Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого – одно из старейших художественных учебных заведений России. Основано на средства генерал-лейтенанта Н.Д. Селиверстова: «…в память моей бытности Пензенским губернатором, завещаю городу Пензе триста тысяч рублей и всю мою коллекцию книг и картин на предмет учреждения рисовальной школы…» [1].
С 1918 г. начинается период многочисленных реорганизаций и переименований. Этот процесс сопровождался не только гонением на педагогов – сторонников реалистического искусства, но и уничтожением богатой учебной базы. Только в 1936 г. училище получает современное название и возвращается к традициям русской художественной школы. В годы Великой Отечественной войны училище возглавляет И.С. Горюшкин-Сорокопудов. Он укрепляет авторитет училища, преподавание ведется на высоком уровне. В 1955 г. училищу присвоено имя К.А. Савицкого.
В справке о состоянии ПХУ за 1947 г. указывалось, что всего в училище обучалось 237 человек, из них жителей Пензенской области – 64 чел., 41 – городских и 23 – сельских жителей.
В 1944 г. в Пензенском художественном училище было 19 штатных единиц, в 1945 – 21. Директором училища был И.С. Горюшкин-Сорокопудов, его заместителем – М.Е. Валукин. В своих воспоминаниях И.С. Горюшкин-Сорокопудов писал, что дореволюционный период истории художественного училища отличался стройностью и серьезностью постановки учебного процесса, после Октябрьской революции начался тот развал и безобразие, которые носили характер вандализма [2].
Необходимо отметить, что училище не прекращало свою работу и в годы Великой Отечественной войны, за период 1942-1945 гг. выпустило 38 специалистов. На фронтах Отечественной войны сражались за Родину свыше 200 учащихся и преподавателей училища.
И.С. Горюшкин-Сорокопудов сыграл огромную роль в жизни Пензенского художественного училища. С его помощью с 1936 г. начал восстанавливаться нормальный учебный процесс. С конца 1930-х гг. как живописец И.С. Горюшкин-Сорокопудов работал в основном над небольшими пейзажами. У него ухудшалось зрение, и все силы он посвятил педагогической работе.
Пензенское художественное училище с 1936 г. входило в систему комитета по делам Искусств при СНК РСФСР и состояло в непосредственном ведении Отдела искусств Пензенского облисполкома.
В трудные послевоенные годы И.С. Горюшкин боролся за то, чтобы из стен училища выходили хорошо подготовленные специалисты – учителя рисования, театральные декораторы, скульпторы, способные творчески работать. В 1947 г. он сдал пост директора, но продолжал вести большую общественную работу – его избрали депутатом городского Совета, к тому же он был неизменным членом всех областных выставочных комитетов. Не бросал И.С. Горюшкин-Сорокопудов и педагогическую работу – он регулярно приезжал в училище, обходил мастерские старшекурсников, консультировал дипломников, участвовал в просмотрах отчетных выставок.
С 15 ноября 1945 г. при ПХУ существовала Детская художественная школа. Занятия в ней начались 16 ноября 1945 г. Из-за отсутствия специальной мастерской занятия проводились в кабинете директора училища. Были даны объявления по радио, в газету «Сталинское знамя», в сентябре преподаватели – специалисты посещали общеобразовательные школы и выявляли на месте одаренных детей. Занятия проводились в две смены. Было принято 49 человек [3].
Пензенское художественное училище имело три отделения:
- Художественно-педагогическое отделение и готовило преподавателей ИЗО и черчения для средних школ;
- Театрально-декоративное отделение, готовило декораторов межрайонных театров, клубов, дворцов культуры;
- Скульптурное отделение – художников-скульпторов средней квалификации.
Срок обучения 5 лет.
В архиве Пензенской области мы обнаружили список преподавателей Пензенского художественного училища с указанием образования:
- «Постнов Алексей Иванович, закончил Ленинградский Высший Художественный институт. Вел живопись и композицию.
- Краснов Никита Карпович, так же закончил Ленинградский Высший Художественный институт.
