Культура земледелия является одним из основных почвообразующих факторов. По-видимому, высказывание В. В. Добровольского [5] о том, что почва есть не только один из компонентов ландшафта, но и одновременно служит его показателем, относится и к антропогенным почвам. Ташкентские почвоведы А. 3. Генусов, Б. В. Горбунов и Н. В. Кимберг [2], следуя концепции В. В. Докучаева, очень образно отметили, что почвы, являясь частью природы и одним из элементов ландшафта отображает существо всего физико-географического комплекса. Именно в состав этого «комплекса» и входит «отображение» влияния человека на почвы.
По мнению М. А. Орлова [11] в почвенном разрезе орошаемых земель можно прочитать историю развития почвообразовательного процесса и, учитывая все элементы сложного природного комплекса оазиса вместе с деятельностью человека, установить будущий ход почвообразования. При орошении долгое время сохраняются естественные признаки почв, но одновременно появляются и новые качества, связанные с антропогенной деятельностью.
При орошении создается искусственный микроклимат почвы, отличающийся от атмосферного климата, изменяется микрорельеф, осушаются или заболачиваются земли. По данным В. А. Молодцова [9], ежегодное поступление взвешенных частиц с оросительными водами на каждый гектар орошаемой пашни в бассейне р. Зерафшан составляет от 10,8 до 17,4 т. В среднем ежегодно на орошаемых полях Средней Азии образуется ирригационный слой 0,5—1,0 мм [10]. Под влиянием естественных и антропогенных процессов в условиях расчлененного рельефа происходит смыв, размыв и намыв почв, в результате которых сглаживается рельеф. При этом идет дифференцированное накопление агроирригационных отложений. На первых стадиях оазисного почвообразования на месте бывших целинных почв образуются орошаемые почвы с пахотными и подпахотными горизонтами. На следующих стадиях мощность агроирригационных наносов увеличивается. Вмешательство человека — планировка, полив, проведение коллекторно-дренажных систем, внесение органических и минеральных удобрений, вспашка, глинование, пескование и другое – оставляет свои следы на почвах. По этой причине первоисследователи почв Средней Азии предлагали выделить орошаемые почвы в особый «культурно-поливной» тип [4]. Как отмечает Н. Г. Минашина [8], это отображено на почвенных картах оазисов, составленных разными исследователями в разные годы.
М. А. Орлов [10, 11, 12] составил схему эволюции естественных почв под влиянием человека в «оазисно-культурном» почвообразовании. Он считает, что человек, орошая почву, изменяет почвообразовательные факторы, генетические горизонты, физические, физико-химические свойства почв и т. д. Эволюционная схема орошаемых почв М. А. Орлова представляет значительный теоретический и практический интерес. Однако, по его мнению, все природные почвы (болотные, полотно-луговые, луговые, солончаки, сероземы, такыры, а может быть и даже непочвенные образования) подвергаемые орошению в конечном итоге превращаются в «типичны оазисно-культурные почвы». Как известно, все природные почвы образуются и развиваются в определенных условиях и независимо от давности орошения влияние природных факторов по-прежнему остается. Хотя возраст орошения почв насчитывается веками, различия между орошаемыми болотными, болотно-луговыми почвами понижений и орошаемыми сероземами в плакорных условиях сохраняются. Иногда солончаки и луговые почвы в результате орошения превращаются в один почвенный тип — в орошаемые луговые почвы. Различие между этими почвами составляет только в содержании воднорастворимых солей, и при промывках и поливах она постепенно
исчезает.
По этому поводу Н. Г. Минашина отметила [8], что под влиянием орошения различие в свойствах между почвами сероземного пояса и пустынной зоны стирается, но идентичными они не становятся. Таким образом, в орошаемых условиях несмотря на близость климатических показателей в результате влияния комплекса природных компонентов различие между отдельными почвами сохраняется.
В книге «Почвы УзССР» [13] орошаемые почвы были выделены в особую группу. С. П. Сучков [14] в пределах оазисных почв различает окультуренные (или культурноорошаемые), староорошаемые и новоорошаемые почвы.
