не только гонением на педагогов – сторонников реалистического искусства, но и уничтожением богатой учебной базы. Только в 1936 г. училище получает современное название и возвращается к традициям русской художественной школы. В годы Великой Отечественной войны училище возглавляет И.С. Горюшкин-Сорокопудов. Он укрепляет авторитет училища, преподавание ведется на высоком уровне. В 1955 г. училищу присвоено имя К.А. Савицкого.

В справке о состоянии ПХУ за 1947 г. указывалось, что всего в училище обучалось 237 человек, из них жителей Пензенской области – 64 чел., 41 – городских и 23 – сельских жителей.

В 1944 г. в Пензенском художественном училище было 19 штатных единиц, в 1945 – 21. Директором училища был И.С. Горюшкин-Сорокопудов, его заместителем – М.Е. Валукин. В своих воспоминаниях И.С. Горюшкин-Сорокопудов писал, что дореволюционный период истории художественного училища отличался стройностью и серьезностью постановки учебного процесса, после Октябрьской революции начался тот развал и безобразие, которые носили характер вандализма [2].

Необходимо отметить, что училище не прекращало свою работу и в годы Великой Отечественной войны, за период 1942-1945 гг. выпустило 38 специалистов. На фронтах Отечественной войны сражались за Родину свыше 200 учащихся и преподавателей училища.

И.С. Горюшкин-Сорокопудов сыграл огромную роль в жизни Пензенского художественного училища. С его помощью с 1936 г. начал восстанавливаться нормальный учебный процесс. С конца 1930-х гг. как живописец И.С. Горюшкин-Сорокопудов работал в основном над небольшими пейзажами. У него ухудшалось зрение, и все силы он посвятил педагогической работе.

Пензенское художественное училище с 1936 г. входило в систему комитета по делам Искусств при СНК РСФСР и состояло в непосредственном ведении Отдела искусств Пензенского облисполкома.

В трудные послевоенные годы И.С. Горюшкин боролся за то, чтобы из стен училища выходили хорошо подготовленные специалисты – учителя рисования, театральные декораторы, скульпторы, способные творчески работать. В 1947 г. он сдал пост директора, но продолжал вести большую общественную работу – его избрали депутатом городского Совета, к тому же он был неизменным членом всех областных выставочных комитетов. Не бросал И.С. Горюшкин-Сорокопудов и педагогическую работу – он регулярно приезжал в училище, обходил мастерские старшекурсников, консультировал дипломников, участвовал в просмотрах отчетных выставок.

С 15 ноября 1945 г. при ПХУ существовала Детская художественная школа. Занятия в ней начались 16 ноября 1945 г. Из-за отсутствия специальной мастерской занятия проводились в кабинете директора училища. Были даны объявления по радио, в газету «Сталинское знамя», в сентябре преподаватели – специалисты посещали общеобразовательные школы и выявляли на месте одаренных детей. Занятия проводились в две смены. Было принято 49 человек [3].

Пензенское художественное училище имело три отделения:

  1. Художественно-педагогическое отделение и готовило преподавателей  ИЗО и черчения для средних школ;
  2. Театрально-декоративное отделение, готовило декораторов межрайонных театров, клубов, дворцов культуры;
  3. Скульптурное отделение – художников-скульпторов средней квалификации.

Срок обучения 5 лет.

В архиве Пензенской области мы обнаружили список преподавателей Пензенского художественного училища с указанием образования:

  1. «Постнов Алексей Иванович, закончил Ленинградский Высший Художественный институт. Вел живопись и композицию.
  2. Краснов Никита Карпович, так же закончил Ленинградский Высший Художественный институт.
  3. Вавилин Алексей Григорьевич учился там же.
  4. Бурдин Омар Бадреевич. Пензенский художественный техникум. Преподавал рисунок.
  5. Котельникова Ольга Петровна. Четыре класса Саратовского художественного училища, так же Высшие государственные художественные мастерские. Преподавала методику.
  6. Ульянов Александр Алексеевич, закончил ПХУ в 1915 г. преподавал черчение и методику черчения.
  7. Смирнова Александра Ивановна, получила образование в Московском государственном педагогическом институте. Преподавала педагогику и историю СССР.
  8. Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч, питерская Академия Художеств. Преподавал живопись и рисунок.
  9. Валукин Михаил Емельянович, московский Институт изобразительных искусств. Преподавал рисунок» [4].

