Для успешного развития экономики и создания национальной инновационной системы в России необходимы достаточная инвестиционная активность как самих предприятия так и их привлекательность для инвесторов. Одну из главных ролей играет привлечение иностранных инвестиций в виде портфельных инвестиций, прямых капиталовложений и других активов. Можно выделить два основных источника финансирования инновационной деятельность, это бюджетные и внебюджетные средства. Основное отличие заключается в направленности инвестиций, бюджетные финансируются государством в соответствии с инновационной политикой государства, а внебюджетные средства привлекаются самостоятельно. Наиболее распространенные инвестиции в России бюджетные, когда в странах с развитой экономикой доля частных инвесторов выше.
Одной из выраженных проблем инновационного развития России является трудность аккумулирования инвестиций (в частности иностранных) в таких отраслях экономики как приборостроение, машиностроение, легкую промышленность, перерабатывающие отрасли промышленности и сельского хозяйства и т. п., а ведь именно от этих отраслей и зависит уровень экономического развития страны. Большинство российских инвесторов по прежнему производят инвестиции в сырьевые отрасли экономики с целью получения максимальной прибыли в минимальные сроки. Такая же тенденция наблюдается и у иностранных инвесторов. Безусловно, инвестиции в сырьевые отрасли россии – это стабильные, высокодоходные и практически безопасные инвестиции, но не стоит забывать, что такое вложение средств не должно быть доминирующим т.к. может пагубно повлиять на развитие экономики в целом. Наступление экономических и политических кризисных явлений отечественной экономики в начале 2014 года продолжающихся в данный момент, в виде введения санкций как Россией так и против России, ростом уровня инфляции, падением цен на нефть и удорожанием иностранной валюты, привело к тому что инвестиции в российские сырьевые отрасли утратили часть своей эффективности, несомненно они являются лидирующими по доходности и надежности, но произведя те же инвестиции в не сырьевые отрасли экономики, эффективность инвестиций была куда бы выше.
Доля инновационных факторов в годовой прирост ВВП составляет 1.3%, а высокотехнологичных отраслей промышленности и отраслей знаний в ВВП 10.5%. В соответствии с концепцией социально-экономического развития Российской Федерации до 2020г. Данный показатель должен составить 17-20%, а часть инновационных факторов в годовой прирост ВВП должен достичь минимума в 2-3% [1]. Также согласно концепции, планируется повысить производительность труда в 2.4-2.6 раза, а доля затрат на НИОКР планируется увеличить до 3.5-4% ВВП.
Базисным моментом процесса инвестирования является то, что доля государственных расходов на НИКОР в России составляет 60%, что намного выше чем в развитых странах.
График 1.
Доля расходов на НИОКР в федеральном бюджете в 2010-2016 гг. %
График 2.
Структура источников финансирования затрат на НИОКР в России за 2014 год, %
В развитых странах, таких как США, Германия, и Китай, финансирование государства составляет около 30%, в Японии – около 18%. Остальные расходы приходятся на частных инвесторов. По мнению аналитиков, рост инвестиций в России не превышает 10-12% в год, что явно недостаточно для экономики с устаревшими основными фондами.
В развитых странах наибольшее количество инвестиций приходится в такие отрасли как автомобильное строение, компьютеры, электроника и здравоохранение. В России же основной поток инвестицией направлен в сырьевые отрасли. Надеяться на то, что нефтегазовый сектор и в дальнейшем будет приносить такую же прибыль и быть таким же стабильным нельзя.
Таблица 1. Динамика нефтегазовой составляющей в доходах федерального бюджета РФ в 2006-2015гг.
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Доходы в % ВВП |
23,3 |
23,4 |
22,5 |
18,9 |
18,5 |
20,8 |
20,7 |
19,3 |
19,0 |
18,8 |
из них | ||||||||||
Нефтегазовые доходы, в % к общему объему |
46,9 |
37,2 |
47,3 |
40,7 |
46,1 |
49,6 |
50,5 |
46,1 |
44,6 |
44,4 |
Таблица 2. Динамика мирового производство нефти в 2010-2015гг.
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Мировое производство, млн. тонн в год |
4338 |
4347 |
4428 |
4497 |
4546 |
4586 |
Производство в России, млн. тонн в год |
505 |
509 |
514 |
510 |
510 |
510 |
Доля России в мировом производстве, % |
11,6 |
11,7 |
11,6 |
11,3 |
11,2 |
11,1 |
Из таблицы 1 видно, что в период с 2006 по 2015 год, сокращение доходов составило 4.5%, так же прослеживается явная тенденция к спаду. Вероятнее всего это связанно с ростом мирового производства нефти, который обусловлен появлением нового продавца.
Переход России к инновационно-ориентированному типу развития возможен при построении эффективной национальной инновационной системы, предполагающей масштабную модернизацию экономики, развитие здравоохранения, образования, научных исследований и разработок, создание системы, способствующей продвижению на международный рынок отечественных инновационных продуктов и технологий. В связи с данной политической обстановкой и программой импортозамещения, Россия как никогда нуждается в инвестициях в отечественного производителя, у которого есть все шансы если не выйти на мировой рынок, то хотя бы добиться лидирующих позиций на внутреннем. В данный момент в стране наблюдается кризис, последствиями которого будет недостаток инвестирования в высокотехнологичные отрасли, что подтверждается данными графика 1, из которых видно, что происходит сокращение расходов на НИОКР в федеральном бюджете. Все это ведет к падению производства, доходов и занятости.
Определяющим фактором для создания эффективной национальной инновационной системы является решительные меры со стороны государства, а именно создание эффективных механизмов финансирования, на основе поддерживающих и мотивирующих, а не ограничивающих и запрещающих инновационную активность подходов. Грамотный подход к созданию таких механизмов, позволит вызвать интерес как у самих инноваторов к деятельности, так и у инвесторов к инвестированию что в свою очередь приведет к действительно положительным результатам.
Библиографический список
- Проект «Инновационная Россия (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Минэкономразвития России. Москва, 2010. URL: http://innovus.biz/ (дата обращения 10.11.2015).
- http://www.gks.ru/
- Бернарден Акитоби, Ричард Хемминг и Герд Шварц. Государственные инвестиции и государственно-частные партнерства. / Международный Валютный Фонд. 2007. URL: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/issues/issue40/ei40r.pdf