Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью экономической системы хозяйствования Астраханской области. В условиях экономической нестабильности связанных с колебаниями валютной системы малый и средний производственный бизнес должен занять одно из первоочередных позиций в конкурентной борьбе и импортозамещении на отечественном рынке. Пока валютный курс доллара и евро высок, а потребительские привычки людей не поменялись, в условиях запретительных цен на импорт можно достаточно быстро создать малое импортозамещающее производство.
С развитием малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) связано улучшение инвестиционной привлекательности региона, повышение капитализации и совокупной отдачи региональных ресурсов, рост валового регионального продукта. Но главное, что МСП является мощным инструментом инновационного развития области, с помощью которого возможно обеспечить системный приток ресурсов в экономику области и их эффективное преумножение, что гарантирует повсеместный рост качества жизни и благосостояния жителей региона.
Одним из методов эффективной конкурентной борьбы и повышения производительности труда является механизм кластерного развития.
На основе проведенного анализа положения субъектов кластера, инвестиционных проектов Астраханской области и иных аспектов успешной работы была разработана организационная модель кластеров. Для успешного функционирования структура управления кластером должна совмещать в себе возможности подбора и назначения руководителя программы (проекта), его заместителей по отдельным подсистемам (темам) в соответствии со структурой программы; определения и назначения ответственных исполнителей в каждом кластере по каждому проекту; организации специальной службы управления проектом. Принимая во внимание разработанные меры государственной поддержки и иных нормативных документов с учётом мировой практики успешного функционирования кластерных моделей предпочтительным является матричная модель.
При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает с непосредственно не подчинёнными ему специалистами, которые подчинены линейным руководителям. Он в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу (рисунок 1).
Проблемы, возникающие при установлении приоритетов заданий и распределении времени работы специалистов над проектами, могут нарушать стабильность функционирования кластера и затруднять достижение им долгосрочных целей. Для обеспечения координации работ в условиях матричной структуры управления центр кластерного развития призван увязывать выполнение управленческих процедур отдельными функциональными и линейными подразделениями.
Рисунок 1 – Проектная модель кластера
В качестве типовой организационной структуры кластера Астраханской области может быть использована следующая (рисунок 2).
Рисунок 2 – Принципиальная организационная модель территориального отраслевого кластера в Астраханской области
Формирование кластера в Астраханской области должно осуществляться Центром кластерного развития. В связи с этим следует имплементировать российский опыт формирования кластеров. Интересен в этой связи опыт Центра кластерного развития Пензенской области.
На основе практического опыта создания и развития кластеров ЦКР Пензенской области были сформированы основные принципы поддержки и развития кластеров центрами кластерного развития:
- Формирование кластеров необходимо осуществлять только в тех отраслях, где концентрация и специализация предприятий уже сложились;
- Ключевой фактор создания кластера – построение доверия за счет обеспечения коммуникаций между его участниками;
- Ключевые участники кластера – предприятия малого и среднего бизнеса;
- ЦКР – это источник компетенций, а не источник ресурсов;
- ЦКР – интегратор эффективного взаимодействия бизнеса и власти, фасилитатор кластерных инициатив.
Деятельность по формированию кластера осуществляется в три этапа (рис. 3).
Продолжительность каждого этапа должна составлять не более одного года. В противном случае наблюдается рецессия в развитии кластера, и переход к следующему этапу затрудняется.
Рисунок 3 – Этапы формирования кластеров
Данную методологию создания кластера можно применить ко всем кластерам Астраханской области.
Эффективная организационная модель кластера с обозначенными на ней связями и взаимодействиями обеспечит кластеру и входящим в него предприятиям ряд эффектов.
Образовательные учреждения:
Совершенствование материальной базы образовательного учреждения;
Стимулирование профессионального роста педагогического состава;
Обеспечение учащихся местами производственных практик;
Соответствие подготовленных специалистов требованиям рынка труда.
Предприятия:
Обеспечение производства высококвалифицированными кадрами;
Доступ к научным исследованиям и разработкам;
Повышение производительности труда;
Возможность освоения современной техники и технологии.
Региональные органы государственной власти:
Снижение уровня безработицы и социальной напряженности;
Увеличение объема налогов и сборов в региональный и федеральный бюджеты (бюджетный эффект);
Развитие малого и среднего бизнеса в регионе;
Обеспечение населения качественной продукцией и услугами (снижение товарного дефицита);
Кадры отрасли:
Трудоустройство по специальности на высокооплачиваемые рабочие места.
Повышение квалификации и профессиональный рост.
Библиографический список
- Артамонова Ю.С., Байнишев С.М., Ханьжов И.С. К вопросу о формировании региональной кластерной политики // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-14407 (дата обращения: 26.01.2015)
- Артамонова, Ю.С. Формирование производственно-образовательного кластера в сфере транспорта в Липецкой области/ Артамонова Ю.С., Герасимова И.С.//
Мир транспорта и технологических машин.– 2014. –№ 2 (45). – С. 103-111. - Артамонова, Ю.С. К вопросу об управлении оборотными средствами автотранспортных предприятий/ Артамонова Ю.С., Белянская Н.М.//Автотранспортное предприятие.–2014.–№7.– С. 31-35.
- Артамонова Ю.С., Колесников П.В. Формирование приборостроительного кластера в Пензенской области // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12933 (дата обращения: 29.04.2014)
- Артамонова Ю.С., Салихов Р.У., Колесников П.В. Реализация кластерной политики в Пензенской области // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13225 (дата обращения: 26.05.2014)
- Артамонова, Ю.С. Стратегическое развитие регионального строительного комплекса на основе инноваций/Артамонова Ю.С., Хрусталев Б.Б., Савченков А.В., Оськина И.В.//Региональная архитектура и строительство. –2010.– № 2.– С. 156-162.
- Артамонова, Ю.С. Формирование инновационной стратегии развития региональных строительных комплексов/Артамонова Ю.С., Хрусталев Б.Б., Савченков А.В.//Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского.– 2011.–№ 24.–С. 168-170.
- Демьянова, В.С. Экономическая эффективность рециклинга автомобильных шин/Демьянова В.С., Артамонова Ю.С., Гусев А.Д.//Международный технико-экономический журнал. – 2011.–№ 4. – С. 50-55
- Еремкин, А. А. Основные направления развития предприятий инвестиционно-строительного комплекса Пензенской области/А. А. Еремкин, Б. Б. Хрусталев, Ю. С. Артамонова. -Пенза: ПГУАС, 2006. -234 с.
- Макаров, И.Н. Национальные системы управления государственно-частным партнерством / Макаров И.Н., Колесников В.В // Российское предпринимательство. – 2013. – № 13 (235). – С. 38 – 44.
- Стрельцов Д.И., Артамонова Ю.С. Особенности формирования территориально-отраслевых кластеров стройиндустрии // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12969 (дата обращения: 05.05.2014)
- Хрусталев, Б.Б. Методика расчета инновационного потенциала предприятий регионального строительного комплекса/Хрусталев Б.Б., Пучков И.В., Артамонова Ю.С., Мищенко В.Я.//Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура.– 2008. – № 3.– С. 72-76.