В классификационной схеме почв Узбекистана А. 3. Генусова, Б. В. Горбунова и Н. В. Кимберга [2, 3] выделены 6 типов оазисных почв: лугово-оазисные пустынной зоны (4 подтипа), болотно-оазисные пустынной зоны (2 подтипа), такырно-оазисные (6 подтипов), лугово-оазисные сероземного пояса (6 подтипов), болотно-оазисные сероземного пояса (2 подтипа) и сероземно-оазисные (4 подтипа). При выделении типов оазисных почв, кроме увлажнения оросительными водами, было уделено особое внимание гидроморфности, автоморфности и автогидроморфности условий почвообразования. Авторы данной классификации считают, что в первый период орошения утрачивается верхний целинный слой почвы и образуются пахотный и подпахотный горизонты (орошаемые почвы). Но в дальнейшем природные признаки их постепенно утрачиваются и они переходят к более зрелым стадиям — оазисным почвам.
За прошедшие годы были собраны дополнительные материалы по орошаемым и освоенным почвам. Появился новый подход к классификации орошаемых почв [8] и антропогенных ландшафтов [1, 7]. Н. Г. Минащина разработала классификацию орошаемых почв на уровне зональной общности. Она в пределах северной субтропической пустыни выделяла 6 классов оазисных почв: недавноорошаемые, оазисные орошаемые, древнеоазисные орошаемые, оазисные залежные, антропогенные вторичных бугров и низин, остаточные природные. При наименовании орошаемых почв среди авторов имеются расхождения и до сих пор не разработана единая общепринятая терминология. Большинство исследователей под «оазисом» понимают вариант обводненных антропогенных почв [3, 8, 10], Когда речь идет об оазисных почвах, представляется озелененный и обводненный участок земли среди пустынь или других засушливых территорий. Здесь важное место занимает вода и при ее использования прежние ландшафты претерпевают существенные изменения. Однако имеются ландшафты, в развитии которых ведущую роль играет не оросительная вода, а деятельность человека вообще — это земли антропогенные.
В настоящее время в Ферганской долине орошаемые почвы занимают основные площади освоенных земель. Они расположены в разных геоморфологических условиях – начиная от равнин и кончая крутыми склонами адыров и предгорий. Здесь выступает на первый план не почвенный тип, а характер механических воздействий, который в дальнейшем развивается в сочетании с искусственным и естественным почвообразованием. В результате планировочных работ на месте бывших бугристых и барханных песков образуется однородный песчаный грунт, бедный органическими веществами, легко поддающийся в сухом состоянии ветровой эрозии. При планировке солончаков с гипсовыми и шоховыми прослойками появляется пестрый грунт, который отличается по плотности, порозности, содержанию питательных элементов, минералогическому и механическому составу. Мощные толщи лёссов образуют почвы с однородным суглинисто-глинистым механическим составом и с благоприятными химическими и водно-физическими свойствами.
Состав почвообразующих пород оказывает большое влияние на свойства сероземов, а также и на содержание гумуса в них [6]. По существующей классификации эти орошаемые луговые почвы, орошаемый серозем и т. д. Данные названия не означают, что они используются в какой-либо определенной степени в сельском хозяйстве. Не ясна и их производительная способность. Вероятно, при наименовании орошаемых почв необходимо придавать особое значение агрономически важным показателям почв, например, мелкоземистые, песчаные, галечниковые, алевролитовые и т. д. Небезинтересно обратить внимание на почвы под лесными насаждениями, сельскими и городскими постройками и на вышедшие из сельхозоборотов. Целесообразно объединить оазисные залежные и антропогенные почвы вторичных бугров и низин, а также овраги, оползни, суффозионные воронки антропогенного происхождения в один класс – антропогенно-деградированные почвы. Таким образом в долине можно выделить следующие классы антропогенных земель: орошаемые, оазисные, антропогенно-деградированные и антропогенно-непочвенные.
Орошаемые почвы отличаются очень маломощным (30 см) и маломощным (30—50 см) агроирригационными горизонатами. В пределах этого данного выдела в Ферганской долине существуют глинистые, суглинистые, лёссовидные, галечниковые, кольматированные, песчаные, алевролитовые орошаемые почвы автоморфного, полугидроморфного и гидроморфного ряда пустынной и полупустынной (сероземного пояса), зон. В лёссовидных орошаемых почвах адыров развиваются суффозионные воронки, смывы, намывы и даже овраги. Глинистые и суглинистые орошаемые почвы периферических частей конусов выноса, надпойменных террас рек Карадарьи, Нарына и Сырдарьи местами засолены, кое-где на них развиты вторичные солончаки. Галечниковые, песчаные и кольматированные орошаемые почвы, требуют частых поливов из-за сильной водопроницаемости, а алевролитовые орошаемые почвы практически водонепроницаемы и они склонны к образованию вторичных солончаков, антропогенному оползнеобразованию и неблаго-приятны для корневых систем сельхоз-культур.
Оазисные почвы подразделяются на оазисные (обычные), оазисные лесные и оазисные селитебные. Оазисные (обычные) почвы по мощности агроирригационных наносов нами подразделяются на среднемощные, мощные, мощные с погребенными агроирригационными горизонтами и сверхмощные (очень маломощные и маломощные градации относятся к орошаемым почвам).
Оазисные лесные почвы. С появлением оседлости в Ферганской долине, наряду с зерновыми культурами, было развито садоводство. В последние годы идет увеличение площади лесных насаждений в целях предотвращения эрозии и дефляции земель. Увеличивается число садово-виноградарских хозяйств. В настоящее время площадь лесов только в узбекской части долины составляет 44 тыс. га. Безусловно, почвы садов и виноградников значительно отличаются от почв однолетних культур или многолетних трав. Общеизвестно, что древесные культуры понижают температуру почв и приземного слоя атмосферы по сравнению с почвами однолетних культур. Различия наблюдаются и в микробиологических, температурных, водных, водно-воздушных режимах, в разложении органических остатков и т. д. По наблюдениям на старых садоводческих землях, где поливают прозрачными родниковыми и арычными водами медленно накапливаются агроирригационные наносы. Однако почвенные разрезы, сделанные на старых садоводческих землях с. Кандиян (вода родниковая) и Нанай (Подшаатасай) показали, что почвы обладают мощным структурным слоем, проработанные червями и другими земляными животными, крупными и мелкими корнями, не имеют антропогенных включений. Карбонатные и гипсовые новообразования находятся на глубине 2,5—3 м. Мощность структурного слоя доходит до глубины 2,5 м, тогда как целинные почвы этого подтипа имеют лишь 55 — 60 см структурного слоя, а ниже идут обильные карбонатные и гипсовые новообразования и далее почвообразующая порода. Причинами появления агрономически ценных структурных горизонтов (не агроирригационных) являются орошение н древесные насаждения, которые произрастали здесь тысячелетиями. Не обходимо отметить, что орошаемые почвы не всегда растут только вверх, но и прослеживается углубление структурного горизонта вниз под влиянием произрастания древесных растений и связанного с ними накопления органических веществ, действия микро и мезофауны, вымывания карбонатных и гипсовых новообразований и гумусовых веществ. При классификации антропогенных почв крайне необходимо учитывать эти изменения.
Оазисные селитебные почвы. На областных почвенных картах составленных в 50-х годах М. А. Панковым, Б.В. Горбуновым, С.А. Шуваловым, а также и на районных почвенных картах РПЭ Узгипрозем (1961 – 1964 гг.) почвы, занимающие сельские и городские населенные местности, не были выделены в качестве особых групп. В землеустроительной практике для определения площади нетто было принято исключить из площади брутто от 5 до 8% в богарной зоне и до 15% в поливной. Число городов и сел в Ферганской долине постепенно растет, увеличиваются населенные пункты, появляются новые заводы и фабрики, асфальтированные земли. Все это значительно влияет на развитие почв и обязывает выделить эти почвы в качестве особой таксономической единицы. В пределах данного выдела по характеру земель и глубине воздействия антропогенных факторов можно различить сельские и городские оазисные селитебные почвы. В настоящее время приусадебные земли в Наманганской области составляют 16,4 тыс. га. в Андижанской — 20 тыс. га, в Ферганской — 22,5 тыс. га. Предполагается увеличение площади этих земель.
Антропогенно-деградированные почвы. Выпавшие из сельскохозяйст-венного оборота по разным причинам ранее орошаемые почвы выделены Н. Г. Минашиной в особый класс оазисных залежных почв. Эти почвы в настоящее время не орошаются из-за слитости, засоления, переувлажнения и заболачивания. В данной классификации выделены следующие классы: оазисные залежные, оазисные антропогенные, остаточные природные почвы внутри оазиса. В Ферганской долине залежные почвы и почвы на рашах занимают очень незначительные площади. В Центральной Фергане залежи встречаются на межколлекторах (где построены двурядные коллекторы) и среди орошаемых полей в виде вторичных солончаков. Кроме того, здесь широко развиты антропогенные овраги, карст, оползни и другие явления, заброшенные сельскими и городскими поселениями (антропогенно-остаточный рельеф) местности. На наш взгляд все перечисленные образования можно объединить в один класс антропогенно-деградированных почв.
К антропогенно-непочвенным образованиям нужно отнести водные поверхности (водохранилища, каналы, коллекторы), карьеры и дороги, вновь созданные человеком. Это бывшие наземные экосистемы. Антропогенные непочвенные образования сильно влияют на окружающую среду. При строительстве водохранилищ наземные экосистемы сменяются водными, в свою очередь они действуют на уровень и минерализацию грунтовых вод, попавших в среду влияния нового водоема, изменяют микроклимат, способствуют засолению и заболачиванию почв, разрушают берега (абразия). Грунтовые воды приканальной части орошаемых земель обладают меньшей минерализацией. Влияние антропогенных непочвенных образований на почвы сопоставимо с предвиденными (гидрогеологическими – изменяется уровень и минерализация грунтовых вод, климатическими) и непредвиденными (подъем уровня и минерализации грунтовых вод, наводнения, гибель сельхозкультур, дорожно-кюветные овраги и др.) явлениями [7|.
Выводы
-
Антропогенные почвы Ферганской долины (закономерности образования, химические, биологические, агрохимические, агроэкологические и другие свойства) мало изучены.
-
При использовании этих почв агрономические, агроэкологические, гидротехнические мероприятии до сихпор достаточно не произведены на производства.
-
В пределах данного выдела по характеру земель (почвенно-экологические условия) и глубина воздействия антропогенных факторов можно различить сельские и городские оазисные селитебные почвы.
-
В настоящее время при усадебные земли в Ферганской долины предполагается увеличение площади этих земель. Требуются научного мероприятие при рационального использование и охрана антропогенных почв Ферганской долины.
Библиографический список
- Абдулкасимов А. А. Проблемы изучения котловинных ландшафтов Средней Азии. Ташкент, 1983.
- Генусов А. З., Горбунов Б. В., Кимберг Н. В. Почвенно-климатическое районирование Узбекистана в сельскохозяйственных целях. Ташкент, 1960.
- Генусов А. З., Горбунов Б. В., Кимберг В. В. Классификация и диагностика почв. Узбекистана Труды НИИП. Т. VIII. Ташкент, 1972.
- Димо Н. А. Влияние искусственного орошения и почвенного естественного увлажнения на процессы почвообразования и перемещения солей в почвогрунтах Голодной степи Самаркандской области. Саратов, 1911.
- Добровольский В. В. География почв. М., ,1968.
- Кочубей М. И. Изменение запаса гумуса в почвах пустынной и полупустынной зон при богарном и орошаемом освоении//Почвоведение, 1982, № 8.
- Мильков Ф. Н. Человек и ландшафты. М., 1973.
- Минашина Н. Г. Орошаемые почвы пустынь и их мелиорация. М., 1974.
- Молодцов В. А. Характеристика ирригационных каналов Самаркандского оазиса//Почвоведение, 1958, № 2.
- Орлов М. А. К характеристике поливного земельного фонда Средне-азиатских республик//Социалистическое строительство Средней Азии. 1933, № 2-3.
- Орлов М. А. Изменение почвообразовательных процессов пустынь Средней Азии под влиянием орошения//Сельскохозяйственное освоение пустынь Средней Азии и Казахстана. Ташкент, 1934.
- Орлов М. А. О сероземах и оазисно-культурных почвах Труды СДГУ. Сер. VII. Вып. 6. Ташкент, 1937.
- Сучков СП. Почвы хлопковых районов Узбекистана. Ташкент, 1950.