- Вавилин Алексей Григорьевич учился там же.
- Бурдин Омар Бадреевич. Пензенский художественный техникум. Преподавал рисунок.
- Котельникова Ольга Петровна. Четыре класса Саратовского художественного училища, так же Высшие государственные художественные мастерские. Преподавала методику.
- Ульянов Александр Алексеевич, закончил ПХУ в 1915 г. преподавал черчение и методику черчения.
- Смирнова Александра Ивановна, получила образование в Московском государственном педагогическом институте. Преподавала педагогику и историю СССР.
- Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч, питерская Академия Художеств. Преподавал живопись и рисунок.
- Валукин Михаил Емельянович, московский Институт изобразительных искусств. Преподавал рисунок» [4].
Сотрудники и преподаватели Пензенского художественного училища предоставлялись к различным наградам.
Отметим, что в отличие от других учебных заведений кадровой проблемы перед Художественным училищем в послевоенные годы не стояло.
Ежемесячно училище предоставляло информацию о работе по повышению политического уровня и деловой квалификации работников Пензенского художественного училища.
В октябре 1946 г. руководству Пензенского художественного училища было приказано принять на 1 курс обратно 60 бывших учащихся, демобилизованных из рядов Красной Армии.
В объяснительной записке по годовому бухгалтерскому отчету Пензенского художественного училища за 1945 г. указывалось: «Среднегодовой контингент учащихся – 126 человек, по плану 127. По штату сотрудников (преподавателей) – 16 единиц вместо 19. Подсобное хозяйство: училище эксплуатировало участок земли 2 га под сельскохозяйственные культуры. Вспашка земли лошадью. Прополка и посадка служащими и учащимися. Полученный урожай – картофель – на дополнительное питание учащихся. Лошадь – кобыла «Манька» [5].
В первое полугодие 1947-1948 учебного года было укомплектовано 16 групп с числом учащихся 237 человек.
В отчете Пензенского художественного училища за 1947-1948 учебный год указывались такие цифры:
1 курс – 50 студентов;
2 курс – 45 студентов;
3 курс – 47 студентов;
4 курс – 44 студента;
5 курс – 48; всего – 237 [6].
Ежегодно в июне в училище проводилась защита дипломных работ учащимися живописно-педагогического, театрально-декоративного и скульптурного отделения. В 1949 г. живописно-педагогическое и театрально-педагогическое отделение переименовали в творческое и декоративное.
Подводя итог анализу деятельности данного образовательного учреждения и его роли в культурной жизни в послевоенный период, отметим, что руководство и преподаватели Пензенского художественного училища внесли заметный вклад в развитие культуры области и в повышение образовательного и культурного уровня ее жителей. Пензенское художественное училище славилось по всей стране. Из его стен вышли многие именитые советские художники. Значительную роль в послевоенном развитии училища сыграл, несмотря на преклонный возраст, И.С. Горюшкин-Сорокопудов. Преподаватели училища не только занимались учебным процессом, но и продолжали заниматься творчеством, их работы тех лет находятся в настоящее время в картинной галерее им. К.А. Савицкого. Несмотря на тяжелые в экономическом отношении послевоенные годы, власти поддерживали и развивали систему образовательных учреждений культуры области [7].
Библиографический список
- ГАПО. Ф. 2356. Оп. 1. Д. 47. Л. 27.
- Горюшкин-Сорокопудов И.С. Мои грустные воспоминания о деятельности ПХУ // ГАПО. Ф. 2149. Оп. 1. Д. 4а. Л. 1-2.
- ГАПО. Ф. 2355. Оп. 1. Д. 65. Л. 38.
- ГАПО. Ф. 2356. Оп. 1. Д. 91. Л. 11-17.
- ГАПО. Ф. 2355. Оп. 1. Д. 43. Л. 77-79.
- ГАПО. Ф. 2355.Оп. 1. Д. 86а. Л.10-11.
- Вазерова А.Г. Страницы из истории культуры Пензенской области в послевоенный период (1945-1953 гг.). Пенза: ПГУАС, 2011.