Сотрудники и преподаватели Пензенского художественного училища предоставлялись к различным наградам.

Отметим, что в отличие от других учебных заведений кадровой проблемы перед Художественным училищем в послевоенные годы не стояло.

Ежемесячно училище предоставляло информацию о работе по повышению политического уровня и деловой квалификации работников Пензенского художественного училища.

В октябре 1946 г. руководству Пензенского художественного училища было приказано принять на  1 курс обратно 60 бывших учащихся, демобилизованных из рядов Красной Армии.

В объяснительной записке по годовому бухгалтерскому отчету Пензенского художественного училища за 1945 г. указывалось: «Среднегодовой контингент учащихся – 126 человек, по плану 127. По штату сотрудников (преподавателей) – 16 единиц вместо 19. Подсобное хозяйство: училище эксплуатировало участок земли 2 га под сельскохозяйственные культуры. Вспашка земли лошадью. Прополка и посадка служащими и учащимися. Полученный урожай – картофель – на дополнительное питание учащихся. Лошадь – кобыла «Манька» [5].

В первое полугодие 1947-1948 учебного года было укомплектовано 16 групп с числом учащихся 237 человек.

В отчете Пензенского художественного училища за 1947-1948 учебный год указывались такие цифры:

1 курс – 50 студентов;

2 курс – 45 студентов;

3 курс – 47 студентов;

4 курс – 44 студента;

5 курс – 48; всего – 237 [6].

Ежегодно в июне в училище проводилась защита дипломных работ учащимися живописно-педагогического, театрально-декоративного и скульптурного отделения. В 1949 г. живописно-педагогическое и театрально-педагогическое отделение переименовали в творческое и декоративное.

Подводя итог анализу деятельности данного образовательного учреждения  и его роли в культурной жизни в послевоенный период, отметим, что  руководство и преподаватели Пензенского художественного училища внесли заметный вклад в развитие культуры области и в повышение образовательного и культурного уровня ее жителей. Пензенское художественное училище славилось по всей стране. Из его стен вышли многие именитые советские художники. Значительную роль в послевоенном развитии училища сыграл, несмотря на преклонный возраст, И.С. Горюшкин-Сорокопудов. Преподаватели училища не только занимались учебным процессом, но и продолжали заниматься творчеством, их работы тех лет находятся в настоящее время в картинной галерее им. К.А. Савицкого. Несмотря на тяжелые в экономическом отношении послевоенные годы, власти поддерживали и развивали систему образовательных учреждений культуры области [7].


Библиографический список
  1. ГАПО. Ф. 2356. Оп. 1. Д. 47. Л. 27.
  2. Горюшкин-Сорокопудов И.С. Мои грустные воспоминания о деятельности ПХУ // ГАПО. Ф. 2149. Оп. 1. Д. 4а. Л. 1-2.
  3. ГАПО. Ф. 2355. Оп. 1. Д. 65. Л. 38.
  4. ГАПО. Ф. 2356. Оп. 1. Д. 91. Л. 11-17.
  5. ГАПО. Ф. 2355. Оп. 1. Д. 43. Л. 77-79.
  6. ГАПО. Ф. 2355.Оп. 1. Д. 86а. Л.10-11.
  7. Вазерова А.Г. Страницы из истории культуры Пензенской области в послевоенный период (1945-1953 гг.). Пенза: ПГУАС, 2011.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Королева Лариса Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация